ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОНОПОЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Читая книги, слушая новости, пользуясь интернетом, разговаривая с друзьями, вы всегда касаетесь экономических вопросов, которые непосредственно влияют на вашу жизнь. Что лучше: тратить или сберегать деньги? Зачем нужны налоги? Где найти капитал для открытия собственного дела?

Изучение экономики поможет найти ответы на эти и другие вопросы. Но самое увлекательное в экономике – проследить развитие процесса, его переход из одной формы в другую. Рыночным отношениям присуще движение от одной противоположности к другой – от чистой конкуренции к монополии, и наоборот. В XVIII-XIX вв. ремесленники-монополисты перешли к свободной конкуренции, но в результате конкурентной борьбы и индустриального развития более сильные предприятия вытесняют слабые, концентрируют и централизуют производство. Таким образом, они получают рыночную власть, то есть возможность устанавливать выгодные себе условия купли-продажи, влиять на цену и выбирать объем производства.

Актуальность исследования обусловлена тем, что монополии – часть нашей жизни, экономической действительности, поэтому необходимо понять их воздействие на российскую экономику и ее развитие.

Сущность и виды монополии. Конкуренция во многом определяет эффективность рыночной системы в использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей потребителей. Согласно словарю «Экономика. Толковый словарь», конкуренция – ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями.1 Различают несколько видов конкуренции: совершенная и несовершенная. Совершенная конкуренция, к сожалению, является скорее теоретической моделью, так как на деле практически невозможно обеспечить однородность продукции, свободу входа и выхода при большом количестве продавцов и покупателей, поэтому чисто конкурентные рынки встречаются редко. Каждая фирма стремится как-то выделиться, создать себе «лицо» для привлечения покупателей с целью максимизировать свою прибыль. Рыночная власть означает способность фирмы влиять на цену своей продукции, то есть устанавливать ее. Различают монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию, хотя последние две часто объединяют.

В условиях чистой монополии отрасль и фирма совпадают. Покупатели не имеют возможности выбора из альтернативных вариантов, поэтому вынуждены приобретать товары или услуги по установленной монополистом цене и в том количестве, которые он поставляет на рынок. Таким образом, монополист контролирует и цену, и выпуск.

Отсутствие близких заменителей означает невозможность ценовой и неценовой конкуренции. Уникальность товара не дает ценовому рыночному механизму скорректировать ее.

Барьеры для вступления в отрасль – главная причина возникновений монополий. Рассмотрим некоторые из них.

Монополия, как показывает практика, возникает тогда, когда барьеры для вступления в отрасль практически непреодолимы. Совершенная конкуренция, которая предполагает огромное количество продавцов и покупателей, не может осуществить концентрацию ресурсов. Поэтому эффективное производство с малыми издержками в некоторых отраслях может быть достигнуто с помощью крупных объемов производства и продаж. Такое явление получило название «эффект масштаба производства». В конце XIX века наступает эра крупномасштабного производства, когда на рынке появляются гигантские корпорации, теоретически предсказанный положительный эффект масштаба начинает реализовываться на практике. Большой объем выпуска позволяет снизить средние издержки или себестоимость единицы продукции. Как следствие, такая фирма вытесняет конкурентов с рынка. Поэтому достижение низкой цены единицы продукции возможно, если на рынке господствует единственный крупный производитель. На практике мы можем наблюдать подобную ситуацию в таких отраслях промышленности, как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, электроэнергетическая, автомобильная и некоторые другие.

Иногда причиной возникновения монополии может стать государство, которое предоставляет и защищает исключительные права. Таким образом, фирма получает статус монополиста, то есть единственного производителя товаров или услуг. Обычно в подобных случаях положительный эффект от масштаба ярко выражен, а конкуренция практически невозможна. Государство, в свою очередь, может влиять на качество и цену продукции. Привести в пример можно водо- и газоснабжение. Кроме того, основой монополии может стать исключительное право на какой-либо ресурс. Классический пример – деятельность компании «Де Бирс», которая получила право на исключительное пользование крупнейших алмазных рудников в Южной Африке. Поэтому она и контролирует мировой рынок алмазов.

Государство лицензирует некоторые виды деятельности – такие, которые могут навредить законным интересам другим гражданам, безопасности государства. К ним относят оценочную деятельность, оборот наркотических и психотропных средств, производство и поставку алкоголя, табачных изделий, деятельность кредитных организаций и другие. Лицензию могут предоставить как частной фирме (например, коммерческому банку), так и государственной организации. Один из самых известных подобных примеров – история водочной монополии в России.

Еще один вид барьера для вступления в отрасль – патент. Согласно словарю «Финансы. Толковый словарь», патент – это предоставление эксклюзивного права на эксплуатацию изобретения.2 Выдача патентов позволяет изобретателю защищать свою идею от незаконного использования теми фирмами, которые не несли расходов на это изобретение. Другими словами, патентное право не позволяет просто копировать продукт или технологию. Кроме того (и это главное) на время действия патентного права фирма получает власть, становится господствующей на рынке, получает монопольное положение. Патенты сыграли огромную роль в развитии и становлении таких компаний, как «Ксерокс», «Полароид», «Дженерал Моторз», «Истман Кодак», «IBM», «Сони» и других. Монопольное положение и, как следствие, высокая прибыль, служат стимулом для ее вложения в последующие разработки. В результате фирма получает новые патенты, которые позволяют ей сохранить ее положение как монополиста. Некоторые отрасли защищены патентами: фармацевтическая, химическая, электронно-вычислительная и некоторые другие. Для вхождения в такую отрасль необходимо заплатить за разрешение использования технологии либо разработать собственный способ производства продукции.

Авторское право и товарные знаки помогают защитить дизайн изделия. Согласно Гражданскому кодексу РФ, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Законодательно регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведения и способом его выражения (хореографические, драматические, музыкальные, литературные произведения, карты, планы, эскизы и многое другое). Существует знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов – латинской литеры «C» (первая буква слова «copyright»), помещённой в центре окружности, и имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав. Авторское право действует в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Право авторства, права на имя и право на защиту репутации автора сохраняются бессрочно.

Согласно «Современному экономическому словарю», товарный знак – зарегистрированное в установленном порядке обозначение, символика, позволяющие отличить товар данной фирмы от товаров других фирм.3 Он предназначен для защиты прав производителей, так как обладатель товарного знака имеет исключительное право на его использование, охраняемое законом. Основным качеством товарного знака, позволяющим ему эффективно содействовать реализации товаров на рынке, является его способность привлекать внимание потребителей к обозначенным им товарам или услугам. Рекламоспособность товарного знака характеризуется следующими признаками: новизна и оригинальность идеи, воплощенные в знаке, лаконичность, удобопроизносимость (для словесных и буквенных знаков), ассоциативность с товаром или его производителем, приспособляемость к отдельным видам рекламы, правильное использование цветовой гаммы. Он не должен содержать слова или изображение, ставшие обычными для повседневного обихода, географические названия, геральдические обозначения, описание товарных свойств изделия, ложные обозначения. Для маркировки зарегистрированного товарного знака применяются символы в виде латинской литеры «R» или «R» в окружности (англ. Registered (Trademark) Sign), «™» (сокращение от англ. trade mark), словесное обозначение «товарный знак». Наряду с товарным знаком используется торговая марка в виде фирменного знака-символа для обозначения не одного, а всех товаров данной фирмы. Согласно действующему законодательству, производить товары и оказывать услуги на территории Российской Федерации можно только на основе государственной регистрации, поэтому товарные знаки и марки могут быть зарегистрированы только на имя юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.

Таким образом, монополия – это рынок, на котором действует одна фирма, являющаяся единственным производителем товара или услуги, не имеющих аналогов и близких товаров-заменителей.

На первый взгляд, такая ситуация кажется невозможной, и действительно, чистая монополия в реальной жизни в масштабе страны или всего мира встречается редко. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. В обыденном сознании закрепилось отождествление монополии с крупной олигополистической фирмой. Однако, если мы рассматриваем местные рынки, подобные ситуации встречаются повсеместно. В небольшой деревне может быть только один магазин, одна школа, какое-нибудь одно предприятие, например, лесопилка, и так далее.

Монополии разделяют на виды по нескольким признакам.

По месту в торговых сделках монополии подразделяются на монополию, когда одно предприятие продает общественные блага множеству покупателей, монопсонию, когда фирма, как потребитель, скупает продукцию и всех продавцов, и двусторонняя монополия, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный покупатель и единственный продавец).

По характеру и причинам происхождения выделяют экономическую (легальную и искусственную), естественную и административную монополию.

Сначала проанализируем экономическую монополию. Она возникает в условиях рынка и функционирует по законам рыночной экономики. Таким образом, она вынуждена опасаться потенциальной конкуренции, а именно появления товаров-заменителей, нововведений, и импортных товаров.

Легальные монополии возникают на законном основании и защищаются государством от конкуренции законами о патентах, авторских правах, товарных знаках, лицензиях и др.

Искусственные монополии (то есть не естественные) создаются для получения монополистических выгод. Основные пути для достижения этой цели - барьеры для вхождения в отрасль, высокий уровень развития технологии, увеличение капитала для увеличения позитивного эффекта от масштаба, притеснение конкурентов при помощи рекламы.

Искусственная монополия имеет следующее формы:

  • картель – соглашение предприятий, обычно одной и той же отрасли, о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмене патентами и т.д. Часто существует негласно. Фирмы, вступившие в картель, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность;4

  • синдикат – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, созданное в интересах организации коллективного сбыта такой продукции через единую торговую сеть. Синдикат учреждает общее торговое товарищество, заключающее договор о продаже с каждым из членов синдиката;5

  • трест – объединение предприятий, фирм, в котором его участники, вошедшие в состав треста, теряют свою производственно-торговую самостоятельность, руководствуются в этих областях своей деятельности решениями управляющего центра;6

  • концерн – организационная форма объединения предприятий, остающихся юридически самостоятельными, но передающих часть своей хозяйственной самостоятельности под общее руководство объединения.7

Однако силу монопольной власти не стоит преувеличивать. Действуя в рыночной экономике, монополия может потерять свое положение. А вот в условиях административно-командной системы монополия формируется на базе государственной собственности на капитал. Такая система развивается в условиях закрытой экономики, ресурсы распределяются прямо по предприятиям, появляется тенденция к увеличению заводов, превращение их в отрасль. В таком случае им не грозит конкуренция товаров-субститутов, что тормозит научно-технический прогресс. Поэтому административная монополия обладает большей властью, чем экономическая.

Естественная монополия возникает в тех случаях, когда выпуск продукции выше необходимого уровня сопровождается экономией на масштабе производства. Отрасль является естественной монополией, если одна фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или услугой с меньшими издержками, чем это удалось бы нескольким конкурентам. Особенность таких отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, что требует больших вложений для вступления в отрасль. Хотя высокая прибыль и привлекает предпринимателей, но это бесперспективно, так как они не смогут добиться столь же низких издержек, а долевой объем производства снизится. К отраслям естественной монополии относят коммунальное хозяйство, снабжение электроэнергией, газом, водой и теплом, общественный транспорт. В этом случае дублирование и разукрупнение ведет к увеличению издержек. Совершенно очевидно, что устанавливать в доме два водопровода экономически невыгодно.

Тем не менее, естественные монополии не могут решить все проблемы самостоятельно без вмешательства государства, так как в отрасль требуются вложения, и для их покрытия поднимают цены и тарифы, правительство и муниципальные органы власти должны помочь преодолеть противоречия между социальными и экономическими аспектами деятельности естественной монополии.

Особенности монополии в России. Монополизм в России имеет долгую историю развития, свои истоки, мало напоминающие опыт зарубежных стран. Предлагаю рассмотреть особенности монополизма в России.

Первой особенностью, на которую необходимо обратить внимание, является склонность к крупным размерам производства. Эту тенденцию можно проследить с петровских реформ до настоящего времени. Мануфактуры появились не в результате развития рыночных отношений, а была созданы по инициативе Петра Первого на государственной основе, по сравнению с зарубежными они были масштабнее. В советское время с целью использования положительного эффекта масштаба производства строили избыточно крупные заводы.

Вторая особенность – государственная политика, поддерживающая монополии. Начать опять следует с Петра Великого, создавшего «крепостную монополию» путем законотворчества, вложения государственных средств и принуждения. В революционный период 1905-1907 гг. в России ярко проявлялось взаимодействие аппарата государственной власти и монополистической буржуазии, направленное на подавление рабочего движения. Ведущие промышленно-финансовые группы крупного капитала использовали государственный военно-карательный аппарат для поддержания сложившихся производственных отношений. Позднее большевики провозгласили коллективную собственность на средства производства и утвердили жесткое централизованное планирование и административное ограничение рынка.

Третья – развитие монополий в нерыночной среде, не под воздействием спроса и предложения. Соглашения торговцев с целью получения монопольной прибыли не были чем-то из ряда вон выходящим. Но с конца XIX века монополизация ведущих отраслей приняла массовый характер: картели, синдикаты и финансово-промышленные группы. Кризис 1900-1903 гг. и Первая Мировая война только ускорили процесс монополизации национальной экономики: тяжелая, текстильная, пищевая, строительная и другие отрасли промышленности были монополизированы крупным капиталом. Поэтому экономику царской России все-таки нельзя назвать рыночной.

С 1930-х годов СССР взял курс на индустриализацию, в первую очередь, на развитие тяжелой промышленности. Для того чтобы вывести страну из кризиса, рыночная экономика была заменена плановой: новые задачи, вставшие перед страной, требовали, по мнению руководства СССР, долгосрочного планирования. Такая экономика была построена на директивах, государственном распределении ресурсов и ценообразовании. Механизмы рыночной конкуренции перестали действовать, поэтому экономическая система представляла собой множество монополий, когда заводы специализировались в каком-либо узконаправленном производстве. В России на первом этапе приватизации было проведено разукрупнение предприятий, но тенденция к укрупнению сохранилась, покупались пакеты акций, паев в разных фирмах.

Четвертой особенностью следует признать ведущую роль монополий в экономике. При переходе от командно-плановой экономики к рыночной высокая степень монополизации народного хозяйства фактически не была устранена. Отсутствие малого и среднего бизнеса сыграло в нашей истории определяющую роль: мануфактуры были созданы революционно, а не эволюционно, картели и последующие монополистические образования не разрушили высокую докапиталистическую промышленную культуру, ее не было. После появления России как самостоятельного государства открытая экономика привела к конкуренции с иностранными компаниями. Малые и средние предприятия теряли свое экономическое положение из-за несоответствия качества и роста цен.

Таким образом, российские монополии отличаются крупными размерами производства, государственной поддержкой монополий, их развитием в нерыночной среде и лидирующим положением в экономической системе.

В результате усиления сырьевой направленности экономики роль естественных монополий в национальной экономике возросла. В разное время до 60% государственного бюджета наполнялось за счет продажи нефти и газа.

В настоящее время в России выделяют две крупнейших естественных монополии: ОАО «РЖД» и ПАО «Газпром». Одна является инфраструктурной, а другая топливо-энергетической государственной монополией, обе обладают чертами, присущими российским монополиям. На современном этапе их можно считать определяющими для экономики страны и для ее будущего развития.

ПАО «Газпром» – энергетическая компания, которая занимается геологоразведкой, добычей, транспортировкой, хранением, переработкой и реализации газа и нефти, производством и сбыта тепло- и электроэнергии.

На «Газпром» приходится 12% мировой и 69% российской добычи газа, компания обладает монополией на экспорт трубопроводного газа. В настоящее время «Газпром» совершает диверсификацию рынков сбыта: кроме осуществления поставок в регионы России, страны дальнего зарубежья и потребителям бывшего Советского Союза, «Газпром» в 2014 г. заключил контракт с китайской компанией СNPC на поставку российского газа в Китай по «восточному» маршруту.

Газпром занимает первое место в рейтинге «РБК 500. Весь бизнес России», удерживая эту позицию несколько лет. В Forbes 2000 (список 2000 крупнейших публичных компаний мира по версии журнала Forbes) Газпром входит в первую сотню.

Таблица 1.

Место Газпрома в Forbes 2000

Год

Место

2010

16

2011

15

2012

15

2013

17

2014

21

2015

27

Таблица 2.

Показатели деятельности ПАО «Газпром» в соответствии со сводной бухгалтерской отчетностью по РСБУ

 

2010

2011

2012

2013

2014

Выручка от продаж, млн руб.

3661699

4735822

5002902

5247300

5660975

Прибыль от продаж, млн руб.

1161832

1624760

1356604

1429674

1343742

Чистый (убыток)/прибыль, млн руб.

771242

995731

745722

811375

136849

Объем капитальных вложений, млн руб.

896130

1336913

1200151

1131071

1084862

Налоги и платежи, млрд руб.

980

1100

1700

1800

2063

Таблица 3.

Оборот организаций

 

2010, млрд руб.

2011, млрд руб.

2012, млрд руб.

2013, млрд руб.

2014, млрд руб.

Оборот организаций

81196,1

99978,4

111582,0

114625,7

129195,0

Таблица 4.

Доля ПАО «Газпром» в обороте организаций (в процентах)

 

2010

2011

2012

2013

2014

Доля в обороте организаций

4,5

4,7

4,5

4,6

4,4

Таблица 5.

Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

 

2010

2011

2012

2013

2014

Доходы, млрд руб.

16031,9

20855,4

23435,1

24082,4

26766,1

Таблица 6.

Доля налогов ПАО «Газпром» в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов (в процентах)

 

2010

2011

2012

2013

2014

Доля налогов в доходах бюджета

6,1

5,3

7,3

7,5

7,7

Таблица 7.

Персонал группы Газпром

 

2010

2011

2012

2013

2014

Списочная численность, тыс. чел

400,6

404,4

431,2

459,5

459,6

Как видно из представленных таблиц, несмотря на то, что выручка от продаж увеличивается, чистая прибыль компании за 2014 г. по сравнению с 2010 г. сильно упала, объем капитальных вложений более менее стабилен. Если рассматривать динамику по занятости, число работников Газпрома и его дочерних предприятий растет. При этом средняя зарплата значительно выше средних показателей по стране. Например, средняя зарплата в «Газпроме» составляет от пятидесяти до восьмидесяти тысяч рублей, а среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в России составляет почти 32,5 тыс. рублей, что, несомненно, влияет на привлекательность трудоустройства в данной компании. Доля Газпрома в обороте предприятий стабильна и в процентном соотношении составляет более четырех процентов, а вклад в государственный бюджет в среднем почти равен семи процентам в период с 2010 по 2014 годы. Таким образом, с течением времени Газпром теряет свои позиции среди мировых компаний, хотя и остается на первом месте среди российских.

На основании представленных данных можно сделать несколько выводов:

  1. Газпром – действительно крупное предприятие не только в отрасли, но и в экономике страны в целом;

  2. Газпром – одна из ведущих компаний страны;

  3. Газпром развивается по экстенсивному пути;

  4. Наблюдается малая эффективность предприятия: несмотря на рост выручки, прибыль значительно снижется.

Теперь предлагаю поговорить об ОАО «РЖД».

ОАО «РЖД» – российская государственная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. Компания была образована в 2003 г. на базе Министерства путей сообщения РФ постановлением Правительства РФ. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация.

Транспортная система оказывает решающее влияние на экономическое развитие государства. Его функционирование обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, миграцию населения и обороноспособность страны. В настоящее время транспорт и железные дороги в частности рассматриваются не просто как удобный способ перевозки грузов и пассажиров, но как межотраслевой элемент, преобразующий условия хозяйствования. К сожалению, в настоящее время Дальний Восток и Сибирь практически не охвачены железнодорожной сетью, что, без сомнения, замедляет темпы освоения месторождений угля, газа и других полезных ископаемых, а также заселения этих областей.

АО «Федеральная пассажирская компания», ОА «Первая грузовая компании» и АО «Федеральная грузовая компания» – дочерние компании ОАО «РЖД», обеспечивающие грузовые перевозки и перевозки пассажиров дальнего сообщения.

На российских железных дорогах наблюдается профицит вагонного парка, что приводит к появлению «узких мест». Российский парк грузовых вагонов на конец 2014 г. составлял 1 221 364 единицы, из них: 20% являются вагонами парка холдинга «РЖД», 80% принадлежат другим собственникам. В 2014 г. общий парк грузовых вагонов, не участвующих в перевозочном процессе и находящихся на инфраструктуре общего пользования, составил 339 тыс. единиц среднесуточно, в т.ч. 215 тыс. – невостребованных к перевозке погрузочных ресурсов рабочего парка и 124 тыс. вагонов нерабочего парка, занимающих пути железнодорожных станций. Общее негативное влияние избыточного парка на финансовые результаты ОАО «РЖД» за январь – декабрь 2014 г. по расчету оценивается в 14,0 млрд руб.

Если сравнивать с железнодорожной системой США, то там наблюдается профицит железнодорожных мощностей – количество путей значительно превышает потребности экономики. Типичными перевозками являются маршрутные, то есть отправка целого состава. В России более 20% перевозок являются повагонными, то есть перевозятся небольшие партии грузов, для которых достаточно одного вагона. Для формирования состава поезда требуется сравнительно большой период времени, что снижает скорость доставки.

Большинство железнодорожных грузоперевозочных компаний США являются частными и пользуются незначительной государственной поддержкой. Большая часть железнодорожных путей, на которых работают американские грузовые компании, строится, управляется и обслуживается самими компаниями. ОАО «РЖД» же является государственной монополией.

Пассажирские перевозки в США активно субсидируются правительством, но железная дорога в США, в первую очередь, ориентирована на перевозку грузов, поэтому у пассажирских поездов нет преимуществ при движении (в отличие от российских железных дорог).

Тем не менее, несмотря на недостатки железнодорожной системы, в рейтинге крупнейших компаний России-2015, составленном журналом «Эксперт» совестно с журналом «Русский репортер», по объему реализации продукции ОАО «РЖД» занимает пятое место.

Таблица 8.

Итоги деятельности ОАО «РЖД» за 2010-2014 гг.8

 

2010

2011

2012

2013

2014

Пассажирские перевозки, млн чел

992, 4

1058,5

1019,6

1070,3

Грузовые перевозки, млн тонн

1205,8

1241,5

1271,9

1236,8

1226,9

Инвестиции, млрд руб.

315

395,4

Доходы, млрд руб.

1079,3

1288

Чистая прибыль, млрд руб.

78,5

16,8

Как показывает динамика развития компании, пассажирские перевозки с течением времени возрастают, в то время как грузовые перевозки уменьшаются, хоть и незначительно. К сожалению, на официальном сайте РЖД в разделе «Итоги» не приведены данные об инвестициях, доходах и чистой прибыли. Для дальнейшего анализа воспользуемся данными РБК рейтинга «РБК 500».

Таблица 9.

Итоги деятельности ОАО «РЖД» за 2010-2014 гг.9

 

2010

2011

2012

2013

2014

Выручка, млрд руб.

1356

1479

1540

1774

1796

Прибыль, млрд руб.

208

107

94

-198

-99

Согласно таблице, прибыль ОАО «РЖД» по сравнению с 2010 г. сильно упала, поэтому в настоящее время с целью улучшения своего экономического положения ОАО «РЖД» проводит диверсификацию: скоростные поезда «Стриж», «Ласточка» и «Сапсан», двухэтажные поезда, ремонт и ввод в эксплуатацию новых отрезков железной дороги.

Можно сделать несколько выводов относительно ОАО «РЖД»:

  1. ОАО «РЖД» и ее дочерние компании занимают ведущее положение в железнодорожном транспорте;

  2. При этом преобладает экстенсивный путь развития – наблюдается увеличение перевозок за рассматриваемый период;

  3. Имеющиеся ресурсы используются малоэффективно, так как прибыль в 2014 г. составила (- 99 млрд руб.).

На основании анализа представленных данных и уже сделанных выводов, можно выделить еще две особенности российских монополий на современном этапе развития:

  • Преобладание экстенсивного пути развития;

  • Низкая эффективность использования имеющихся ресурсов.

Монополия и эффективность. В литературе XX века можно встретить множество описаний агрессивной деятельности монополий, например, в работе В.И. Ленина «Империализм как высшая фраза капитализма» и в других. Современные экономисты считают, что монополии снижают эффективность по нескольким причинам.

Во-первых, из-за особенностей монопольного ценообразования объем производства, максимизирующий прибыль, ниже, а цена выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Максимальная эффективность производства не достигается: ресурсы общества реализуются не в полном объеме, а часть продукции не производится. Ущерб, причиняемый монополией, – потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке. Количественную оценку ущербу, наносимому монополией, впервые дал американский экономист А. Харбергер в 1954 г.

Во-вторых, будучи единственным продавцом на рынке, монополист не конкурирует с другими фирмами, поэтому он не заинтересован в снижении своих издержек – это не влияет на его положение на рынке. По той же причине монополист не заинтересован во внедрении достижений научно-технического прогресса.

В-третьих, монополист для сохранения своего положения на рынке укрепляет барьеры для вступления новых фирм в отрасль. Это объективно снижает экономическую эффективность, мелкие фирмы с новыми идеями не могут попасть на рынок.

Кроме того, большое производство имеет тенденцию к бюрократизации, управленческие решения могут опаздывать, что ведет к снижению эффективности.

Дж. Гэлбрейт и Й. Шумпетер, не отрицая негативные стороны монополии, выделяют и ее преимущества.

В условиях совершенной конкуренции мелкие фирмы не могут самостоятельно создать новую технологию производства – их прибыль не стабильна, они не могут вкладывать деньги в научные исследования. А монополии располагают устойчивой прибылью и могут инвестировать в научно-технический прогресс. Другими словами, мелкие фирмы более эффективно используют уже существующую технологию, а монополия имеет возможность создать новые. Высокие барьеры для входа в отрасль дают уверенность в «завтрашнем дне», поэтому внедрение научных достижений гарантированно принесет прибыль в долгосрочной перспективе. Поэтому инвестировать выгодно. Действительно, многие технические открытия XX века были сделаны мелкими предпринимателями, но они были реализованы крупным бизнесом с помощью эффекта экономии от масштаба.

Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольная прибыль привлекательна для других фирм, поддерживает их стремление войти в отрасль. Поэтому современная монополия постоянно опасается конкуренции – внутриотраслевой и межотраслевой, национальной и иностранной. Кроме того, в некоторых отраслях существование монополии экономически эффективно – такие монополии называются естественными. Главная их характеристика – конкуренция в этих отраслях привела бы к росту средних затрат, сокращению производства и повышению цен.

Антимонопольное законодательство в России. Антимонопольное законодательство в России основывается на Конституции РФ (ст. 8, ст.34, ст. 74), Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральном законе от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», статьях Гражданского кодекса РФ, постановлениях правительства, нормативных правовых актах федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

Целями Федерального закона «О защите конкуренции» являются (как записано в ст.1) обеспечение единства экономиче­ского пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функцио­нирования товарных рынков.

Закон определяет организацион­ные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе пре­дупреждения и пресечения:

  1. монополистической деятельно­сти и недобросовестной конкуренции;

  2. недопущения ограни­чения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, иными органами или организациями, а также го­сударственными внебюджетными фондами, Центральным бан­ком Российской Федерации.

В ст. 4 закона во избежание неоднозначных подходов четко определены основные понятия, связанные с конкурентными отношениями и антимонопольным регулированием. Недобросовестной конкуренцией при этом считаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Рос­сийской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В ст. 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Далее в законе четко определяются требования к торгам, предоставление государственных или муниципальных преференций, функции и полномочия антимонопольного органа, государственный контроль за экономической концентрацией, ответственность за нарушение антимонопольного законодательства и рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС) стоит на страже законов антимонопольной деятельности. Она контролирует и осуществляет надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках и представителей власти, как исполнительных, так и местного самоуправления. Кроме того, ФАС следит за деятельностью естественных монополий с целью обеспечения равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. В своей работе ФАС тесно сотрудничает с Федеральной службой по тарифам и другими государственными органами.

К сожалению, система имеет ряд недостатков: деятельность антимонопольных органов ограничивается только установлением факта нарушения, вынесением предписаний о прекращении злоупотреблений и контролем за их выполнением. Следовательно, получается, что ФАС занимается борьбой с новообразующимися монополиями, а не с уже существующими. И, пожалуй, именно это является главным.10

Список использованной литературы

1. Большойюридическийсловарь. — М.:Инфра-М,2003.

2. Вечканов Г. С., Вечканов Г. Р. Микроэкономика: Учеб. 4-е изд. СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

3. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: Учеб. 3-е изд. – М.: Экономика, 2016. – 495 с.

4. Гражданский кодекс РФ.

5. Конституция РФ.

6. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учеб. 2-е изд. — М.: Норма - Инфра-М, 2010. — 576 с.

7. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2008. – 534 с.

8. Петренко Е. А. Проблема монополизма на железнодорожном транспорте // Наука и прогресс транспорта. Вестник Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта. 2012, № 40.

9. Прикладная экономика:Учеб. пособие. Пер. с англ. / Межрегион. обществен. орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». 3-е изд. – М.: Артель-сервис, 2003. – 272 с.

10. Радюкова Я.Ю. Этапы становления и развития естественных монополий в России // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8.

11. РайзбергБ.А., ЛозовскийЛ.Ш., СтародубцеваЕ.Б. Современныйэкономическийсловарь. — 2-еизд. М.:ИНФРА-М, 1999. - 479с.

12. Сапронов М.В. Русское государство в конце XVII в.: эволюция или революция? (к вопросу об альтернативах петровским преобразованиям) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2014, № 1 / том 14 /.

13. Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 449-456.

14. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

15.Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

16. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

17. Финансы. Толковыйсловарь. 2-еизд. –М.: "ИНФРА-М", Издательство "ВесьМир". БрайенБатлер, БрайенДжонсон, ГрэмСидуэлидр. Общаяредакция:д.э.н. ОсадчаяИ.М.. 2000.

18. Экономика, организация и управление общественным сектором: Учеб. / Н.А. Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д. Еникеева / Под ред. Н.А. Восколович. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 367 с.

19. Экономика. Толковыйсловарь. — М.: "ИНФРА-М", Изд-во "ВесьМир". Дж. Блэк. Общаяредакция:д.э.н. ОсадчаяИ.М.. 2000.

20. Борисов Е.Ф. Экономика: Учеб. и практикум / – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 596с.

21. Экономика: Учеб. 3-е изд. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 896 с.

22. Экономико-математическийсловарь:Словарьсовременнойэкономическойнауки. Л. И. Лопатников. — М.:Дело,2003.

23. Экономическая теория: Учеб. / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 714 с.

24.http://ar2014.rzd.ru/ru/performance-overview/transport/car-fleets/.

25.http://freebooks.site/uchebnik-istoriya-ekonomiki/krepostnaya-manufaktura.html.

26.http://rzd.ru/.

27.http://www.forbes.ru.

28.http://www.gazprom.ru/.

29.http://www.gazpromquestions.ru/financial.

30.http://www.gks.ru.

31.http://www.rbc.ru/ins/business/01/10/2015/560bf2a29a794790da45d6b2.

32.http://www.rbc.ru/rbc500/.

1 См.: Экономика. Толковыйсловарь. — М.: "ИНФРА-М", Изд-во "ВесьМир". Дж. Блэк. М., 2000.

2 Финансы. Толковыйсловарь. 2-еизд. –М.: "ИНФРА-М", Изд-во "ВесьМир". БрайенБатлер, БрайенДжонсон, ГрэмСидуэлидр. М.. 2000.

3 РайзбергБ.А., ЛозовскийЛ.Ш., СтародубцеваЕ.Б.. Современныйэкономическийсловарь. — 2-еизд. М.:ИНФРА-М., 1999. 479с.

4 Большойюридическийсловарь. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. — М.:Инфра-М, 2003.

5 Современныйэкономическийсловарь. РайзбергБ.А., ЛозовскийЛ.Ш., СтародубцеваЕ.Б. — 2-еизд. М.:ИНФРА-М,1999. 479с.

6 Современныйэкономическийсловарь. РайзбергБ.А., ЛозовскийЛ.Ш., СтародубцеваЕ.Б. — 2-еизд. М.:ИНФРА-М,1999. 479с.

7 Экономико-математическийсловарь:Словарьсовременнойэкономическойнауки. Лопатников Л. И. — М.:Дело,2003.

8 Данные взяты с официального сайта ОАО «РЖД».

9 РБК 500 рейтинг. Весь бизнес России.

10 Скворцова В. А., Медушевская И. Е. Государственное регулирование конкуренции в современной экономике России // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 449-456.

Просмотров работы: 2312