ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Развитие российской экономики требует повышения результативности функционирования рынка государственных ценных бумаг, который оказывает непосредственное воздействие на формирование государственного бюджета, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики.

Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных бумаг объясняется важной ролью государственных ценных бумаг в мобилизации свободных денежных средств для государственных нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.

Рынок государственных ценных бумаг, государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа.

Экономическая природа ценных бумаг, их виды и функции.

Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ: «Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

С переходом прав собственности на ценную бумагу переходят все закрепленные ею права.1

Под правом на ценную бумагу понимается право на документ, закрепляющий имущественное право; под правом, вытекающим из ценной бумаги, понимается собственно имущественное право.

В случаях, предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

К ценным бумагам относятся:

- государственная облигация;

- облигация;

- вексель;

- чек;

- депозитный и сберегательный сертификаты;

- банковская сберегательная книжка на предъявителя;

- коносамент;

- акция;

- приватизационные ценные бумаги;

- другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Следовательно, обязательным условием признания документа ценной бумагой является отнесение его к таковым в силу закона или в установленном им порядке. Так, в соответствии с Федеральным законом «Об ипотечных ценных бумагах» ипотечный сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей долю ее владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств, требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также иные права.

Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, обязательные реквизиты ценных бумаг, требования к форме ценной бумаги и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке. Отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги или несоответствие ценной бумаги установленной для нее форме влечет ее ничтожность.

Ценные бумаги могут различаться по природе воплощенных в них имущественных прав и по способу легитимации (узаконения) управомоченного на бумагу лица.

В зависимости от вида прав различаются:

- денежные бумаги, т.е. документы, закрепляющие право на получение денежной суммы, например, векселя, чеки, облигации;

- товарные бумаги, закрепляющие вещные права (чаще всего право собственности и право залога на товар, почему-либо находящийся во владении другого лица), например, коносаменты, деливери-ордера (при некоторых условиях), варранты;

- бумаги, закрепляющие право участия в какой-либо компании, например, акции, сертификаты на акции.

В зависимости от способа легитимации лица в качестве субъекта права различают бумаги:

- предъявительские;

- именные;

- ордерные.

Предъявительская ценная бумага представляет собой документ, из содержания или формы которого следует, что обладание им дает известные права; должник не только может, но и обязан предоставить исполнение по этому документу, не требуя иной легитимации владельца.

В именной бумаге (например, именной коносамент, именной чек, именные акции) обозначен субъект права. Права на ценную бумагу переходят при проведении сделок купли-продажи, дарения и др., права из именных бумаг передаются в порядке общегражданской цессии.

Для уступки права из ордерной бумаги на ней нужно совершить индоссамент и передать ее новому лицу. Ордерная бумага (например, ордерный коносамент, ордерный чек) предусматривает обязанность должника исполнить обязательство указанному в этом документе лицу или по приказу последнего новому субъекту, который в свою очередь вправе посредством аналогичного приказа передать документ дальше.

Владелец ордерной бумаги легитимируется как предъявлением документа, так и непрерывным рядом индоссаментов, причем непрерывность определяется по чисто формальным признакам: необходимо, чтобы под каждым индоссаментом стояла подпись лица, указанного в предыдущей надписи в качестве индоссата (индоссатора). Функции ордерных бумаг могут выполнять не только коносаменты, векселя, чеки, но и другие бумаги.

В зависимости от вида субъекта, осуществляющего выпуск ценных бумаг, они могут делиться на:2

- государственные;

- субъектов Российской Федерации;

- муниципальные;

- корпоративные.

Государственные ценные бумаги выпускаются Российской Федерацией в лице Минфина России, к ним относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ).

Облигации и другие ценные бумаги вправе выпускать субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Ценные бумаги бывают:

- внутренние;

- внешние.

К внутренним относятся ценные бумаги, выпуск которых зарегистрирован на территории Российской Федерации, номинальная стоимость которых выражена в валюте России, или ценные бумаги, удостоверяющие право получения валюты Российской Федерации и выпуск которых осуществлен на территории России.

Иные ценные бумаги относятся к внешним.

По носителю информации ценные бумаги могут разделяться:

- на документарные (например, на бумажном, полимерном носителях);

- бездокументарные, где информация хранится на различных иных носителях (например, электронных, оптических, др.) и для ее считывания требуются дополнительные технические средства.

Для проведения операций с бездокументарными ценными бумагами необходимо участие специальных субъектов данных правоотношений - регистратора, депозитария, которые осуществляют регистрацию и переход прав собственности на ценные бумаги.

Бездокументарная ценная бумага, сформировавшаяся как экономическая категория вместе с российским фондовым рынком, по-прежнему является объектом многочисленных правовых дискуссий. Бездокументарные ценные бумаги следует отнести к категории «бестелесных вещей», известной еще римскому праву.

В зависимости от порядка размещения ценные бумаги могут быть:

- эмиссионными;

- неэмиссионными.

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая, в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг, одновременно закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных формы и порядка, размещается выпусками, имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Эмиссионными ценными бумагами в силу указанного Закона могут быть признаны любые имущественные и неимущественные права, закрепленные в документарной и бездокументарной формах, независимо от наименования, если условия их выпуска и обращения соответствуют таковым.

Жизненный цикл эмиссионных ценных бумаг состоит из следующих этапов:

- принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

- утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;

- государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

- размещение эмиссионных ценных бумаг;

- государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;

- обращение эмиссионных ценных бумаг на вторичном рынке с осуществлением предусмотренных по ним выплат;

- изъятие из оборота эмиссионных ценных бумаг;

- погашение эмиссионных ценных бумаг.

Размещение эмиссионных ценных бумаг возможно только после государственной регистрации их выпуска, в то же время в отношении отдельных эмиссионных бумаг возможны отступления от общего порядка выпуска.

К эмиссионным ценным бумагам относятся:

1) акции;

2) облигации;

3) опцион эмитента;

4) депозитарные расписки.

Торговля именно этими видами ценных бумаг формирует основу современного фондового рынка.

Акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую право ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Различают первичный выпуск и дополнительные выпуски.

Выпуски акций (прежде всего первичный) сопровождаются проведением рекламных мероприятий, целью которых является привлечение внимания потенциальных инвесторов. Подписка осуществляется подачей заявления и сопровождается выплатой либо какой-то доли цены приобретения, либо полной цены.

По окончании подписки проводится распределение ценных бумаг между потенциальными акционерами. Если количество подписчиков превышает количество акций, то компания вырабатывает формулу распределения акций между претендентами.

При недостаточности инвесторов нераспределенные акции выкупаются банками, участниками выпуска. Подавшие заявку на акции инвесторы, право которых подтверждено распределением, в течение установленного срока полностью оплачивают зарезервированные за ними акции. После полной оплаты акций инвесторы вносятся в реестр акционеров и им выдаются сертификаты акций. Переход права собственности осуществляется путем списания, зачисления ценных бумаг на счет депо владельца.

Обыкновенная акция представляет собой ценную бумагу, дающую право на долю в акционерном капитале компании и на пропорциональную часть прибыли и остатка активов при ликвидации, а также право голоса на общих собраниях акционеров при решении вопросов, вынесенных на общее собрание акционерного общества.

Таким образом, инвесторы участвуют в управлении акционерным обществом и несут риски негативных последствий собственных решений.

Привилегированная акция дает ее владельцу право на дивиденды в виде фиксированного дохода от деятельности акционерного общества, право собственности на имущество акционерного общества при ликвидации, но дает лишь ограниченное право голоса на общем собрании акционеров.

Дивидендами, выплачиваемыми акционерам, считается часть чистой прибыли акционерного общества после налогообложения и выплат процентов по ссудам, выплачиваемая по итогам финансового года или чаще (промежуточные дивиденды) деньгами, акциями, имуществом и другими ценными бумагами. По обыкновенным акциям размер дивиденда зависит от величины прибыли и решения собрания акционеров, по привилегированным акциям дивиденд имеет фиксированный размер.

Облигацией является долговая эмиссионная ценная бумага, предоставляющая ее владельцу право получать по истечении установленного срока номинальную стоимость облигации и инвестиционный доход.

Облигации могут быть именными и на предъявителя, документарными и бездокументарными. Различают облигации с обеспечением и без обеспечения. Обеспечением может быть залог, поручительство, банковская гарантия, государственная или муниципальная гарантия.

По способу выплаты инвестиционного дохода различают облигации:

- дисконтные;

- процентные.

Доход по дисконтной облигации представляет собой разницу между ценой приобретения облигации и ее номинальной стоимостью, выплачиваемой при ее погашении. Положительная разница между номинальной стоимостью и ценой приобретения называется дисконтом, отрицательная - ажио. Дисконт и ажио рассчитываются в процентах к номинальной стоимости облигации.

Доход по процентным облигациям выражается в виде процента, устанавливаемого к номинальной стоимости облигации и выплачиваемого ее владельцу через определенный промежуток времени, чаще всего квартал или год. Данный доход также именуется купонным, а облигации - купонными облигациями. Для документарных купонных облигаций купоны прикрепляются непосредственно к облигации и обрезаются при их выплате.

Выпуск облигаций - это форма привлечения внешнего финансирования для внутренних целей эмитента. Государственные облигации выпускаются от лица Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации; власти местного самоуправления осуществляют выпуск муниципальных облигаций; хозяйственные общества, корпорации эмитируют корпоративные облигации.

Государственные и муниципальные облигации выпускаются для покрытия дефицита соответствующего бюджета или для реализации инвестиционных проектов, корпоративные облигации - для пополнения оборотных средств и развития бизнеса.

Биржевая облигация выпускается путем открытой подписки на торгах фондовой биржи на срок до трех лет. Биржевая облигация имеет упрощенную процедуру выпуска и не требует государственной регистрации.

Опцион эмитента является именной эмиссионной ценной бумагой, закрепляющей право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такого опциона по цене, указанной в опционе эмитента.

Уровень надежности эмиссионных ценных бумаг определяется ее эмитентом. Традиционно наиболее надежными считаются государственные ценные бумаги, ценные бумаги компаний с государственным участием, ценные бумаги ЦБ РФ. С этой точки зрения наиболее надежными считаются облигации государственных займов, однако дефолт 1998 г. коснулся именно этой категории ценных бумаг.

Неэмиссионные ценные бумаги в отличие от эмиссионных выпускаются индивидуально, решение об их выпуске не имеет, как правило, правоустанавливающего значения. Обычно выпуск неэмиссионных ценных бумаг в обращение (или их выдача) не нуждается в специальной регламентации и контроле со стороны государственных органов, а следовательно, не подлежит государственной регистрации в отличие от эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация которых обязательна.3

Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Российское законодательство не содержит понятия рынка ценных бумаг, единого его определения юридическая наука также не выработала. С правовой точки зрения рынок ценных бумаг - это совокупность правоотношений, в которых состоят его участники. При этом участниками рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники рынка и регулирующие органы.4

Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов различной юридической силы, затрагивающих все аспекты функционирования рынка.

С принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации в ст. 143 был установлен открытый перечень ценных бумаг, к которым были отнесены: облигация, государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Согласно п. 2 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» право квалифицировать ценные бумаги и производные финансовые инструменты и определять их виды предоставлено Федеральной службе по финансовым рынкам.

Из числа документов, отнесенных к ценным бумагам до принятия первой части Гражданского кодекса РФ, можно назвать жилищные сертификаты, предусмотренные Положением о выпуске и обращении жилищных сертификатов, утвержденным Указом Президента РФ от 10.06.1994 N 1182, которые определены как особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью.

С введением в действие второй части Гражданского кодекса РФ к числу ценных бумаг были отнесены двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей - складское свидетельство и залоговое свидетельство (варрант) и простое складское свидетельство (ст. 912).

С принятием Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ перечень ценных бумаг пополнился закладной, удостоверяющей права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке. А с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 N 152-ФЗ - облигацией с ипотечным покрытием и ипотечным сертификатом участия.

При всем разнообразии видов ценных бумаг они должны отвечать единым требованиям, установленным в главе 7 Гражданского кодекса РФ, согласно которым ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ различает ценные бумаги на предъявителя, именные и ордерные. Виды прав, которые удостоверяются ценными бумагами, их обязательные реквизиты, требования к форме и другие необходимые требования определяются законом или в установленном им порядке.

Так, требования к двойному и простому складским свидетельствам сформулированы в ст. 912 - 917 ГК РФ. В отношении векселя применяется Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров СССР от 07.08.1937 N 104/1341 «О введении в действие Положения о простом и переводном векселе» и Федеральный закон от 11.03.1997 N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе». Содержание коносамента, порядок его выдачи и передачи приводится в ст. 142 - 149 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ. Реквизиты чека установлены в ст. 877 - 885 ГК РФ. Банковская сберегательная книжка на предъявителя регулируется ст. 843 ГК РФ. Депозитный и сберегательный сертификаты - ст. 844 ГК РФ и Положением о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций, утвержденным письмом Центрального банка Российской Федерации от 10.02.1992 N 14-3-20.

Эмиссионным ценным бумагам, сделки с которыми составляют организованный рынок, посвящен Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». К ним относятся акции, облигации, российские депозитарные расписки и опционы эмитента. Законодатель урегулировал процедуру их эмиссии, порядок регистрации, учета и хранения. ФСФР России во исполнение своих полномочий по утверждению стандартов эмиссии ценных бумаг и порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг Приказом от 25.01.2007 N 07-4/пз-н утвердила Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, которые могут быть выпущены в виде облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, установлена Федеральным законом от 29.07.1998 N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Эмитентами эмиссионных ценных бумаг могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, Банк России, государственные корпорации, хозяйственные общества. Инвесторами могут быть частные российские и иностранные инвесторы (граждане и организации), в том числе различные фонды (страховые, пенсионные), Пенсионный фонд Российской Федерации, Банк России, коммерческие банки. Регуляторами рынка ценных бумаг, имеющими полномочия издавать в рамках своей компетенции подзаконные нормативные акты, регулирующие возникающие правоотношения, помимо Федеральной службы по финансовым рынкам, являются Минфин России, Банк России и Минтруд России. Однако с точки зрения функционирования инфраструктуры рынка ценных бумаг наибольший интерес представляет анализ деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Надо сказать, что Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» долгое время был основным законом, определяющим важнейшие основы функционирования рынка ценных бумаг, в частности место государства в регулировании соответствующих отношений, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, к числу которых относятся брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг. 2011 год стал прорывным в развитии законодательства на рынке ценных бумаг. Были приняты основополагающие федеральные законы, направленные на регулирование инфраструктуры фондового рынка: об организованных торгах, о центральном депозитарии, о клиринге и клиринговой деятельности.

Деятельности брокеров и дилеров посвящены ст. 3 и 4 ФЗ «О рынке ценных бумаг» и на подзаконном уровне она регулируется нормативными актами ФСФР России. Массив нормативных актов, затрагивающих деятельность брокеров и дилеров, составляет порядка 24 документов, в которых устанавливаются требования к разделению денежных средств брокера и его клиентов, регулируется предоставление информации клиенту, порядок ведения внутреннего учета сделок, правила совершения операций с денежными средствами клиентов и маржинальных сделок. Основным подзаконным актом является Постановление ФКЦБ России (предшественницы ФСФР России) от 11.10.1999 N 9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации».

Доверительное управление ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, признается профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, называется деятельностью по управлению ценными бумагами и регулируется ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг». Общие нормы о доверительном управлении содержатся в ст. 1012 - 1026 ГК РФ. Особенность рассматриваемых отношений состоит в том, что объектом доверительного управления являются ценные бумаги, двойственная правовая природа которых оказывает влияние на содержание управления. Спектр действий управляющего достаточно широк - от хранения ценных бумаг до реализации закрепленных в них обязательственных прав. Требования к деятельности по управлению ценными бумагами установлены в Приказе ФСФР России от 03.04.2007 N 07-37/пз-н «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами».

Клиринговая деятельность определена в ст. 6 ФЗ «О рынке ценных бумаг» как деятельность по определению взаимных обязательств участников организованного рынка, их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Основным законом, регулирующим клиринговую деятельность, устанавливающим требования к клиринговой организации и правилам клиринга, порядку создания гарантийного фонда, обеспечивающего исполнение допущенных к клирингу обязательств, является Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».5

Наработана большая нормативная база по регулированию депозитарной деятельности, под которой понимается оказание услуг по учету и переходу прав на ценные бумаги и хранению их сертификатов (ст. 7 ФЗ «О рынке ценных бумаг»). По согласованию с Центральным банком РФ и Минфином России ФКЦБ России приняла Постановление от 16.10.1997 N 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения». Как сказано в самом Постановлении, оно было принято в целях создания согласованного регулирования различных сегментов фондового рынка различными ведомствами и построения единой учетной системы, которая сделает возможной обездвиживание и дематериализацию всех эмиссионных ценных бумаг.

Важной вехой в развитии депозитарного учета и в целом организованной торговли на фондовом рынке России стало принятие Федерального закона от 07.12.2011 N 414-ФЗ «О центральном депозитарии». На сегодняшний день институт центрального депозитария действует в большинстве стран с развитым финансовым рынком. Для России это новый этап развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, характеризующийся упрощением расчетов, эффективностью учета, снижением рисков и издержек всех его участников. Тем не менее осталось достаточно много вопросов относительно взаимодействия участников рынка ценных бумаг, соблюдения интересов эмитентов, обеспечения и реализации прав, закрепленных ценными бумагами, что, безусловно, требует дальнейшего совершенствования законодательства в соответствии с реалиями времени.

Учет прав на эмиссионные ценные бумаги осуществляется посредством внесения записи в реестр владельцев ценных бумаг, под которым понимается система записей о зарегистрированных лицах, их лицевых счетах, об учитываемых на указанных счетах ценных бумагах и их обременении. Деятельность по ведению реестра осуществляется юридическими лицами, именуемыми держателями реестра (регистраторами), и включает в себя сбор, фиксацию, обработку, хранение и предоставление информации о ценных бумагах заинтересованным лицам (ст. 8 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Порядок осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг определен Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг». В случае прекращения действия договора на ведение реестра и замены регистратора сроки передачи документов и их состав определены Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24.06.1997 N 21.

Организацией торговли на рынке ценных бумаг занимаются специализированные профессиональные участники. Деятельность по организации торговли заключается в предоставлении услуг, непосредственно способствующих совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (ст. 9 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

Фондовой биржей признается организатор торговли, отвечающий требованиям главы 3 ФЗ «О рынке ценных бумаг», в соответствии с которой фондовая биржа может существовать только в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества, должна соблюдать ограничения по совмещению деятельности с другими видами деятельности, ограничения по доле участия одного акционера (члена) фондовой биржи и т.д.

Однако основным законом, регулирующим деятельность фондовой биржи, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах», который провел четкий водораздел между биржей и торговой системой. С 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу отдельных положений Закона изменится требование к организационно-правовой форме биржи, которая будет только акционерным обществом; ужесточатся требования к учредителям (участникам) организатора торговли; вступят в силу ограничения на осуществление организатором торговли иных видов хозяйственной деятельности.

Не обошлось без коллизии. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах» отдельные статьи ФЗ «О рынке ценных бумаг» признаются утратившими силу с 1 января 2014 г., в том числе о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг и фондовой бирже. Таким образом, с 1 января 2014 г. организатор торговли на рынке ценных бумаг перестанет быть профессиональным участником рынка ценных бумаг и, как следствие, требования Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не будут распространяться на фондовую биржу, что концептуально противоречит рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, регулируются Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», который определяет признаки ограничения конкуренции, формулирует понятия конкурентной цены финансовой услуги, устанавливает ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Нормы права, регулирующие отношения на рынке ценных бумаг, содержатся также в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и др. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Уголовном кодексе Российской Федерации содержатся нормы об административной и уголовной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг.

Важную роль в регулировании различных аспектов деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг играют саморегулируемые организации, утверждающие правила и стандарты осуществления своими членами профессиональной деятельности, в том числе операций с ценными бумагами и операций, связанных с заключением и исполнением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Одной из важнейших проблем правового регулирования рынка ценных бумаг является проблема его эффективного государственного регулирования. Сегодня государственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется двумя органами: ФСФР и Банком России.

Рынок ценных бумаг. Особенности ценообразования на фондовом рынке. Центральное место на рынке ценных бумаг занимает инвестор. Именно в его интересах созданы сложные и многообразные финансовые институты, обслуживающие рынок ценных бумаг, создающие условия его эффективного функционирования. Инвестор, формирующий собственный инвестиционный портфель на рынке ценных бумаг, называется портфельным инвестором.

Инвесторами могут выступать государство, органы государства, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах имеющихся у них полномочий, иностранные государства, международные организации и корпорации, хозяйственные общества, некоммерческие организации, российские и иностранные граждане, лица без гражданства.

Все инвесторы могут использовать рынок ценных бумаг в качестве инструмента управления собственными финансовыми ресурсами или ресурсами, находящимися в их управлении.

Деятельность организованного рынка ценных бумаг достаточно жестко регламентирована государством, все его участники имеют установленный статус, действуют строго в пределах полномочий, закрепленных действующим законодательством, подзаконными актами регулятора рынка ценных бумаг и внутренними регламентами. Их основные функции связаны с организационной и посреднической деятельностью, технической поддержкой проведения собственно сделок и расчетов по ним.

К основным участникам рынка ценных бумаг относятся:

1) биржи;

2) клиринговые организации;

3) депозитарии;

4) брокеры;

5) дилеры;

6) управляющие компании;

7) регистратор;

8) иные участники.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются юридические лица, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг на основании выданных лицензий на определенный вид предпринимательской деятельности. Таким образом, рынок ценных бумаг сформировал собственный субъектный состав данных правоотношений.6

Биржа - профессиональный участник рынка ценных бумаг, являющийся организатором обращения на вторичном рынке различных финансовых активов: акций, облигаций, производных финансовых инструментов, иностранной валюты, а также иных нефинансовых активов.

Биржа представляет собой функционирующую на постоянной основе торговую площадку. Биржа создается в форме акционерного общества или некоммерческой организации и выполняет функцию публичного правового института, целью которого является организация публичного размещения и публичных торгов базовыми активами. Извлечение прибыли не является целью деятельности биржи, прибыль может образовываться как сопутствующий результат.

Биржа осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях, Законом о рынке ценных бумаг, Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 9 октября 2007 г. N 07-102/пз-н, а также уставом и внутренними регламентами.

Высшим органом управления биржи является общее собрание членов биржи. Руководство текущей деятельностью биржи осуществляет коллегиальный исполнительный орган управления, а если это предусмотрено уставом - единоличный исполнительный орган. Биржи, зарегистрированные в форме акционерных обществ, должны иметь совет директоров. Биржа в зависимости от количества торговых площадок обязана иметь постоянно действующий биржевой совет или несколько советов секций.

Участниками торгов на бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции через организатора торговли исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов у организатора торговли. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только брокеры, дилеры и управляющие, являющиеся членами такой биржи.

Биржа предназначена для обеспечения условий и содействия ее членам в осуществлении ими биржевой деятельности, т.е. деятельности по формированию организованных рынков путем организации биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в соответствии с установленными биржевыми правилами.

Еще одна публичная функция биржи заключается в осуществлении через рынок ценных бумаг конструктивного, стимулирующего воздействия на весь финансовый рынок, на экономику в целом, формирование здоровой конкурентной среды, повышение предпринимательской деятельности.

Клиринговая организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг, действующий в форме небанковской кредитной организации по проведению расчетов по сделкам с ценными бумагами.

Клиринговая организация обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами. Минимальный размер специальных фондов клиринговых организаций устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг по согласованию с ЦБ РФ. Клиринговая организация обязана утвердить правила осуществления клиринговой деятельности.

Клиринговая деятельность предусматривает открытие счетов и ведение операций по ним участников клиринговых расчетов и может включать в себя сбор, сверку информации по сделкам с ценными бумагами и подготовки бухгалтерской отчетности, проведение зачета по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарий является профессиональным участником рынка ценных бумаг и в установленном порядке осуществляет депозитарную деятельность по фиксации прав, закрепляемых именной или ордерной ценной бумагой, в том числе в бездокументарной форме, посредством записей по счетам депо, открытым на своем балансе.

К такой форме фиксации прав применяются правила, установленные для ценных бумаг, если иное не вытекает из особенностей фиксации. Лицо, осуществившее фиксацию права в бездокументарной форме, обязано по требованию обладателя права выдать ему документ, свидетельствующий о закрепленном праве.

Брокер является профессиональным участником рынка ценных бумаг, выполняет посреднические функции между инвесторами, организаторами торговли и участвует в качестве агента при проведении сделок купли-продажи с ценными бумагами от имени и за счет инвестора или от своего имени и за счет инвестора.

Доход брокера формируется из комиссионного вознаграждения по результатам проведенных сделок.

Брокер должен быть зарегистрирован в форме хозяйственного общества и иметь оплаченный уставный капитал не ниже установленного действующим законодательством для данного вида деятельности.

Единоличный исполнительный орган управления, руководитель органа профессионального контроля за законностью проведения сделок, а также один штатный специалист брокера должны иметь соответствующие квалификационные аттестаты на осуществление брокерской деятельности.

Денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги, а также денежные средства, полученные по сделкам, совершенным брокером на основании договоров с клиентами, должны находиться на отдельных банковских счетах - специальных брокерских счетах.

Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента. На денежные средства клиентов, находящиеся на специальных брокерских счетах, не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера.

Дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, деятельность которого направлена на проведение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам.

Дилер имеет право объявлять публичную оферту с указанием минимального и максимального количества покупаемых и (или) продаваемых ценных бумаг, срок действия своего предложения. Его доход формируется за счет возникающей во времени разницы между ценой покупки и ценой продажи ценных бумаг, что стимулирует ценовое движение всего рынка ценных бумаг.

Особенности развития российского фондового рынка. Долгосрочные тенденции роста экономики России — это увеличение масштабов деятельности отечественных компаний и рост валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

В последние годы компании, акции которых обращаются на рынке, демонстрировали положительную динамику роста прибыли и тем самым генерировали дополнительную стоимость для акционеров. Причем темпы роста прибыли отечественных компаний гораздо больше аналогичного показателя компаний в странах с развитой экономикой.

Более высокие темпы роста капитализации российского фондового рынка в период с 2004 по середину 2008 г. объясняются существенным отставанием капитализации рынка от фундаментальных факторов развития экономики в предыдущие годы и недооцененностью российских активов в целом.7

После роста капитализации российского фондового рынка, который мы наблюдали с момента достижения им дна в конце 2008 г., рынок по-прежнему остается сильно недооцененным. Фактически капитализация российского фондового рынка с конца 2009 г. находится примерно на одном уровне, при этом суммарная чистая прибыль предприятий России за этот срок выросла почти в 1,9 раза, а ВВП России вырос в 1,7 раза. На конец 2013 г. коэффициент Р/Е для российского фондового рынка равнялся всего 4,6. Это является одним из самых низких значений по сравнению с другими странами (15-17 для США и Западной Европы, 9-10 для стран с развивающейся экономикой), что говорит об очень низкой стоимости российских компаний и высоком потенциале роста фондового рынка.

Уровень монетизации российской экономики (М2/ВВП) остается крайне низким. По итогам 2007 г.этот показатель составлял 40%, в конце 2008 только 32,5%, а по итогам 2013 г. монетизация экономики составила 43,7%. В то же время значение этого показателя в развитых экономиках колеблется в диапазоне 80-100%, а у растущей экономики Китая – около 160%. Фактически в этих условиях российской экономике едва хватает денежной массы для ведения текущей деятельности, не говоря уже о справедливой оценке стоимости активов и инвестициях в основной капитал.

Согласно опросам международных инвесторов, российский фондовый рынок по-прежнему воспринимается инвесторами как один из наиболее недооценённых рынков в мире. Это позволяет надеяться на то, что при изменении отношения иностранных инвесторов на российский рынок может прийтись большой объем вложений.

Приток иностранных и отечественных инвесторов на рынок будет происходить в том числе и через компании, управляющие инвестиционными фондами.

Рис. 2. Иностранные инвестиции8

Снижение доходностей банковских депозитов может привести к увеличению интереса населения к вложениям в ценные бумаги и недвижимость. Дополнительным фактором, усиливающим эту тенденцию, может стать решение о выплате 25% чистой прибыли в виде дивидендов для компаний с государственным участием, а также ориентация на повышение капитализации и рентабельности собственного капитала, как основных критериев оценки эффективности деятельности крупных компаний с государственным участием.

Таким образом, российский фондовый рынок по-прежнему является одним из наиболее интересных и недооцененных рынков в мире;

основными драйверами роста российского фондового рынка в ближайшие годы станут: ориентация на капитализацию и меры по улучшению корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием, а также рост прибылей корпораций;

снижение доходностей банковских депозитов может привести к увеличению интереса населения к вложениям в ценные бумаги;

расчетный уровень индекса ММВБ на конец 2014 г. – 2 606.

Регулирование национального рынка ценных бумаг в России. Проблема выбора Россией модели развития национального фондового рынка интересна сегодня как в контексте глобализации, так и в контексте создания международного финансового центра.

Анализ российских и зарубежных исследований проблем развития фондовых рынков позволяет выявить два видящихся нам подхода к государственной политике на фондовом рынке в контексте глобализации: протекционизм по отношению к национальной инфраструктуре, направленный на сохранение национального фондового рынка, и либерализация национального фондового рынка, позволяющая повысить эффективность привлечения инвестиций. Указанные варианты государственной политики на фондовом рынке определены нами как «национальная» и «открытая» модели фондового рынка.9

«Национальная» модель фондового рынка - модель, при которой сформирован «рынок, где национальные и иностранные инвесторы совершают операции с ценными бумагами национальных эмитентов... при помощи национальных фондовых посредников и национальной инфраструктуры». Особенностью модели является подчинение участников (эмитентов, инвесторов, инфраструктуры) национальному режиму государства, на фондовом рынке которого осуществляется деятельность, ограничения на использование национальными участниками международных рынков капитала и на допуск иностранной инфраструктуры на национальный рынок. Примеры такой модели - современный фондовый рынок России и фондовые рынки Южной Кореи и Японии середины XX в.

«Открытая» модель фондового рынка - модель, при которой на фондовом рынке отсутствуют ограничения на осуществление национальными участниками (эмитентами, инвесторами) деятельности на международных рынках капитала и, как правило, обеспечивается прямой допуск зарубежной инфраструктуры на национальный рынок. Примеры «открытой» модели - фондовые рынки государств - членов ЕС, США.

Далее фондовые рынки отобранных экономик классифицированы по признакам «открытой» и «национальной» моделей путем оценки их систем регулирования по параметрам: доступ национальных эмитентов к мировым рынкам капитала; доступ на национальный фондовый рынок зарубежных инвесторов, зарубежных эмитентов и зарубежной инфраструктуры; наличие у государства статуса финансового центра Особенности описанной выше классификации представлены в статье «Рынок ценных бумаг как источник экономического роста - государственная политика в условиях глобализации», где излагаются основания классификации модели фондового рынка России в качестве «национальной». Соответствующий анализ фондового рынка Казахстана представлен в статье «Государственная политика на рынке ценных бумаг - «открытая» и «национальная» модели фондового рынка в отдельных экономиках». Далее нами отобраны 4 группы государств, фондовые рынки которых исследуются более подробно:

Таблица 1.

Классификации моделей фондового рынка

Уровень развития экономики

Модель фондового рынка

«открытая»

«национальная»

развитая

США Германия Великобритания Гонконг Южная Корея

Развитых экономик с «национальной» моделью фондового рынка в процессе анализа выявить не удалось

развивающаяся

Польша Бразилия ЮАР Малайзия Турция Индия Китай

Россия Казахстан Беларусь Алжир Ливан

Обратимся к оценке объемов портфельных иностранных инвестиций и прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в отобранных экономиках.

Из табл. 1 видно, что объемы ПИИ в развитых экономиках с «открытой» моделью фондового рынка в среднем превышают данный показатель в развивающихся экономиках (за исключением Китая). При этом в большинстве развивающихся экономик (в том числе с «открытой» моделью) объемы ПИИ превышают объемы портфельных инвестиций.

Таблица 2.

Объемы портфельных иностранных инвестиций и ПИИ, млн долл. США10

 

Государство

Портфельные инвестиции, 2009 г.

ПИИ, 2010 г.

«Открытая» модель

Развитые экономики

Германия

-127 610,4

46 136,4

Гонконг

-42 889,3

52 395,1

Южная Корея

50 681,6

- 150,0

Великобритания

38 333,3

45 892,8

США

-26 801,9

236 227,0

Развивающиеся экономики

Польша

16 051,0

8 822,4

Бразилия

50 283,0

48 459,0

ЮАР

11 622,0

1 553,0

Малайзия

-291,4

1 387,4

Турция

196,0

9 258,0

Индия

20 937,8

24 616,0

Китай

38 691,3

185 000,0

«Национальная» модель

Россия

- 2 179,4

42 868,0

Казахстан

2 989,0

13 619,3

Беларусь

18,8

1 884,4

Алжир

н/д

2 846,5

Ливан

1 874,9

4 803,6

Представленный выше анализ позволил сделать следующие выводы:

- эмитенты из групп экономик с «открытой» моделью фондового рынка более активно, нежели эмитенты из экономик с «национальной» моделью, используют возможности международного рынка капитала;

- в группах экономик с «открытой» моделью фондового рынка наблюдается более активный приток иностранных эмитентов и более высокие объемы торговли их ценными бумагами, а доля иностранных эмитентов акций в общем количестве эмитентов акций на национальных биржах в развивающихся экономиках с «открытой» моделью фондового рынка превышает показатель экономик с «национальной» моделью;

- в развивающихся экономиках с «открытой» моделью фондового рынка выявлены более высокие по сравнению с экономиками с «национальной» моделью средние отношения иностранных портфельных инвестиций к ВВП и к ПИИ;

- в большинстве экономик с «национальной» моделью фондового рынка допуск иностранных эмитентов на национальные биржи либо не осуществляется, либо не имеет тенденции к росту;

- доля иностранных эмитентов на национальных биржах развитых экономик и развивающихся экономик с «национальной» моделью фондового рынка несколько снижается, в то время как в развивающихся экономиках с «открытой» моделью растет, что может говорить о возрастании роли «молодых» финансовых центров развивающихся экономик.

Обобщая изложенное, можно сказать, что либеральность и либерализация регулирования фондового рынка способствует активному притоку иностранных участников на национальные фондовые рынки. При этом в развивающихся экономиках с «открытой» моделью фондового рынка данный процесс протекает ускоренными темпами.

Список использованной литературы

1. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевой деятельности. М.: Инфра-М, 2013. 462 с.

2.Воробьева З. Кризисный период на рынке государственных ценных бумаг // Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 21.- С. 28-37.

3. Вьюгин О. Ликвидность государственных ценных бумаг //Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 4.- С. 42-50.

4. Гамбаров Г. Совокупный оборот рынка государственных ценных бумаг //Рынок ценных бумаг.- 2013.- № 16.- С. 17-22.

5. Звягинцев Д. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. М.: Экономика, 2011.-374 с.

6. Иванов А.В. Сценарии развития российского рынка ценных бумаг. М.: Финпресс, 2010. - 439 с.

7. Кравцов. А. Доходность рынка государственных ценных бумаг //Биржевое обозрение.- 2013.- № 14.- С. 15-23.

8. Меньшикова А.С. Рынок ценных бумаг как источник экономического роста - государственная политика в условиях глобализации // Финансы и кредит. 2011. N 8 (440). - 400 c.

9. Островская В.Ю., Никифорова В.Д. Государственные и муниципальные ценные бумаги //СПб.: Питер-2013-С.54-60.

10. Рынок ценных бумаг: Учеб. / Под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд. -М.: Финансы и статистика. 2010.- 350 c.

11. http://www.cbr.ru/.

12. http://www.cbr.ru/analytics/fin_r/.

13. http://www.economy.gov.ru/minec/main.

14. http://www.kommersant.ru.

15. http://www.bibliotekar.ru/finance-3/63.htm.

16. http://bibliotekar.ru/finance-3/17.htm.

17. http://www.gks.ru/.

1 Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевой деятельности. М.: Инфра-М, 2013. – C.80.

2 Там же. C. 95.

3 Рынок ценных бумаг: Учеб. / Под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика. 2010. – C.72.

4 Там же. C.114.

5 Там же. C.137.

6 Островская В.Ю, Никифорова В.Д. Государственные и муниципальные ценные бумаги //СПб.: Питер, 2013-С.54-60.

7 http://www.gks.ru

8 http://www.gks.ru

9 Меньшикова А.С. Рынок ценных бумаг как источник экономического роста - государственная политика в условиях глобализации // Финансы и кредит. 2011. N 8 (440).

10 http://www.kommersant.ru.

Просмотров работы: 3389