ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии стран мира имеет большое значение. Роль государства в экономичес­кой жизни огромна. Однако существуют полярные мнения о необходимости государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор возник одновременно с существованием государства. Государственный сектор проявляется по-разному. В российской экономике к хозяйствующим субъектам государственного сектора можно отнести:

• государственные унитарные предприятия (почта России);

• государственные учреждения (поликлиники государственные);

• акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находятся в федеральной собственности и (или) собственности субъектов Федерации;

• дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора;

• предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору.

Одна из форм организации этих хозяйствующих субъектов – государственная монополия. Сосредоточимся на ней. Вопрос о сферах, формах и методах реализации государственных монополий, ее роли в функционировании и развитии экономики является важным и актуальным на сегодняшний день. Деятельность государственных монополий обусловлена их ключевым местом в экономике страны. Их эффективное функционирование является необходимым условием эффективного функционирования экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге - благосостояние потребителей.

Понятие «государственная монополия» в настоящее время приобрело особую значимость. Существует множество определений государственной монополии, каждое из которых раскрывает его сущность. Мы изучали мнения различных ученых, таких как: доктора экономических наук Лобачевой Елены Николаевны, российского экономиста Чирихина Сергея Николаевича.

Так, Лобачева Елена Николаевна (доктор экономических наук, профессор, член Союза писателей России, заведующая кафедрой «Экономическая теория» и преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации), в одной из своих книг пишет, что

1) Государственная монополия - монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация;

В свою очередь, Чирихин Сергей Николаевич (канд. экон. наук., доцент кафедры экономической теории), в одной из своих статей определил, что

2) Государственная монополия - монополия, созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

В книге «Экономическая теория» Иохина В. Я., встречается еще одно определение:

3) Государственная монополия – это искусственная монополия (Образуемая самостоятельно хозяйствующими субъектами).

Проанализировав эти определения, мы сформулировали свое:

Государственная монополия – исключительное право государства на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

В России государственная монополия распространяется на следующие сферы:

  1. производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

  2. государственная монополия Центрального банка в сфере осуществления эмиссии наличных денег;

  3. производство и сбыт наркотических средств и психотропных веществ;

  4. экспорт или импорт отдельных видов товаров;

  5. военно-техническая;

  6. природные ресурсы;

  7. ряд объектов общенациональной инфраструктуры;

  8. почта;

  9. связь;

  10. электроэнергетика;

  11. газовая промышленность;

  12. нефтеперерабатывающая промышленность;

  13. угольная промышленность;

  14. железнодорожный транспорт.

Мы обратили свое внимание на анализ отраслей: почта; связь; электроэнергетика; газовая, нефтеперерабатывающая и угольная промышленности; железнодорожный транспорт.

Рассмотрим процесс развития государственного сектора, в данных которого заложены данные и о государственной монополии в различных странах. На наш взгляд, это можно сделать с помощью двух показателей: доля занятых в государственном секторе и доля государственных расходов. Сегодня величина государственного сектора в разных странах различна. Об этом можно судить по доле занятости в нем от общего количества рабочей силы и доли государственных расходов в ВВП: в конце 2015 г. доля занятости составляет в США - 12% , в Японии - лишь 9%, в России - 60 %,Франция - 45%, а доля государственных расходов в ВВП: в США – 36,5%, в Японии – 29,7%, в России – 48,3%, во Франции – 41,5%.

Величина государственного сектора в экономике разных стран, %1

Страна

США

Япония

Россия

Франция

Доля занятых в гос.секторе

12

9

60

45

Доля гос.расходов в ВВП

36,5

29,7

48,3

41 ,5

 

Доля занятых в гос.секторе разных стран Доля гос.расходов в ВВП в %

в %

Проанализировав первый показатель, можно сделать вывод, что в России доля занятых в государственном секторе, относительно других стран, самая большая.

Проанализировав второй показатель, видно, что доля государственных расходов в ВВП в России выше, чем в других странах. Самый маленький показатель в Японии.

Хотелось бы рассказать про Японию и США. В Японии, как и в США, государственный сектор невелик. В отличие от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Но даже в этих странах во второй половине 21 века увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе. Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшей степени, Япония).

Франция в настоящее время находится посередине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и вмешательства к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах - в энергетике и общественном транспорте.

В России позиции госсектора остаются самыми сильными в отраслях топливно-энергетического и оборонного комплексов, транспорте. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Данные отрасли являются сферой пристального внимания со стороны государства почти во всех странах, и в этом смысле Россия идет в общем русле развития мировой экономики.

Для того, чтобы непосредственно проанализировать долю государственной монополии в ВВП в разных странах, мы рассмотрим такие отрасли, как: почта, связь, электроэнергетика, газовая, нефтеперерабатывающая и угольная промышленности, железнодорожный транспорт.

Доля государственной монополии в общем объеме производства, в %2

Отрасли

Америка

Япония

Россия

Франция

Почта

70

65

58

75

Связь

70

65

49

37

Электроэнергетика

25

25

88

77

Газовая промышленность

20

3

70

17

Нефтеперерабатывающая

промышленность

25

25

64

34

Угольная промышленность

25

25

75

39

Железнодорожный транспорт

35

75

69

40

Для наглядного понимания, мы подвергли некоторые отрасли пострановому анализу. Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП почты, в %

Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП связи, в %

Эти направления являются основой формирования и развития такого ресурса, как информация. Можно сделать вывод, что Америка и Япония являются странами, которые ориентируются на инновационное развитие, свойственное постиндустриальной экономике.

Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП электроэнергетики, в %

Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП газовой промышленности, в %

Государственные монополии России занимают лидирующее место в отраслях газовой промышленности, электроэнергетики и нефтеперерабатывающей промышленности. Это свидетельствует об ориентации на индустриальное развитие системы, в основе которой лежат классические факторы производства (Труд, земля, капитал).

Рассмотрев все диаграммы, можно сделать вывод, что

Отрасли

Америка(%)

Япония(%)

Россия(%)

Франция(%)

Почта

70

65

58

75

Связь

70

65

49

37

Электроэнергетика

25

25

88

77

Газовая промышленность

20

3

70

17

Нефтеперерабатывающая

промышленность

25

25

64

34

Угольная промышленность

25

25

75

39

Железнодорожный транспорт

35

75

69

40

В Америке, Японии ключевыми отраслями государственной монополии являются почта и связь, в Японии и железнодорожный транспорт. Связь – одно из важнейших направлений индустриальной экономики. Америка, Япония и Франция являются странами с развитой индустриальной экономикой. Россия концентрирует свое внимание на электроэнергетическом комплексе. В основе развития экономики лежит обрабатывающий комплекс (добыча полезных ископаемых, добыча угля, газа, нефти).

Соответственно, для развития инновационно – ориентированной экономики страны, необходимо проводить модернизационные реформы, в том числе по изменению структуры отраслей экономики.

У государственной монополии есть преимущества и недостатки, но мы решили рассмотреть государственную монополию преимуществ. Положительные стороны представлены ниже.

1) государственной монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологий. Получаемая прибыль позволит финансировать дорогостоящие НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).

2) государственная монополия разделяет рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены.

3) государственная монополия является показателем зрелости национальной экономики (т.к. возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны).

Государство играет важную роль в инновационном развитии экономики страны. От активности и эффективности государственной политики будет зависеть реализация стратегии инновационного развития, где особую роль играет государственная монополия. На сегодняшний день в России финансирование инновационной деятельности осуществляется в большей степени за счет государства. По данным Федеральной службы государственной статистики Россия находится по этому показателю на одном из первых мест - доля государства более 60%. (На уровне Америки, Китая и Италии). Рассмотрим конкретные примеры финансирования государственных монополий.

В сфере РЖД основной проект – модернизация БАМа и Транссиба (Байкало-Амурская и Транссибирская магистраль). Проект оценивается в 562 млрд рублей, из которых 260 млрд рублей — государственные средства (150 млрд рублей — средства Фонда национального благосостояния и 110 млрд рублей — бюджетные). Проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает увеличение в 2020 г. провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока на 66 млн т в год. За счет модернизации БАМа и Транссиба, а также некоторых примыканий к ним планируется улучшить сухопутные транспортные связи между Европой и Азией через Россию.

Рассмотрим другие инновационные проекты в сфере нефтепереработки и добычи газа. «Программа энергосбережения ОАО «Газпром» на период 2013-2017 гг.» На реализацию программы потребовалось 4920,9 млн руб. Государство профинансировало основную часть средств. Благодаря финансированию государства произошел стоимостной энергосберегающий эффект в размере 11880,9 млн руб..Основной эффект энергосбережения – 9815,5 млн руб., или 82,6% от общей суммы приходится на транспорт газа. По остальным видам деятельности достигнуты следующие стоимостные энергосберегающие эффекты (любой энергосберегающий эффект влечет за собой положительные экологические эффекты):

1) добыча газа, конденсата и нефти – 3,4%;

2) переработка газа, конденсата и нефти – 2,8%;

3) бурение и капитальный ремонт скважин – 5,7%;

4) распределение газа – 4,6%;

5) подземное хранение газа – 0,6%.

Государство финансирует так же инновационные проекты в сфере связи. Так, проект «Информационное общество (2011-2020 гг.)» получил от государства 1,2 трлн рублей.

Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость. Работа ведется по множеству направлений: преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что Россия ведет достаточно активную инновационную деятельность. Это позволит ей в будущем развить научно-технический потенциал и сформировать современные технологические уклады в различных отраслях экономики. Экономика России характеризуется высоким уровнем монополизации, особенно в отраслях природного, топливно-энергетического комплексов. Для инновационного прорыва необходима переориентация на развитие новых технологий и соответствующих им отраслей.

1 Составлено автором по: Экономическая теория: Учеб.— 3-е изд. — М.: Юрайт - Издат, 2010. — 399 с.; Балдоржиев Д.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие. — Смоленск, 2011. – 396 с.

2 Составлено авторами по: Экономическая теория: Учеб. пособие/ Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.; Экономическая теория: Учеб. / Под ред. О.С. Белокрыловой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.

Просмотров работы: 2462