ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема научной работы представляется актуальной. Предпринимательская деятельность предполагает способность человека находить выход из любых производственных ситуаций, а также нести полную ответственность за свои действия перед самим собой. Согласитесь, не каждый может заниматься жестким самоконтролем и выстраиванием собственной работы изо дня в день, без перерывов и отпусков.

В бизнесе предпринимательство означает деятельность, направленную на извлечение выгоды, получение прибыли во всех ее видах и обязательно – в денежном выражении. Предприниматель умеет видеть возможности для получения прибыли и использовать их, он умеет предвидеть возможные риски и избегать их.

В данной работе будут рассмотрены особенности функционирования предприятий и предпринимательства в рыночных условиях России.

Теоретической основой при написании работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда российских ученых. Достаточно широко тема исследования отражена в работах таких авторов, как С.А. Боголюбов, М.Г. Лапуста, М.П. Переверзев, Н.И. Денисова.

Понятие предпринимательства и предприятий.Предпринимательство в широком смысле - это способность субъекта решиться на что-либо, тем самым реализовав свое решение.

Экономическое предпринимательство (узкое понятие) – это способность субъектов получить доход, а также изобрести новый способ его получения. В законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определены основные правовые положения предпринимательства.

Особенности предпринимательства:

1. Фактор не осязаем.

2. Предпринимательство не выступает объектом купли-продажи и не образует отдельного рынка.

3. Предпринимательству присущи самостоятельность, риск, инициатива, ответственность.

Предпринимательству присущи следующие функции:

1. Творческая – это способность в нахождении способов ведения хозяйственной деятельности, а также нового источника получения дохода.

2. Мобилизационная – деятельность, направленная на поиск денег, квалифицированных работников.

3. Организаторская – позволяет рационально соединить основные факторы производства.

3. Рисковая – это принятие решения в условиях риска.

В процессе хозяйственной деятельности не всегда изобретаются новые способы получения дохода и не всегда приходится рисковать. В рамках этого признание получил такой термин как бизнес.

Бизнес – это присвоение дохода любым путем.

Условия предпринимательства:

1. Объективные условия – это благоприятная правовая среда.

- благоприятная экономическая среда – это частная или коллективная собственность на капитал, свобода выбора деятельности, свобода формирования цен, свобода выбора места использования рабочей силы, наличие конкуренции.

- благоприятная социальная среда – это доброжелательное отношение населения к предпринимателю.

2. Субъективный фактор – это внутренняя готовность субъекта желать что-то делать, знать, как делать и уметь делать.

Виды предпринимательства:

1. Производственное – это производство товаров для продажи (является наиболее важным, предприниматель планирует, что и как производить).

2. Коммерческое – это покупка товара для перепродажи по более высокой цене.

3. Финансовое – это коммерческая деятельность, когда товаром выступают деньги или ценные бумаги.

4. Посредническое – где предприниматель ничего не производит, а выступает посредником между двумя сторонами (оказание риэлтерских услуг, к примеру).

5. Страховое – это гарантия по возмещению компенсации за причиненный ущерб.

Существуют следующие формы предпринимательства:

1. мелкий бизнес (индивидуальная частная деятельность).

2. средний бизнес.

3. крупный бизнес (ЗАО, ОАО).

Различают следующие типы предпринимательства:

1. Активный бизнес – торговля, производство.

2. Пассивный бизнес – приобретение ценных бумаг, вклады в банк.

Сущность предпринимательской деятельности – создание товаров и услуг, которые имеют ценность для потребителя и несут выгоду производителю. Вид производимой продукции может меняться во времени, так как меняется спрос покупателей. Жизнь диктует свои требования, поэтому сущность предпринимательства отдельно взятого бизнесмена может легко изменяться. Это существенное преимущество малых предприятий. Оно позволяет менять оборудование и части производственных линий очень легко и быстро. В сущности предпринимательской деятельности сочетаются активность на рынке, экономическая выгода, предприимчивость, предпринимательский риск, конкуренцию.

Цели предпринимательской деятельности могут меняться в зависимости от рода занятий, но все они связаны с получением прибыли.

Кто имеет право заниматься предпринимательской деятельностью?

Право на осуществление предпринимательской деятельности имеет право любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, и имеющий определенные свободы.

Основные признаки предпринимательской деятельности. Они описаны во многих статьях, но повторить будет не лишним, особенно применительно к индивидуальному предпринимательству. Каждый предприниматель, владелец ИП, должен знать, что основным признаком предпринимательской деятельности является получение прибыли, систематическое и максимально возможное.

И второй, не менее важный признак предпринимательской деятельности – самостоятельное преодоление всех возможных рисков. Уход от них и минимизация возможны только в случае оформления и выплаты страховки в частном порядке. Это риск, связанный с нарушением обязательств партнерами по договорам, непредвиденными обстоятельствами и в связи с возникновением различных форс-мажорных обстоятельств, а так же с различными внешними факторами – изменениями в законах, в налоговых правилах и нормативах выплат.

В связи с этими изменениями возникает и еще один существенный риск – предприниматель должен своевременно узнавать об изменениях. Незнание новшеств не освобождает от невыполнения новых требований. За несвоевременные действия или бездействие по каким-либо вопросам предприниматель может поплатиться, и не всегда суммы штрафов минимальны.

Следующий признак вытекает из самого слова «предприниматель». Называться так имеет право только тот человек, который имеет на руках документ – свидетельство о регистрации ИП, платит налоги и выплаты во все фонды.1

В России сегодня работают 5,61 млн. субъекта малого и среднего предпринимательства. Из них 2 млн. предприятий и 3,61 млн. индивидуальных предпринимателей. В 2013 г. было выделено на реализацию различных мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета 32,51 млрд. рублей бюджетных ассигнований и 20 млрд. рублей государственных гарантий.

Минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, с 2014 г. должна составлять 15% (рис.1).2

Рис.1. Отраслевая структура предпринимательства в России

Таким образом, предпринимательство – это деятельность в сфере экономики, имеющая признаки коммерции, но в широком понимании слова это способ мышления и образ жизни человека. Предпринимательская работа имеет одну непререкаемую особенность – она всегда связана с увлеченностью, с верой в себя и жизнеспособность своей идеи, с желанием учиться и совершенствоваться, внедрять инновационные технологии. Обязательно в предпринимательстве присутствует творческая составляющая, нестандартный подход к делу, поиск новых креативных ходов. Работа ведется целенаправленно и с большим упорством.

Развитие предпринимательства в современных условиях России. Основной задачей, которую ставит перед собой Правительство Российской Федерации в последние годы, является поддержки и активное участие в развитии предпринимательства. Ориентируясь на мировой опыт, чиновники России часто поднимают вопрос о том, что малый бизнес может и должен вносить более весомый вклад в развитие экономики страны.

Однако частный бизнес в России очень часто сталкивается с рядом трудностей, в связи с которыми его развитие идет не такими высокими темпами. Еще со времен советского прошлого у населения страны сформировался стереотип того, что заниматься частным бизнесом не хорошо. Поэтому экономическая активность населения России очень низкая. А даже если человек решается на то, чтобы открыть свой бизнес, то он сталкивается с рядом труднопреодолимых проблем, создаваемых местными властями.

Хотя правительство и старается создать все условия для активного развития малого бизнеса в стране, пока эти меры не принесли желаемого результата. В рамках правительственных мер были упрощены процедуры регистрации предпринимателей, были уменьшены количества проверок, а так же разработаны программы для оказания помощи начинающим предпринимателям.

Однако по-прежнему остается много проблем, препятствующих развитию частного предпринимательства. Огромной проблемой остается получение кредитов субъектами малого бизнеса. Банки с неохотой выдают кредиты малым предприятиям, предпочитая более крупные и надежные компании.

Уровень предпринимательской активности в различных типах населенных пунктов представлен на рисунке 2.

Рис.2. Уровень предпринимательской активности в различных типах

населенных пунктов, %3

Экономический кризис, как бы странно это ни звучало, послужил своего рода ускорителем развития частного сектора экономики. Ведь многие люди потеряли свою работу и вынуждены были начинать свое дело. Как правило, начинающие бизнесмены предпочитают открывать магазины или небольшие мастерские.

Малое предпринимательство − это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих в роли экономических субъектов рыночных отношений.

Малое предпринимательство содействует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов различных уровней, способствует снижению безработицы, пополнению рынка товарами и услугами. Малый бизнес воздействует на развитие экономики, стабилизирует ее внутренние процессы, оказывает стимулирующее воздействие. Сегодня малое предпринимательство находится на стадии ускоренного развития. Все сферы экономики заинтересованы в развитии малого предпринимательства, поскольку оно является одним из источников формирования финансовой системы государства, оно является доходной частью бюджета. Необходимо продолжать работать в этом направлении, для того, чтобы как можно больше экономических субъектов были заинтересованы в производственной, инновационной и инвестиционной деятельности.

Оценка национального уровня и масштабов предпринимательства в России дается также в опубликованном отчете международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства». В отчете по итогам 2013 г. отмечается, что только 3% предприятий малого бизнеса в России удается продержаться на рынке дольше 3 лет (Табл. 1).

Таблица 1

МП в разных странах, ведущие деятельность более 3 лет, 2013 г. 4

Страна

Деятельность более 3 лет, %

Россия

3

Норвегия

6,15

Финляндия

6,65

Испания

8,39

Малый бизнес в России в основном направлен на оказание услуг населению. Наибольшей популярностью, на сегодняшний день, пользуются автомастерские и автомойки, торговля массовыми продуктами. К огромному сожалению, в России практически нет предпринимателей, занимающихся высокими технологиями, а ведь во многих странах запада именно малый бизнес занимается разработкой и внедрением на рынок различных технических новшеств. А ведь в России так много людей, имеющих оригинальные идеи и способных воплотить их в жизнь. Однако проблема финансирования не дает возможности заниматься разработкой опытных образцов или проведением научных исследований.5

Малый и средний бизнес во всем мире считается одним из самых перспективных бизнес-направлений. В Европе и США на их долю приходится 70-80% всей экономики.

Таблица 2

Количество зарегистрированных МП на 1 июня 2013г в расчете на 100 тыс. человек населения

Федеральный округ

Единиц

Прирост/сокращение за период 1.07.2014-1.07.2015

В % от среднего по РФ

РФ

167,5

4,76

100

ЦФО

186,9

1,22

112,7

СЗФО

245,5

-18,29

147,9

ЮФО

132,9

6,52

79,3

СКФО

59,8

-6,37

35,4

ПФО

163,2

3,94

98,5

УФО

171,7

33,93

103,5

СФО

153,2

10,37

92,4

ДФО

173,9

19,4

105,9

Банки не кредитуют малый и средний бизнес без обеспечения, тогда как в большинстве случаев у такого рода предпринимателей нет имущества, которое они могли бы заложить по получение займа.

Очень часто представители малого и среднего бизнеса берут кредиты, но при этом у них нет четко расписанного бизнес-плана, нет рассчитанных рисков, что в свою очередь мешает им в доступности к финансам. Кроме того, они часто не делают никаких расчетов в том, что касается финансов – например, в том, что всегда надо иметь в виду, что кредит, взятый в долларах в любой момент может подорожать из-за обесценения валюты.6

Очень часто, когда банк отказывается давать кредит, представители малого бизнеса идут к ростовщикам, у которых берут кредиты под очень высокие проценты. Непонятно, зачем они это делают. Ведь если банк отказывается выдавать займ, то это имеет какую-то причину, и в такой ситуации предприниматель вместо того, чтобы идти к ростовщикам, должен пересмотреть свои планы.

С сожалением следует отметить, что на сегодняшний день проблема популяризации предпринимательства среди широких слоев населения, а в особенности среди молодежи, остается нерешенной. Только 3-5% молодых людей в возрасте до 30 лет готовы рассматривать открытие собственного бизнеса как основу своей карьеры. На государственном уровне не существует сколько-нибудь заметной программы действий по формированию положительного образа предпринимателя и популяризации роли предпринимательства.

За полгода 2013 г. в России свое дело закрыли около 650 тыс. мелких предпринимателей и фермеров (рис. 3). Профессиональные объединения в качестве основной причины называют повышение страховых взносов и говорят о массовом уходе в «тень». В правительстве вопрос о снижении взносов пока не согласован, но предприниматели уже согласны временно составлять дополнительную отчетность для Пенсионного фонда — лишь бы взносы снизились.

Статистика Федеральной налоговой службы свидетельствует, что количество закрывших бизнес индивидуальных предпринимателей с начала этого года достигло 531,9 тыс. человек. Решение прекратить работу приняли также 18,2 тыс. фермеров. Количество ИП и фермерских хозяйств уменьшилось с 4 млн. на 1 января до 2,636 млн. на 1 июня.7

Крупнейшие регионы по количеству зарегистрированных ИП к апрелю 2015 г. представлены в приложении 1.

В то же время есть данные о том, что предпринимательская активность в России продолжает расти. В 2013 г. доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения страны выросла почти на четверть по сравнению с уровнем 2012 г. и составила 5,63%. По этому показателю Россия близка к развитым странам (Табл.3.)

Таблица 3

Доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения, 2013г.

Страна

Предпринимательская активность, %

Россия

5,63

Испания

5,21

Финляндия

5,29

Норвегия

6,25

А вот от ряда других стран по этому показателю Россия значительно отстает (Табл.4):

Таблица 4

Доля бизнесменов среди взрослого трудоспособного населения, 2013г.

Страна

Предпринимательская активность

Россия

5,75

Китай

14,02

Бразилия

17,3

ЮАР

10,59

Индия

9,88

Что касается вопроса „крышевания“, то оно в том виде, в котором оно имело место в 90-е годы, в большей степени в 90-х и осталось. Тем не менее на смену ему пришли различные формы давления на отдельных предпринимателей с целью отъема бизнеса, либо части прибыли, со стороны недобросовестных конкурентов, партнеров, других сторонних лиц, которые используют свой т.н. „административный ресурс“, в виде связей в органах внутренних дел, местных администрациях разного уровня, проверяющих инстанциях.8 В свете этого, введение в действие Федерального закона от 22.10.2014 № 308-ФЗ, дающего право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях в общем порядке, т.е. в отсутствии материалов налоговых проверок, не добавляет прозрачности действиям следственных органов и служит дополнительным антистимулом для потенциальных предпринимателей.

Смена правил игры, практически всегда накладывает негативный отпечаток на действующий бизнес (вспомним хотя бы Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ, повлекший прекращение деятельности более 400 тыс. индивидуальных предпринимателей). Уже сам факт обсуждения таких законодательных инициатив, как торговый сбор, введение налога с продаж, повышение ставки НДС, повышения ставки НДФЛ, в независимости от их вступления в силу, негативно сказывается на предпринимательском климате.

Таким образом, на сегодняшний день основной проблемой российских малых и средних предпринимателей и собственников бизнеса является их неготовность рассматривать свою деятельность не в рамках краткосрочной прибыли, а в рамках долгосрочных задач, выполнение которых неразрывно связано не только с перспективами экономики, но с общим отношением государства и общества к понятию предпринимательства.

Проблемы предприятий и предпринимательства. Одну из главных проблем можно сформулировать в виде вопроса: почему количество малых предприятий в последние 3-4 года как минимум не растет, а даже подсокращается? Это означает, что качество жизни значительного количества людей не растет. Потому что все то, что связано со средой обитания, с обслуживанием людей, с услугами, которые они могут получить, с продуктами, которые они могут купить, - это все малый бизнес. Если он не увеличивается, значит, жизненный уровень людей тоже не увеличивается.

Сегодня стабильность локальных сообществ - социально-экономическая стабильность на муниципальном, региональном уровне - она как бы тоже находится не на том уровне, на котором должна была быть. И второе - это, конечно, опасения ухудшения ситуации, ухудшение работы крупных и малых предприятий.

В «Прямой линии» Президента РФ 2015г. отдельно речь шла о малом и среднем бизнесе. Совещание у президента было посвящено этим же вопросам. Вообще, с началом острой фазы кризиса разговор о положении бизнесов, в том числе среднего и малого, вышел на одну из первых авансцен.9

Сегодня российская экономика столкнулась с непростой ситуацией: снижение инвестиций (за последние 13 лет снижение уровня инвестиций в основной капитал ниже предыдущего произошло дважды, в 2009 г. и в 2015г.), геополитическая напряженность, сокращение кредитных ресурсов, рост издержек. Все это привело к тому, что темпы роста экономики (динамика ВВП) замедлились с 2,0% в IV квартале 2013 г. до 0,9% в I квартале 2014 г., 0,8% во II квартале и 0,7 в III квартале.

Чистый отток капитала и падение цен на нефть негативно повлияли на динамику курса рубля относительно иностранных валют. За январь-сентябрь 2014 г. отток капитала составил 85,2 млрд. долларов. Сложившаяся ситуация с обесценением курса рубля к другим валютам и ограничениями на импорт продовольствия сказалась и на росте инфляции. По итогам января-октября 2014 г. она составила 8,3%. Отмечается, что «1,4% из этой цифры привнесли санкции, еще 1,6% – рост валютного курса».10

Еще в послании 2012 года Президент заявил, что «резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее 5–6 процентов ВВП в ближайшее десятилетие». В послании этого года впервые официально было признано, что проблемы в экономике исходят не от кризисных явлений в мировой экономике, а «носят не внешний, а внутренний характер», в первую очередь, связаны с производительностью труда, которая отстает от ведущих стран в два-три раза. Напомню, что повышение производительности труда в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 г. к 2018 г. заложено в указе Президента «О долгосрочной государственной экономической политике».

Сложные моменты связаны с тем, что в России нет не только институтов, которые более или менее долго изучали бы последствия вступления страны в ВТО, но нет даже отдельных специали­стов по данному вопросу. Вступление в эту организацию фактически означает, что Россия согласилась играть по пра­вилам, которых не знает, не изучала и не понимает. Главный вопрос, который стоит на данный момент перед Рос­сийской Федерацией в связи с всту­плением в ВТО, заключается в том, как ей использовать и увеличивать свои конкурентные преимущества.

Вступление России в ВТО уже частично сказалось или скажется в бу­дущем на всех секторах экономики страны. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит работу наших частных предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости. Снижение пошлин на 30% скажется и на доходных статьях бюджета. Участие в ВТО приведет к увеличению сырьевой ори­ентированности российской экономики и к дальнейшему расслоению общества по доходам и усилению социальной на­пряженности в стране. Выигрывают от вступления России в ВТО 10 регионов, а проигрывают 42 региона, остальные остаются на прежнем уровне.

Государственная политика содействия развитию российского предпринимательства. Государственная политика содействия развитию предпринимательства определяется необходимостью создания в России конкурентной среды. В русле этого снижено число проверок субъектов предпринимательства, введен уведомительный порядок открытия бизнеса, упрощен порядок лицензирования, вводится электронный канал, по которому можно будет лицензировать свою продукцию, обеспечивается недискриминационный доступ к услугам железных дорог страны, электронным торгам.

За счет государственной поддержки повышаются индексы предпринимательской уверенности (рис.3)

Рис.3. Индексы предпринимательской уверенности, %

На основе Карты проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанной Министерством экономического развития, выделим ключевые направления реализации государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса.

- Повышение спроса через доступность государственного и муниципального заказа.

Ключевая проблема малых и средних предприятий – это невысокий уровень спроса на их продукцию. По мнению Министерства экономического развития, реальный способ решения этой проблемы состоит в обеспечении доступности государственного и муниципального заказа для малых и средних компаний.

Сегодня уже многое сделано в этом направлении: законодательство о государственном заказе предусматривает квоты для малого бизнеса на закупки государственных корпораций и естественных монополий. Развиваются электронные аукционы, благодаря которым обеспечивается реальное участие малого предпринимательства в поставках своей продукции для государственных и муниципальных нужд. Государство заинтересовано в дальнейшем увеличении размещения у субъектов малого и среднего предпринимательства государственного (муниципального) заказа и заказа естественных монополий и государственных корпораций.

- Механизм участия малых и средних предприятий в госзакупках.

Конкурентная борьба за выгодный государственный заказ потребует от малых и средних предприятий знакомства с механизмом электронных торгов. Согласно закону, государственные и муниципальные закупки осуществляются в основном через электронные аукционы. Сначала необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП). Затем – пройти аккредитацию на одной из пяти официальных электронных торговых площадок, определенных Правительством для государственных закупок.11

На основе информации о проводимых электронных аукционах нужно выбрать интересующий аукцион и подать заявку на участие. Заявка должна соответствовать требованиям аукционной документации к качеству, к безопасности, к техническим характеристикам товара, работ или услуг. К заявке необходимо приложить лицензии, сертификаты, допуски, которые установил заказчик. Подав лучшее ценовое предложение, потенциальный поставщик обеспечивает себе победу в электронном аукционе. С победителем согласовываются все значимые условия и подписывается государственный контракт.

- Повышение конкурентоспособности малых и средних компаний за счет субсидий предприятиям – экспортерам.

Вступление России в Всемирную Торговую Организацию ставит на повестку дня задачу повышения конкурентоспособности малых и средних компаний. Для того, чтобы стимулировать работу «малышей» по повышению спроса на свою продукцию за счет роста её конкурентоспособности, малым и средним предприятия, экспортирующим свою продукцию, предоставляются финансовые субсидии за счет средств бюджетов всех уровней. В рамках этой программы субсидии уже получили несколько сотен компаний. В 2015 году их число увеличено до 2000.

- Доступность офисной и производственной недвижимости.

Ещё одно направление государственной поддержки «малышей» связано с повышением доступности офисной и производственной недвижимости для 70% субъектов малого и среднего предпринимательства, которые сталкиваются с этой проблемой. Органы власти решают её путем предоставления преимущественного права выкупа малыми компаниями арендуемых помещений, а также путем формирования перечней имущества для целевого предоставления в аренду компаниям малого и среднего предпринимательства во всех субъектах Российской Федерации. Работа в этом направлении обеспечит около 5000 новых собственников – малых и средних компаний.

- Доступность технологической инфраструктуры.

Государство планирует облегчить для малых компаний доступ к объектам недвижимости, относящимся и к технологической инфраструктуре (электросети, газовая и коммунальная инфраструктура). Сегодня третью часть затрат малых и средних компаний, начинающих бизнес, в общих затратах на начало дела составляют затраты на доступ к технологической инфраструктуре. Использование типового договора, снижение тарифов на присоединение, внедрение независимой экспертизы позволят снижать долю затрат на доступ к технологической инфраструктуре.

- Грантовая поддержка предпринимателей.

Грантовая поддержка в первую очередь оказывается трем категориям предприятий: инновационным малым компаниям, компаниям, осуществляющим модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, и начинающим предпринимателям.12

Наиболее востребованными являются микрофинансирование и обучающие программы.

Начинающим малым инновационным компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях, выделяют грант, составляющий 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки – юридическое лицо. Во всех субъектах Российской Федерации практикуется поддержка начинающих предпринимателей через систему грантов. Необходимым условием предоставления грантовой поддержки начинающим предпринимателям является прохождение курсов по основам права, налогообложения, управления. Приоритет отдается краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться в основах предпринимательства и новичкам, и людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Бизнес-образование для стартующих предпринимателей позволяет повысить «выживаемость» малых компаний в первые, самые трудные, три года деятельности.

- Финансовая поддержка.

Одна из крупных задач – расширение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная и региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечивают субсидирование затрат на уплату процентов за кредиты малых компаний. По данным Министерства экономического развития, предполагается двукратное повышение капитализации региональных гарантийных фондов поручительств по кредитам малых компаний, в том числе за счет нового механизма государственных гарантий. Осуществляется формирование сети фондов прямых инвестиций в малые компании и фондов инвестиций в инновационные разработки малых компаний.

- Сокращение административной нагрузки на бизнес.

Закон 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля» позволил сократить внеплановые проверки бизнеса, снизить административное давление на предпринимателей и тем самым обеспечил дополнительный рост экономики в самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики. Поэтому работа по сокращению административных барьеров, по недопущению появления новых барьеров определена как первоочередная в деятельности государственных органов.13

- Формирование института «обратной связи» с предпринимателями через предпринимательские объединения.

Для оценки влияния принимаемых органами исполнительной власти решений и диалога между бизнесом и властью формируется институт «обратной связи» с предпринимателями. Сейчас в России действуют 4 крупных предпринимательских объединения: «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Российской Федерации, «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Предпринимательские объединения призваны внести существенный вклад в совместную работу с властью по преодолению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства.14

При Правительстве РФ будет создана межведомственная структура, которая будет решать все проблемы малого бизнеса – как управленческие, так и банковские, – с рабочим названием «Институт по развитию малого бизнеса». Новая структура будет основана на базе Агентства кредитных гарантий и МСП-банка (Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства) и займется кураторством чиновников всех ведомств, занимающихся проблемами предпринимателей. По сути, это структура с полномочиями ВЭБа (Внешэкономбанк), но только для малого бизнеса.

В качестве перспективных направлений развития предпринимательской деятельности выделяют работу Венчурного фонда. Венчурный фонд был запущен Промсвязьбанком в сотрудничестве с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» в феврале 2013 года для поддержки и развития молодежного предпринимательства. Фонд инвестирует в проекты из традиционных сфер бизнеса: производство, торговля, услуги. Проекты из IT-индустрии, научной сферы и инновации к рассмотрению экспертами фонда не принимаются. Общий размер фонда – 300 млн. рублей. Сумма инвестиций в один проект от 1,5 до 10 млн. рублей.15 С января 2015 г. инвестиции фонда можно получить и на цели сохранения текущего и покупку готового бизнеса16.

Каждый участник отбора получит возможность получить инвестиции до 10 млн. рублей на реализацию своего проекта, а также ценные советы и рекомендации экспертов относительно дальнейшего вектора развития своего бизнеса и доступ к менторской поддержке от опытных предпринимателей России.

На данный момент фондом уже профинансировано 20 бизнес-проектов на общую сумму более 90 млн. рублей в разных городах России.

В целом, Венчурный фонд ориентирован на поддержку предприятий торговли, общественного питания, услуг, производства. Инвестиционный климат в этом секторе практически не сложился. В то время как сегодня, в период санкций, в условиях импортозамещения молодые предприниматели активно ищут новые возможности. В ответ на новые актуальные потребности бизнеса фонд также пересмотрел и расширил свою инвестиционную политику.

Таким образом, государство заинтересовано в эффективном развитии предпринимательской деятельности в стране.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1 (действ. ред. от 06.04.2015) // Российская газета, N 238-239, 08.12.1994.

2. Бизнес-инкубаторы, и предпринимательство: Монография / В.Л. Горбунов. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 215 с.

3. Крюков, А. Ф. Предпринимательство и устойчивость крупных организаций в условиях экономических циклов [Электронный ресурс]: монография / А. Ф. Крюков, С. С. Гордеев, О. С. Коваль и др. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2009. - 310 с.

4. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие. - (Серия "Вопрос - ответ") / Лапуста М. Г. ИНФРА-М, 2012. - 224 с.

5. Ларионов, И. К. Предпринимательство [Электронный ресурс]: Учеб. для магистров / И. К. Ларионов / Под ред. д.э.н., проф. И. К. Ларионова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.

6. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учеб. пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 349 с.

7. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учеб. пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 349 с.

8. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. / Е.Д. Халевинская. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2012- 480 с.

9. Организация предпринимательства в сфере коммерции: Учеб. пособие / Н.И. Денисова, С.Н. Диянова, Э.М. Штессель. - М.: Магистр, 2012. - 336 с.

10. Поршнев А. Г. , Поршнев А. Г. , Старостин Ю. Л. Предпринимательство: Учеб. / Под ред. Лапусты М. Г. - 2-е изд., испр. и доп. - (Серия "Высшее образование") / Лапуста М. Г. ИНФРА-М, 2012. - 520 с.

11. Предпринимательство и бизнес: Учеб. / М.П. Переверзев, А.М. Лунева / Под ред. М.П. Переверзева. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 176 с.

12. Предпринимательство: Учеб. пособие / М.Г. Лапуста. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 224 с.

13. Предпринимательство: Учеб. / Государственный Университет Управления / Под ред. М.Г. Лапусты. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 667 с.

14. Предпринимательство: Учеб. / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 608 с.

15. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: Учеб. пособие / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 208 с.

16. Этические и правовые вопросы предпринимательства: Практическое пособие / С.А. Боголюбов, Г.М. Волков, Б.А. Геренрот. - М.: НОРМА, 2012. - 240 с.

17. Экономика: Учебное пособие / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 548 с.

18. Агаян Ш. А. Проблемы кредитования малого предпринимательства в РФ [Текст] / Ш. А. Агаян // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 138-141.

19. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства региона / Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. ЭПОС, 2011, №2 (46).

20. Проблемы экономической политики России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.econmotion.ru/.– (дата доступа 04.04. 2015).

21.Основные макроэкономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: cisstat.com›rus/macro/rus.htm. – (дата доступа 04.11. 2015).

22.Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ// ОПОРА РОССИИ. – Ресурсный центр малого предпринимательства. – [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

23.Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.qks.ru. – (дата доступа 04.11. 2015).

1 См.: Организация предпринимательства в сфере коммерции: Учеб. пособие / Н.И. Денисова, С.Н. Диянова, Э.М. Штессель. - М.: Магистр, 2012., С. 22.

2 Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ// ОПОРА РОССИИ. – Ресурсный центр малого предпринимательства. – [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

3 Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ// ОПОРА РОССИИ. – Ресурсный центр малого предпринимательства. – [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.rcsme.ru.

4 Проблемы экономической политики России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.econmotion.ru/.– (дата доступа 04.04. 2015).

5 Там же.

6 См.: Агаян Ш. А. Проблемы кредитования малого предпринимательства в РФ [Текст] / Ш. А. Агаян // Молодой ученый. — 2012. — №3.

7 Проблемы экономической политики России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.econmotion.ru/.– (дата доступа 04.04. 2015).

8 Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства региона / Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. ЭПОС, 2011,№2 (46).

9 Проблемы экономической политики России[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.econmotion.ru/.– (дата доступа 04.04. 2015).

10 Основные макроэкономические показатели Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: cisstat.com›rus/macro/rus.htm.

11 См.: Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: Учеб. пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М., 2014.

12 См.: Там же.

13 См.: там же.

14 Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ// ОПОРА РОССИИ. – Ресурсный центр малого предпринимательства.

15 Там же.

16 Там же.

Просмотров работы: 3452