РОЛЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА «ТОЛЬЯТТИ» В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА «ТОЛЬЯТТИ» В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Безработица является одной из главных социально-экономических проблем, как экономики всей страны, так и экономики отдельного региона. Решение проблемы безработицы стоит наиболее остро в условиях современной экономической ситуации в мире.

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в производстве товаров и услуг. Это такая ситуация на рынке труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос.

Безработица: понятие и сущность. Как мы уже отметили безработица – это сложное макроэкономическое явление, оказывающее влияние не только на социально-экономическую сферу жизни общества, но и на политическую ситуацию, обусловленное недостаточно полным использованием совокупной рабочей силы, что влечет за собой недопроизводство ВНП и снижение общего уровня благосостояния населения. Чтобы разобраться в проблеме занятости и безработицы следует ознакомиться с теоретическим аспектом данной проблемы и подходами различных экономических школ к анализу рынка труда. Сначала обратимся к понятию «безработица».

Безработица1 – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработным признается человек в возрасте 10-72 лет, на момент обследования одновременно не имеющий работы, ищущий работу и готовый приступить к работе.

В соответствии с российским законодательством безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.2

Для определения количества безработных в стране, нужно провести разделение граждан на несколько категорий:

  1. Люди, не рассматривающиеся в качестве потенциальной рабочей силы:

Лица, не достигшие 16-ти лет, а также содержащиеся в специализированных учреждениях (психиатрические больницы, исправительные заведения).

  1. Люди, не входящие в состав рабочей силы.

Взрослые, имеющие возможность работать, но по тем или иным причинам не работающие и не ищущие работу.

  1. Рабочая сила.

Все, кто способен работать, работающие и безработные, активно ищущие работу (Граждане от 20 до 64 лет).

Вторая категория - экономически неактивное население, третья категория - экономически активное население.

Основными показателями безработицы являются:

Уровень официально зарегистрированной безработицы определяется как соотношение числа зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения, на основе собранных данных на конкретной территории и за определенный промежуток времени.3

Уровень общей безработицы - соотношение общей численности безработных к общему числу экономически активного населения, также рассчитанной на определенную дату и на определенной территории.4

Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных рассчитывается как соотношение численности зарегистрированных безработных к общему числу безработных, при условии, что данные взяты за промежуток времени и на одной и той же территории.5

Данные показатели являются очень важными, т. к. наглядно представляют состояние рынка труда внутри страны. Но показатели безработицы не всегда могут дать точную характеристику состояния рынка, вследствие возникновения некоторых неточностей при их определении. Помимо приведенных показателей, существует еще один немаловажный – естественный уровень безработицы.

Естественный уровень безработицы – совокупность структурной и фрикционной безработицы, не являющийся постоянной величиной.

Рынок труда в экономике любой страны находится под влиянием некоторых факторов:

  1. Естественный прирост населения.

  2. Миграция.

  3. Социальная структура работников.

  4. Научно – технический прогресс.

  5. Изменение в структуре экономики.

Различают следующие виды безработицы:

  1. По продолжительности:

    1. Кратковременная (до 6 месяцев).

    2. Длительная (6-18 месяцев).

    3. Застойная (>18 месяцев).

  2. По причинам возникновения:

    1. Фрикционная – безработица, появляющаяся, когда работник добровольно ищет новое место работы, устраивающее его больше чем нынешнее, связанная с поиском и ожиданием работы. Такой вид безработицы, как правило, носит добровольный и кратковременный характер.

    2. Структурная – безработица, связанная с изменениями в структуре экономики (научно- технический прогресс, изменения в структуре спроса). Данный вид безработицы носит вынужденный и долговременный характер.

    3. Циклическая – безработица, возникающая в период циклического спада производства. Циклическая безработица характерна в период для фаз депрессии и экономического спада, в стадии последнего она достигает своего максимального значения.

    4. Институциональная – безработица, возникающая вследствие неэффективной организации рынка труда: неполная информация о вакансиях, введение минимального размера заработной платы.

    5. Добровольная – безработица, связанная с самостоятельным нежеланием людей работать ввиду ряда причин.

    6. Скрытая – безработица, включающая в себя занятых в течение неполного рабочего дня или рабочей недели и лиц, формально числящихся в штате сотрудников. Особенность данной безработицы состоит в сложности определения ее масштабов.

    7. Безработица ожидания – безработица, возникающая в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением и как следствие нарушением равновесия на рынке труда.

    8. Застойная безработица – безработица, включающая людей, долгое время не имеющих возможности трудоустроиться. Основной причиной возникновения этого вида является невостребованность профессии.

    9. Зарегистрированная – безработица, включающая незанятых людей, взятых на учет в соответствующих органах.

    10. Сезонная – безработица, возникновение которой обуславливают различные природные факторы. Характерна для туристического бизнеса, сельскохозяйственных отраслей и строительного бизнеса.

Исходя из анализа видов безработицы можно выявить следующие причины их возникновения:

  1. Высокая цена заработной платы, которую требует продавец рабочей силы.

  2. Поведение покупателя рабочей силы, т.е. фирмы, будет зависеть от сопоставления цены рабочей силы и дохода, который она принесет с теми затратами, который фирмы понесут при покупке техники, заменяющей труд рабочего и того результата, который принесет ему техника.

  3. Низкая цена рабочей силы, устанавливаемая ее покупателем (работодателем). В таком случае наемный рабочий отказывается продавать за низкую цену свою рабочую силу и ищет другого покупателя.

  4. Отсутствие цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые не вовлечены в производство по причине отсутствия у них рабочей силы или наличия рабочей силы низкого качества, что покупатель не желает ее приобретать.

Таким образом, обобщая вышеперечисленное, можно сделать вывод, что основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы.

Последствия безработицы. Возникновение и существование безработицы несет в себе ряд социально-экономических последствий:

  1. Экономические последствия:

Отрицательные:

  • Одним из главных экономических последствий безработицы является отставание объема ВНП, так называемый Закон Оукена, который гласит, что увеличение безработицы на 1% по сравнению с ее естественным уровнем ведет к потере 2,5% ВНП.6

  • Сокращение совокупного потребления, сбережений и инвестиций.

  • Замедление темпов роста экономики.

  • Снижение уровня заработной платы вследствие большой конкуренции на рынке труда.

  • Увеличение размера налоговых сборов для поддержки безработных, отражается на занятых гражданах.

  • Сужение производства.

  • Уменьшение налоговых поступлений в государственный бюджет.

  • Увеличение затрат на выплаты социальных пособий.

  • Потеря квалификации.

  1. Положительные:

  • Формирование резерва рабочей силы для возможности структурной перестройки экономики.

  • Конкуренция между работниками приводит к совершенствованию развитию способностей к труду.

  • Перерыв в занятости как возможность переобучения и повышения квалификации.

  1. Социальные последствия:

Отрицательные:

  • Одним из главных социальных последствий безработицы является:

  • Увеличение социальной напряженности и политически нестабильной ситуации в обществе.

  • Рост преступности.

  • Безработица имеет огромное психологическое влияние на человека, так человек, оставшийся без работы подвержен в большей степени нервным срывам, заболеваниям, нередко потеря работы может стать причиной самоубийства.

  • Потеря постоянно получаемого источника средств для существования.

  • Усиление социальной дифференциации в обществе.

  • Спад трудовой активности.

Положительные:

  • Увеличение социальной ценности рабочего места.

  • Увеличение количества свободного времени.

  • Повышение свободы выбора мест работы.

  • Рост социальной значимости и ценности труда.

Как мы видим, все вышеперечисленные последствия показывают, что безработица - это очень опасное явление как для человека в отдельности, так и для общества в целом. Важно помнить, что безработица – естественное явление и ее уровень не может быть равен нулю, однако государство должно стремиться к снижению уровня безработицы последствий, которые она приносит, до минимального значения.

Государственное регулирование рынка труда. Регулирование уровня безработицы одна из важнейших задач, стоящих перед государством. Проведение грамотной политики в области занятости населения может обеспечить сбалансирование численности трудоспособного населения и необходимых для них рабочих мест. Государство должно с осторожностью подходить к решению данной проблемы, чтобы не усугубить последствия и не увеличить масштабы безработицы.

Государству необходимо вести учет количества безработных и принимать необходимые меры по обеспечению их нужным количеством рабочих мест, но это не всегда представляется возможным сделать в полной мере, вследствие существования следующих видов безработицы:

  1. Зарегистрированная, отражающая количество незанятых, ищущих работу, готовых приступить к работе и стоящих на учете в службе занятости.

  2. Скрытая, показывающая количество незанятых, ищущих работу не прибегая при этом к помощи биржи труда.

Подсчетом уровня безработицы в России занимаются три ведомства (расчет всех показателей приводится в соответствии с нормами Международной организации труда):

  1. Федеральная служба по труду и занятости.

  2. Федеральная служба государственной статистики.

  3. Министерство здравоохранения и социального развития.

При подсчете данных о безработице, не учитывается скрытая безработица, поэтому полученный уровень несколько ниже уровня, полученного при социальном обследовании.

Поскольку безработица является серьезной социально-экономической проблемой, государство предпринимает все необходимые меры для борьбы с ней как на территории всего государства, так и на территории его регионов, в данном случае мы рассмотрим территорию Самарской области.

Для регулирования ситуации на рынке труда государство использует ряд методов:

  1. Выплата пособий по безработице.

  2. Создание центров занятости и бирж труда.

  3. Трудоустройство путем создания новых рабочих мест.

  4. Стимулирование создания и развития частного предпринимательства, малого бизнеса.

  5. Обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных.

  6. Организация общественных работ.

  7. Открытость и доступность для населения информации о трудоустройстве, путем проведения ярмарок вакансий, дней открытых дверей.

  8. Стимулирование работодателей в создании новых рабочих мест.

  9. Социальное страхование, обеспечивающее социальные гарантии и компенсации для лиц, оставшихся без работы.

  10. Ограничение предложения рабочей силы, путем ограничения въезда в страну иностранных граждан.

  11. Проведение стабилизационной политики, которая направлена на недопущение глубоких спадов в экономике и предотвращения массовой безработицы.

Однако не всегда перечисленные методы являются действенными и обеспечиваются государством в полной мере.

Борьба с безработицей может происходить двумя способами:

  1. Прямым:

За счет создания новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности и возрождении отечественного производства.

  1. Косвенным:

За счет законодательного регулирования рынка занятости, что включает в себя:

  • Обеспечение правовой защиты наемных работников

  • Регулирование трудовых отношений между работодателем и работником.

  • Развитие социального страхования (предоставление возможности переобучения или повышения квалификации, помогающее работнику адаптироваться к изменениям на рынке труда, упрощение процедуры регистрации на биржах труда и в службах занятости).

Причем важно понимать, что эти два способа тесно связаны, т.к. без четко разработанной и эффективно действующей правовой базы, создание новых рабочих мест вряд ли принесет необходимые результаты. Аналогично, созданные рабочие места, не подкрепленные правовым аспектом будут малоэффективны.

Рынок труда Самарской области и динамика уровня безработицы за 2013 – 2015 гг. Региональное правительство также понимает необходимость государственного регулирования рынка труда, а это возможно только при создании уполномоченных в этой области органов.

Так, в Самарской области органом, реализующим государственную политику в сфере трудовых отношений, охраны труда, занятости населения и миграционной политики в Самарской области и обеспечивающим реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации на свободный и справедливо оплачиваемый труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, социальную защиту от безработицы, государственное регулирование и контроль в сфере труда, занятости и миграционной политики на территории Самарской области является Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.7

На Министерство возлагаются следующие задачи:

  • повышение уровня и качества жизни населения в сфере труда;

  • подготовка предложений по основным направлениям государственной политики в социально-трудовой сфере Самарской области, в области повышения уровня жизни, в том числе доходов населения;

  • развитие социального партнерства на территории Самарской области;

  • улучшение условий и охраны труда на территории Самарской области;

  • реализация переданного полномочия Российской Федерации и полномочий органа государственной власти Самарской области в области содействия занятости населения Самарской области;

  • создание системы мер по обеспечению занятости населения моногородов и других монопрофильных территорий в Самарской области;

  • реализация миграционной политики на территории Самарской области в пределах компетенции Министерства;

В ведении Министерства находятся:

  • осуществление государственного регулирования деятельности по реализации основных направлений политики в сфере трудовых отношений, охраны труда и содействия занятости населения в Самарской области;

  • развитие системы социального партнерства и договорного регулирования трудовых отношений на территории Самарской области;

  • государственное управление в сфере охраны труда на территории Самарской области;

  • организация обеспечения государственных гарантий в сфере труда;

  • организация работы по предотвращению коллективных трудовых споров;

  • координация и методическое руководство деятельностью подразделений по охране труда органов местного самоуправления и органов исполнительной власти Самарской области, государственных органов Самарской области;

  • осуществление анализа, выявление тенденций, динамики и пропорций развития рынка труда Самарской области, сбалансированности его основных показателей;

  • разработка прогноза ситуации на рынке труда в Самарской области на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;

  • разработка основных направлений политики на рынке труда в Самарской области, мер по их реализации;

  • разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Самарской области;

  • организация и оказание государственных услуг в области содействия занятости населения и защиты от безработицы;

  • разработка и реализация программ и мероприятий по обеспечению занятости населения моногородов и других монопрофильных территорий в Самарской области;

  • осуществление контроля и надзора в установленных сферах деятельности;

  • организация формирования и развития государственных информационных ресурсов в сфере труда и занятости населения и миграционной политики;

  • разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере труда, занятости населения и миграционной политики, разработка нормативных правовых актов Самарской области по вопросам, находящимся в компетенции Министерства;

Министерство осуществляет следующие основные полномочия:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

  • информирование о положении на рынке труда в Самарской области;

  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

  • психологическая поддержка безработных граждан;

  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;

  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;

  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным безработными, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства.

  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде:

  • пособия по безработице;

  • стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

  • материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;

  • материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости;

  • пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости;

  • принятие нормативных правовых актов в установленных сферах деятельности;

  • проведение анализа отдельных показателей уровня жизни населения Самарской области, в том числе в сравнении с показателями уровня жизни населения регионов Приволжского федерального округа, и участие в разработке предложений по его повышению в соответствии с компетенцией Министерства;

  • проведение анализа ситуации с задолженностью по заработной плате на территории Самарской области и принятие мер, направленных на ее ликвидацию;

  • организация работы комиссии при Правительстве Самарской области по принятию мер по погашению задолженности по заработной плате на территории области;

  • регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

  • разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения;

  • координация работы подведомственных учреждений по содействию в трудоустройстве граждан в другой местности и переселении их для работы в сельскую местность;

  • разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

  • осуществление в рамках выделяемых из областного бюджета средств функций государственного заказчика планов, мероприятий и программ в сфере труда, занятости населения, охраны труда и миграционной политики, в том числе по централизованным закупкам товаров, работ, услуг по соглашению с подведомственными учреждениями;

  • информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о состоянии дел в области защиты трудовых прав граждан, занятости населения, миграционной политики;

  • участие в подготовке и проведении конференций, совещаний, симпозиумов, организация выставок, конкурсов и других мероприятий, в том числе в сфере межрегиональных и международных связей по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

  • внедрение новых технологий и инновационных методов работы при оказании государственных услуг в сфере занятости населения;

  • проведение исследований, в том числе социологических, в сфере трудовых отношений, охраны труда, занятости населения и миграционной политики;

Для борьбы с безработицей в Самарской области задействованы две программы: ведомственная целевая программа по содействию занятости населения и региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

Государственные программы Самарской области в области занятости населения:8

Государственная программа Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014 – 2020 годы».

Цель:

Создание экономических, организационных и правовых условий для обеспечения эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала Самарской области.

Подпрограмма «Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и оптимизация системы управления занятостью населения Самарской области» на 2014 - 2020 годы

Цель:

Повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда Самарской области; повышение уровня использования трудовых ресурсов; повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов.

Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 годы».

Цель:

Повышение качества и доступности услуг (работ) в сфере труда, занятости и миграционной политики в Самарской области.

В рамках совместной деятельности ГКУСО ЦЗН и Администрации городского округа Самара по обеспечению занятости населения и снижению уровня безработицы на территории городского округа в январе 2016 г.:

- проводился мониторинг имеющихся вакансий в муниципальных учреждениях и на муниципальных предприятиях, информация направлялась в ГКУСО ЦЗН;

- МП «Самарский бизнес-инкубатор» оказывалась всесторонняя поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства по предоставлению широкого спектра услуг (предоставление во временное пользование нежилых помещений, бухгалтерские и юридические услуги, проведение консультаций по вопросам кредитования и пр.);

- в рамках реализации мероприятий муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства городского округа Самара на 2013 – 2018 годы проводились различные мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- проведено 1 заседание рабочей комиссии по вопросам предоставления единовременной финансовой помощи гражданам на открытие собственного дела, действующей в рамках реализации государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области» на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 672, с участием представителей Администрации городского округа Самара. Были рассмотрены предложения по предоставлению единовременной финансовой помощи гражданам на открытие собственного дела, одобрено 5 бизнес-планов.

Для примера:

  • В период с января по август 2015 г. в службу занятости населения обратились 46,6 тыс. человек, из них нашло работу 28,5 тыс. человек. В самарский Центр занятости населения ежемесячно обращаются около 2000 человек. Примерно три четверти из них трудоустраиваются в течение нескольких месяцев. Однако остаются люди, которые не находят место работы в силу ряда причин: как правило, предлагаемые Центром занятости должности не всегда совпадают с желаниями ищущих работу, кто – то просто не хочет выходить на работу, довольствуясь пособием по безработице. Возможно, в реальной жизни работа Центров занятости не так эффективна, в этом можно убедиться, хоть раз посетив один из них.

  • По состоянию на 26 августа 2015 года потребность в кадрах (36,5 тыс. ед.) в два раза превышала численность безработных (18,5 тыс. человек).

  • Заключены договоры с 74 организациями на опережающее профессиональное обучение 3,5 тыс. работников.

Также Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области предоставляет ряд государственных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг. В Самарской области в настоящее время действует 32 МФЦ, располагающихся по всей области. В многофункциональных центрах предоставляются следующие услуги в сфере занятости населения:

  • Информирование о ситуации на рынке труда Самарской области.

  • Помощь граждан по поиску работы, а работодателям по подбору работников.

Для сравнения:

В период с января по апрель 2013 г. в МФЦ зарегистрировано 628 обращений граждан за государственной услугой информирование о положении на рынке труда в Самарской области. За государственной услугой содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников за тот же период обратилось 348 граждан.9

За период с начала года по ноябрь 2014 г. зарегистрировано 2446 обращений граждан за предоставлением государственных услуг в сфере содействия занятости населения.10

За период с января по ноябрь 2015 г. за государственными услугами в сфере занятости населения в МФЦ обратилось 1306 человек. Государственная услуга по информированию о положении на рынке труда в Самарской области была предоставлена 1187 раз.11

Государственная услуга по содействию гражданам в подборе необходимых вакансий, а работодателям - необходимых работников предоставлена 119 раз.

Рис. 1. Количество зарегистрированных обращений граждан в МФЦ Самарской области.12

Исследуя данные диаграммы мы видим, что в 2014 г. было зарегистрировано самое большое количество обращений в МФЦ как по поводу информирования о ситуации на рынке труда, так и по оказанию помощи в подборе вакансий и работников. Такая ситуация может быть связана с наибольшим желанием людей сменить свою работу в отчетный период 2014 г.

По данным федеральной службы государственного комитета статистики в среднем за 2015 г., уровень безработицы в Самарской области составил 3,4%, по этому показателю регион занимает 1 место с наименьшим значением среди регионов, входящих в Приволжский Федеральный округ, где среднее значение по округу 4,8%, и 4 место среди всех субъектов Федерации, где средний уровень безработицы равен 5,6%.

Чтобы наиболее четко представить складывающуюся в последние годы ситуацию на рынке труда области, необходимо проанализировать показатели рынка труда:

  1. Численность экономически активного населения

  2. Уровень зарегистрированной безработицы

  3. Уровень общей безработицы

Численность экономически активного населения возрасте от 17 до 72 лет (согласно подходу МОТ) в Самарской области в среднем за октябрь - декабрь 2013 г. составила 1727,2 тыс. человек, из них 1680,8 тыс. человек (97,3% экономически активного населения), были заняты в экономике и 46,4 тыс. человек – не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).13

Численность экономически активного населения в возрасте 17-72 лет в Самарской области в среднемза октябрь-декабрь 2014 г. составила 1728,4 тыс. человек из них 1661,4 тыс. человек (96,1% экономически активного населения), классифицировались как занятые в экономике и 67,0 тыс. человек – как безработные с применением критериев МОТ.14

Численность экономически активного населения возрасте от 17 до 72 лет (согласно подходу МОТ) в Самарской области в среднем за октябрь - декабрь 2015 г. составила 1754,3 тыс. человек, из них 1695,8 тыс. человек (96,7% экономически активного населения), были заняты в экономике и 58,5 тыс. человек – не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).15

Таким образом, на основе приведенных данных можно сделать вывод, что количество занятого населения в 2014 г. меньше, чем в аналогичный период 2013 г. на 19,4 тысячи человек, а количество безработных больше на 21,4 тысячи человек. В 2015 г. ситуация изменяется в сторону увеличения числа занятого населения и уменьшения числа безработных.

Таблица 1.

Численность экономически активного населения, занятых и безработных16

(тыс. человек)

 

Рабочая сила, тыс. человек

В том числе

занятые

безработные

Октябрь - декабрь 2013

1727,2

1680,8

46,4

Октябрь – декабрь 2014

1728,4

1661,4

67,0

Октябрь – декабрь 2015

1754,3

1695,8

58,5

По данным Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области к концу декабря 2013 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 16,3 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан. Численность официально зарегистрированных безработных в сравнении с соответствующим периодом прошлого года уменьшилась на 13,8% и составила 15,1 тыс. человек.

В декабре 2013 г. статус безработного получили 3,6 тыс. человек, что на 6,7% больше, чем в декабре 2012 г.

На конец декабря 2013 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 0,86% от экономически активного населения.

К концу декабря 2014 г. в Самарской области в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 19,4 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан. Численность официально зарегистрированных безработных составила 18,0 тыс. человек.

В декабре 2014 г. статус безработного получили 4,1тыс. человек, что на 15,4% больше, чем в декабре 2013 г.

На конец декабря 2014 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 1,03% от экономически активного населения.

К концу декабря 2015 г. в Самарской области в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете 24,5тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 22,9 имели статус безработного.

На конец декабря 2015 г. уровень зарегистрированной безработицы составил 1,3% от экономически активного населения.

Таблица 2.

Численность незанятого населения, состоявшего на учете в государственных учреждениях службы занятости (тыс. человек)17

 

Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, тыс. человек

Из них имеют статус безработного, тыс. человек

2013

16,3

15,1

2014

19,4

18,0

2015

24,5

22,9

Из анализа приведенных данных можно сделать вывод, что показатели безработицы в Самарской области остаются стабильно одними из самых низких не только среди регионов ПФО, но и среди регионов всей РФ, однако в 2015 г. в экономике Самарской области наблюдается спад производства, вызванный экономическим кризисом, о чем и говорит ухудшение основных показателей на рынке труда региона.

Особая экономическая зона промышленно производственного типа «Тольятти»

и ее роль в решении проблемы безработицы в Самарской области.

а) Цели создания и задачи, стоящие перед ОЭЗ ППТ «Тольятти»

Так как государство является одним из главных регуляторов рынка труда, правительство разрабатывает все больше программ по решению проблем занятости. Прямым способом регулирования ситуации на рынке труда является создание новых рабочих мест путем строительства новых и расширения старых предприятий региона. Именно с такой целью 12 августа 2010 г. была создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти», располагающаяся на территории Ставропольского муниципального района Самарской области.

На сегодняшний день в России действуют 33 ОЭЗ.18

Из них:

  • 6 технико – внедренческих.

  • 9 промышленно – производственных.

  • 15 туристико – рекреационных (в том числе туристический кластер в Северо – Кавказском ФО, состоящий из 9 ОЭЗ).

  • 3 портовые.

По мере развития экономических зон увеличивается и количество резидентов, располагающихся на территориях ОЭЗ. Так в период с 2007 по 2015 г. число резидентов увеличилось с 53 до 435.

Рис. 2. Динамика численности резидентов ОЭЗ.19

Рис. 3. Количество резидентов, зарегистрированных в ОЭЗ.20

Второе место по наибольшему числу резидентов занимают промышленно-производственные экономические зоны. Промышленные ОЭЗ — это обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных зон, определяющие их преимущества.21

Размещение промышленных зон на территории региона позволяет не только повысить конкурентоспособность производимой продукции, путем снижения издержек, но и увеличить количество занятого в производстве населения путем создания новых рабочих мест.

Одной из задач создания ОЭЗ является повышение уровня занятости населения региона путем создания новых рабочих мест на предприятиях резидентов ОЭЗ.

Самарская область по уровню трудового потенциала и индексу образования занимает 9-е место в России (по данным за октябрь 2014 г.). В регионе располагается 28 ВУЗов, 31 филиал ВУЗов, 72 учреждения средне - профессионального образования. На территории г.о. Тольятти располагается 6 ВУЗов, 10 филиалов иногородних ВУЗов, 12 техникумов. Подготовка студентов в регионе ведется более, чем по 400 специальностям для 19 отраслей экономики.

Каждый год на рынок труда выпускается свыше 55 тыс. новых специалистов, в том числе более 17,2 тысячи со средним образованием и 24,8 тысячи с высшим образованием. В г.о. Тольятти каждый год на рынок труда выпускается около 8,3 тысяч специалистов с высшим образованием и более 3,7 тысячи со средним.

В целях обеспечения правовой защиты молодых специалистов в июне 2015 г. был принят закон «О молодом специалисте в Самарской области», в котором предусматривались меры социальной поддержки молодых специалистов: ежегодная денежная выплата (в течение 3-х лет) специалистам, работающим по профессии, вошедшей в список востребованных, частичная компенсация на научно-исследовательскую и инновационную деятельность, меры поддержки работодателей, которые трудоустраивают молодых специалистов.22

Все это направленно для того, чтобы сделать регион более привлекательным для студентов и выпускников. Но, на практике, отток самарских, а в особенности тольяттинских студентов, в другие регионы не уменьшается.

Создание ОЭЗ требует грамотного решения вопросов использования трудовых ресурсов для обеспечения организаций самих резидентов, так и организаций, связанных с ОЭЗ (Социальная, промышленная, транспортная инфраструктуры ОЭЗ).

Среднесрочные и долгосрочные тенденции развития ОЭЗ предполагают ведение работы по следующим направлениям:

  • Оценка количества имеющегося и необходимого персонала и его квалификация.

  • Возможность подготовки, переподготовки и повышение квалификации специалистов для резидентов ОЭЗ.

  • Обеспечение жильем специалистов организаций – резидентов.

  • Привлечение новых квалифицированных специалистов из регионов РФ, СНГ и дальнего зарубежья.

Большое внимание должно уделяться квалификации и оценке качества подготовки работников. Одной из форм оценки является сертификация профессиональных квалификаций выпускников на повышенный разряд по рабочим профессиям. Так как высококвалифицированные специалисты будут наиболее привлекательны для резидентов ОЭЗ.

Важно отметить, что в достижении этих задач существенную роль играет политика, проводимая Правительством Самарской области, в сфере занятости населения, которая позволяет сохранять в регионе стабильно низкий уровень безработицы в ПФО и обеспечивает стабильное положение на региональном рынке труда.

Динамика развития ОЭЗ ППТ «Тольятти». Чтобы проследить динамику развития ОЭЗ и оценить ее роль в решении проблем безработицы в регионе, нужно обратиться к статистическим данным, показывающим состояние на рынке труда Самарской области, а именно, в центре Ставропольского муниципального района – городе Тольятти, чьи трудовые ресурсы окажутся задействованы в первую очередь.

Так как Тольятти является моногородом, где большая часть населения работает на «АвтоВАЗе», то именно «АвтоВаз» оказывает огромное влияние на формирование ситуации на рынке труда города, а именно там проходят большие сокращения штата сотрудников. Правительство пытается стабилизировать ситуацию в регионе с помощью временной занятости, ярмарок вакансий и переобучения, а также старается погасить долги по зарплате на ОАО «АвтоВАЗагрегат» и его дочерних предприятиях, привлекая к этому прокуратуру.

К концу 2013 г. основные показатели рынка труда снизились. Количество зарегистрированных безработных уменьшилось до 2631, а уровень безработицы установился на отметке ниже среднеобластного и составил 0,6%.

В 2013 г. продолжается развитие ОЭЗ «Тольятти». На ноябрьском заседании Наблюдательного совета особой экономической зоны «Тольятти» был рассмотрен вопрос о строительстве на территории ОЭЗ индустриального парка «А Плюс Тольятти» с числом новых создаваемых мест 700 (запуск первого производства запланирован на начало 2016 г.).

На конец 2013 г. число заявленных резидентов – 15 компаний, с числом создаваемых рабочих мест более 5 тысяч.23

К концу 2014 г. ситуация на рынке труда Тольятти меняется в сторону увеличения показателей количества зарегистрированных безработных и уровня безработицы. В 2014 г. количество зарегистрированных безработных составило 4976 человек, а уровень безработицы повысился до 1,1%.

Это вызвано сокращением сотрудников вследствие снижения объема производства на таких крупных предприятиях как ООО «АВТОВАЗ ПРОО», ООО «Волжский машиностроительный завод», ООО «Компания СИС», АО «Вазинтерсервис», ОАО «АвтоВазагрегат», но, не смотря на ухудшающуюся ситуацию, ОАО «АвтоВазагрегат» в начале 2015 г. планирует открыть набор на рабочие специальности.

11 декабря заседанием Наблюдательного совета ОЭЗ «Тольятти» была рассмотрена заявка на получения статуса резидента от ООО «СолоФилмз», которое планирует построить в ОЭЗ производство упаковочной пленки, число создаваемых рабочих мест – 50.

Также был рассмотрен еще один вопрос об изменении проекта действующего резидента ООО «Тольяттинская бумажная фабрика». Руководством компании было принято решение о расширении объемов выпуска, что позволит увеличить количество рабочих мест в 2 раза и их число составит 150.

Несмотря на повышение основных показателей рынка труда, в экономике города прослеживалась хорошая тенденция в развитии ОЭЗ, связанная с приходом новых резидентов, в планах к 2020 г. создать на территории ОЭЗ 11 тысяч рабочих мест.24

К концу 2015 г., ситуация на рынке труда значительно меняется. Так, количество зарегистрированных безработных увеличивается до 7170 тысяч человек. Уровень безработицы составил 1,6%, превысив среднеобластной на 0,4%. Ситуация на городском рынке труда еще более осложнилась. Количество безработных превышает количество вакансий в 1,8 раза, количество вакансий уменьшилось в 2,2 раза, уровень безработицы возрос в 1,34 раза. Основной проблемой в Тольятти остается нарушение равновесия спроса и предложения рабочей силы. В сложившейся ситуации государство на практике показало меры по регулированию рынка труда. Премьер – министром России было подписано постановление, позволяющее обеспечить дополнительную нагрузку производственных мощностей предприятий автопрома и смежных отраслей и сохранение рабочих мест путем бюджетных ассигнований для предоставления субсидий организациям промышленности.

Первым запущенным предприятием в 2015 г. стал завод ООО «Прайксар Самара», с количеством предполагаемых рабочих мест – 40. Вторым открыли завод ООО «СИЕ Аутомотив Рус» с количеством создаваемых рабочих мест – 230. На конец 2015 г. создано около 2 тысяч постоянных и временных рабочих мест (с учетом только строящихся объектов). В планах, что на предприятиях уже действующих резидентов будут работать около 4,5 тысяч человек.

По прогнозам к 2024 г. на территории ОЭЗ планируется создать 23,8 тысяч новых рабочих мест.25

По состоянию на март 2015 г. на территории ОЭЗ зарегистрировано 17 резидентов, с количеством заявленных рабочих мест – 4271.

Так же одним из положительных показателей создания ОЭЗ является то, что по итогам 2015 г. ОЭЗ «Тольятти» входит в пятерку лучших ОЭЗ России. И занимает 1 место, по количеству рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ, во внутригрупповом рейтинге ОЭЗ.26

Несмотря на это, стоит отметить, что предприятия, создающиеся на территории ОЭЗ, не смогут обеспечить занятость всем людям, попавшим под сокращение на крупных производственных предприятиях, таких как «АвтоВАЗ». Так как объемы сокращения значительно больше и происходят гораздо быстрее, нежели создание новых рабочих мест на территории ОЭЗ. По состоянию на февраль 2015 г. число работников, попадающих под сокращение, составляло 6,1 тыс. человек (Сокращения на ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «РКЦ „Прогресс“»).

На практике же, статистические данные расходятся с реальными показателями. По результатам рейтинга городов страны по уровню финансовой обеспеченности жителей за 2014 г., составленного специалистами финансового университета при Правительстве РФ, Тольятти стал самым бедным городом. Специалисты отметили, что в этом регионе возрастает риск социальных волнений, вследствие увеличения количество безработных. Причиной этому могут послужить масштабные сокращения.

Проблемы, выявленные в процессе реализации проекта о создании ОЭЗ и пути их решения. По мере строительства и функционирования ОЭЗ стало очевидно, что существует ряд проблем.

Таблица 3.

Проблемы, выявленные в процессе реализации проекта о создании ОЭЗ и пути их решения.

Описание проблемы

Возможные последствия отсутствия решения

Предлагаемое решение

Обеспечение жильем для привлечения рабочих кадров.

Отсутствие жилья снижает привлекательность ОЭЗ для специалистов, что в свою очередь негативно повлияет на развитие ОЭЗ.

Дополнительное строительство жилья.

Обеспечение резидентов персоналом высокого уровня подготовки, необходимым для специфики производства.

Недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, обученного персонала, как следствие необеспеченность резидентов.

Анализ потребностей и специфики производства резидентов, по результатам которого должно проходить обучение специалистов.

Потребность в создании новых рабочих мест от 26 до 29 тысяч человек.

Недостаточное количество квалифицированных рабочих кадров на территории г.о. Тольятти.

Привлечение кадров из других регионов.

Однако некоторых проблем, которые могли бы возникнуть, все же удается избежать. При создании площадок для резидентов учитывается негативный опыт других экономических зон России, где созданные объекты до сих пор пустуют, работа по строительству ведется под конкретного клиента.

Перспективы развития ОЭЗ ППТ «Тольятти» и оценка ее эффективности в сравнении с ОЭЗ ППТ «Алабуга» и зарубежными СЭЗ, на примере Китая. Несмотря на неплохие показатели ОЭЗ «Тольятти», на сегодняшний день лидером среди российских ОЭЗ остается ОЭЗ «Алабуга», созданная в 2005 г. и находящаяся в Татарстане.

Приведем ряд сравнений ОЭЗ «Тольятти» и ОЭЗ «Алабуга»:

Рис. 4. Количество резидентов ОЭЗ ППТ в Республике Татарстан и в Самарской области.27

Согласно отчету о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 г. и за период с начала функционирования особых экономических зон, средневзвешенные значения оценки эффективности функционирования ОЭЗ таковы:28

  • ОЭЗ в Республике Татарстан - 4,5.

  • ОЭЗ в Самарской области – 3,0.

Таблица 4.

Относительные количественные показатели, отражающие влияние функционирования ОЭЗ на социально-экономическое развитие региона, на территории которого она создана29

Наименование ОЭЗ

Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ по состоянию на 01.01.2015 (ед.)

Численность трудоспособного населения муниципального образования, на территории которого расположена ОЭЗ по состоянию на 01.01.2015 (чел.)

Отношение показателя количества рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ к численности трудоспособного населения муниципальных образований, на территории которых создана ОЭЗ (%)

ОЭЗ в Республике Татарстан

5 052

45 571

11,09

ОЭЗ в Самарской области

206

434 577

0,05

Рис. 5. Количество рабочих мест, созданных резидентами на территории ОЭЗ ППТ в 2014 году.30

Рис. 6.Показатели эффективности функционирования ОЭЗ ППТ в 2014 году.

Таким образом, обобщая все вышеперечисленное, выводится рейтинг экономических зон, где ОЭЗ «Алабуга» занимает 3-е место, а ОЭЗ «Тольятти» - 9.

ОЭЗ «Алабуга» является одной из успешных экономических зон России, где объем заявленных инвестиций составляет 2,2 млрд. рублей, при уже существующим объеме инвестиций в 4,132 млрд рублей. Положение ОЭЗ «Тольятти» в рейтинге объясняется тем, что на ее территории пока открыта меньшая часть производств резидентов. На ОЭЗ «Тольятти» возлагают большие надежды, и, возможно, по эффективности она выйдет на уровень успешных российских экономических зон.

Во многих странах мира действуют свободные экономические зоны, структуры которых схожи с российскими особыми экономическими зонами.

Например, в Китае действуют пять специальных (свободных) экономических зон:

  1. Шэньчжэнь

  2. Чжухай

  3. Шаньтоу

  4. Сямэнь

  5. Хайнань

  6. Новый район Пудун (Шанхай) (приравнивается по статусу)

Первые свободные экономические зоны Китая были созданы в 1980-х годах для привлечения иностранных инвестиций. И уже в 1981 г. деятельность СЭЗ стала приносить результаты. На долю четырех СЭЗ пришлось 60% притока прямых иностранных инвестиций в Китай (51% в СЭЗ, расположенную в Шенжене). В 1984 г. на долю экономических зон приходилось 26% от ПИИ, в 1985 г. – 20%. Но стоит отметить, что все-таки, китайских инвестиций было больше, чем иностранных, причем осуществлялись они в инфраструктуру и предприятия.

После того, как положительный опыт стал очевиден, на территории Китая было создано еще 14 аналогичных режимов деятельности, располагавшихся преимущественно в прибрежных городах.

В развитии экономики Китая СЭЗ и в настоящее время играют большую роль. Так, в 2013 г. суммарный объем внешней торговли этих зон увеличился на 14,7% по сравнению с2012 г. и составил 699,83 млрд. долл., в том числе экспорт – 394,98 млрд. долл. (+13,6%), импорт – 304,85 млрд. долл. (+16,2%).

С экономикой Китая не может сравниться ни одна экономика в мире. Аналогичных темпов роста экономики за последние 30 лет не добилось ни одно государство. С момента проведения политики «открытых дверей» ВВП Китая стал расти в среднем на 9% каждый год, возрастал объем экспорта государства и снижался уровень безработицы с 4,9% в 1980 г. до 4,09% в 2015 г.

Рис.7. Уровень безработицы в Китае с 1980 по 2015 г.31

Список использованной литературы

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. – 7-е изд. – М.: Дело и Сервис, 2005. 464с.

  2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1999. 974 с.

  3. Экономическая теория: Учеб. / Под общ ред. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2008. 672 с.

  4. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. / Под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной – 2-е изд. – М.:КНОРУС,2005. 688с.

  5. Кривонос Ю.Е. Экономическая теория: Конспект лекций. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. 103 с.

  6. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций. – Таганрог: ТГРУ, 2000. 156 с.

  7. Рофе А.И. Экономика труда: Учеб. – М.: КНОРУС, 2010. 400с.

  8. Алханов Л.Х., Анаева З.К., Хайдаева С.И. Безработица и ее социально-экономические последствия // Евразийский Союз Ученых, 2015. № 7-1 (16).

  9. Безяева О.И., Давыдова Е.Ю. Проблема безработицы в современной России // Территория науки, 2014. № 1.

  10. Горбунова О.Н., Кучма К.П., Кучма О.П. Безработица: виды, причины и пути решения // Социально – экономические явления и процессы, 2015. № 7. Том 10.

  11. Горшкова В.И. Анализ опыта по управлению региональным рынком труда в Самарской области // Фундаментальные исследования, 2014. № 9-2.

  12. Епраносян А.А., Никитина А.В. Безработица как социально-экономическое явление в современной России // Общество: политика, экономика, право, 2013. № 4.

  13. Жарнова В.Е. Социально - экономические последствия безработицы // Потенциал современной науки, 2014. №7.

  14. Кожухова Н.В. Анализ занятости и безработицы на рынке труда Самарской области // Региональное развитие, 2015. № 4(8).

  15. Ларкина А.В. Анализ социально – экономических последствий безработицы в России // Успехи в химии и химической технологии, 2014. № 3 (152) . Том 28.

  16. Макарченкова М.Ю. Безработица. Причины безработицы. Последствия безработицы // Потенциал современной науки, 2014. № 7.

  17. Официальный сайт Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Тольятти» - http://www.oeztlt.ru/

  18. Официальный сайт Особых экономических зон России - http://www.russez.ru/.

  19. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области - http://samarastat.gks.ru/.

  20. Официальный сайт Тольяттинского центра трудовых ресурсов - http://www.ctr-tlt.ru/.

  21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики- http://www.gks.ru/.

  22. Перспективный план развития на 2014-2024 гг. - http://www.oeztlt.ru/.

1 Новиков М.В. Государственное регулирование экономики: Конспект лекций. - Таганрог: Издательство ТРТУ, 2000. С. 41.

2 Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1, ред. от 09.03.2016.

3 Анаева З.К., Хайдаева С.И., Алханов Л.Х. Экономика и ее социально - экономические последствия // Евразийский союз ученых. – 2015. №7 (16). С. 14- 16.

4 Там же.

5 Там же.

6 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. - М.: Дело и Сервис, 2005. С. 58.

7 Государственная служба занятости. Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области //Официальный сайт// www.trud.samregion.ru/home/slugba.aspx.

8 Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области // Официальный сайт // www.economy.samregion.ru/programmy/gpso/RGPSO/.

9 Государственная служба занятости. Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области //Официальный сайт// www.trud.samregion.ru/home/activity/uslugimfc.aspx.

10 Там же.

11 Там же.

12 Государственная служба занятости. Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области.//Официальный сайт// www.trud.samregion.ru/home/activity/uslugimfc.aspx.

13 Федеральная служба государственной статистики.//Социально- экономическое положение Самарской области. http://www.gks.ru/region/docl1136/Main.htm.

14 Федеральная служба государственной статистики.//Социально- экономическое положение Самарской области. http://www.gks.ru/region/docl1136/Main.htm.

15 Там же.

16 Там же.

17 Там же.

18 Официальный сайт Правительства России // Региональное развитие// Особые экономические зоны // http://government.ru/govworks/467/events/

19 Министерство экономического развития Российской Федерации // http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/becomeinvestor/news/20160406.

20 Министерство экономического развития Российской Федерации // http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/becomeinvestor/news/20160406.

21 Россия. Особые Экономические Зоны //http:www.russez.ru/oez/industrial/.

22 Закон Самарской области «О молодом специалисте в Самарской области» от 6 июля 2015 года № 76-ГД.

23 Тольяттинский центр трудовых ресурсов // www.ctr-tlt.ru/monitoring/the-labour-market.php.

24 Тольяттинский центр трудовых ресурсов.// www.ctr-tlt.ru/monitoring/the-labour-market.php.

25 Тольяттинский центр трудовых ресурсов // www.ctr-tlt.ru/monitoring/the-labour-market.php.

26 Министерство экономического развития Российской Федерации // http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2015100201.

27 Министерство экономического развития Российской Федерации // Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон // http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2015100201.

28 Расчет средневзвешенного значения оценки эффективности функционирования ОЭЗ проходил по нескольким категориям: количество резидентов ОЭЗ, количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных на территории ОЭЗ и введенных в эксплуатацию, объем частных инвестиций с целью финансирования создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры ОЭЗ, объем средств федерального и местного бюджетов, направленных на финансирование создания объектов инфраструктуры, общая площадь ОЭЗ, площадь земельных участков предоставленных резидентам в аренду, Площадь земельных участков в собственности резидентов ОЭЗ, объем средств федерального бюджета.

29 Министерство экономического развития Российской Федерации // Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон // http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2015100201.

30 Министерство экономического развития Российской Федерации // Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования особых экономических зон // http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2015100201.

31 Данные и статистика по миру // Китай: Уровень безработицы // http://ru.actualitix.com/country/chn/ru-china-unemployment-rate.php.

Просмотров работы: 974