ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Рынок операционных систем

С 1990-х наиболее распространёнными операционными системами для персональных компьютеров и серверов являются:

● ОС семейства Microsoft Windows и Windows NT;

● ОС семейства Mac OS и Mac OS X;

● системы класса UNIX, и Unix-подобные (особенно GNU/Linux).

Впервые Microsoft преодолела барьер в 90% в 1993-1994 гг. и сделала это при помощи Windows 3.11.

В настоящее время среди ОС для стационарных компьютеров предсказуемо на вершине находится Windows 7. Ее доля в июле ощутимо пошатнулась, но все еще достаточна для того чтобы оставаться лидером, причем с солидным запасом. Доля Windows 7 в июле 2016 – 40,67% против ровно 42% месяцем ранее. В аналогичном месяце прошлого года «семёрка» занимала 54,64% рынка десктопных ОС. То есть система за год потеряла чуть больше четверти своих юзеров [1].

Отнимает их у «семёрки», впрочем, как и у других более старых версий ОС Microsoft, – Windows 10. Она на втором месте с результатом 23,53%. За первый год своего существования система не взяла и четверти рынка. К удивлению, в июле сильного финального рывка перед окончанием предложения бесплатного обновления у «десятки» не вышло.

Заметим, что Windows 7 за свой первый год набрала 22,71%, хотя никто бесплатно обновиться до неё официально не предлагал.

Рис. 1. Топ-7 настольных ОС в мире по данным аналитического агентства StatCounter (июль 2016)

На третьем месте macOS. 9,61% – это суммарный показатель всех версий данной системы, которые, в отличие от Windows, StatCounter считает именно вместе.

На четвертом месте прибывает Windows 8.1 с результатом 8,4%. Это на 0,27% меньше, чем месяцем ранее и вдвое меньше 16,84%, что были у системы в 3 июле прошлого года. Да, если с «семёрки» за год, грубо говоря, ушел каждый четвертый, то с 8.1 попрощался каждый второй.

На пятом месте Windows XP. Результат в июле – 6,36, что на 0,14% меньше, чем в июне. Год назад у «старушки» XP по версии StatCounter было ровно 10% рынка.

На шестой позиции расположился сюрприз – нечто, что StatCounter не может определить и обозначает как Unknown (неизвестное). Это нечто год назад имело на десктопах рыночную долю всего лишь в 1,9%, однако уже в июне нынешнего года увеличилось до 4,06%. В июле же Unknown и вовсе «прыгнуло» еще на 1,1%, обеспечив себе долю в 5,16%.

Здесь, конечно, можно было бы предположить, что это, например, сумма рыночной доли редких и (или) специализированных дистрибутивов Linux. Но глядя на рост в этом месяце, мы больше склоняемся, что это именно проблемы счётчиков и когда-нибудь данные проценты просто распределятся между другими системами и особенно Windows 8.0, у которой как раз в июле произошёл крупный спад сразу на 0,65%, в итоге сделав долю системы равной 2,85%.

Рис. 2. Самые популярные ОС в России, данные LiveInternet (ноябрь-декабрь 2015)

По состоянию на декабрь 2015 года доля Windows, включая настольные и мобильные версии, составляет 40,7% против 42% у Android. В ноябре эти платформы имели почти одинаковые показатели присутствия, а в октябре ОС Microsoft лидировали с 41,3-процентным результатом, тогда как продукт Google имел в активе 40,7%. Доля операционных систем Apple в России измеряется 14,9% на декабрь 2015 года.

В сегменте мобильных операционных систем Android нет равных: к декабрю 2015 года ее доля в России достигла 76,6% против 19,7% у идущей следом iOS. В тройку лидеров входит Windows Phone с результатом в 2,8%.

Рис. 3. Топ-8 мобильных ОС в мире по данным аналитического агентства StatCounter (июль 2016)

Рис. 4. Общая статистика ОС в мире по данным аналитического агентства StatCounter (июль 2016)

2. Рынок почтовых программ

Простым пользователям, не использующим электронную почту в коммерческих целях, часто хватает возможностей веб-интерфейса почтовых сервисов. Таковые предусматривают базовый функционал для работы с почтой и в большинстве случаев облачены в удобный интерфейс, ориентированный на новичков. Некоторые почтовые сервисы, как, например, Яндекс. Почта, даже могут предложить выбор темы оформления. А вот при использовании электронной почты в коммерческой среде большая эффективность может быть достигнута за счет возможностей специального типа ПО – почтовых клиентов, программ, устанавливающихся в операционную систему, получающих данные с сервера электронной почты и представляющих их пользователю в собственном интерфейсе. Такие, как правило, способны обеспечить мультиаккаунтную работу с электронной почтой, могут предложить гибкие настройки, фильтрацию, сортировку и прочие возможности в работе с большими объемами корреспонденции. Многие почтовики, плюс к этому, предусматривают еще и организационные функции типа календаря, планировщика, базы с контактами и т.п. Среди основных игроков данного рынка можно выделить следующие продукты [2]:

● Microsoft Outlook;

● The Bat!;

● Mozilla Thunderbird;

● Opera Mail.

3. Рынокбраузеров

Рис. 5. Топ-5 настольных браузеров в мире по данным аналитического агентства StatCounter (апрель 2016)

Среди десктопных браузеров по версии StatCounter первое место с огромным отрывом занимает Google Chrome. Результат за апрель – 60,47%, против 60,1% месяцем ранее. Год назад Chrome принадлежало 52,96% рынка десктопных программ для сёрфинга [3].

Второе место с результатом 15,62% в апреле занимает Firefox. Это на семь сотых меньше, чем месяцем ранее и меньше 18,27%, которые еще были у «огненного лиса» в апреле прошлого года.

Есть причины расстраиваться и у Microsoft. Еще пару лет назад Internet Explorer, хоть уже и лихо уступал Chrome, всё ещё обходил Firefox. Теперь же IE опустился ниже Firefox (даже если считать вместе с Edge). И это при том, что сам Firefox за последнее время тоже просел в рыночной доле. В апреле «ослик» занял третье место с 13,25% против 13,67% в марте и 19,85% годом ранее.

Четвёртое место у Apple Safari для OS X. Все последние месяцы веб-обозреватель стабильно держится на отметке 4,6%, что, впрочем, меньше результата 5,23% годом ранее. Рыночная доля самой OS X находится около 9,5%.

Таким образом, браузером по умолчанию там пользуется примерно каждый второй.

На пятое место, еще в марте обогнав норвежскую Opera, взобрался тот самый Microsoft Edge. Штатный браузер Windows 10 по итогам апреля получил 2,28% против 2,15% в марте. С учётом того, что рыночная доля самой десятки на десктопах составляет почти 18%, нетрудно подсчитать, что Edge использует примерно 1 из 8 пользователей новой системы.

Шестые в рейтинге StatCounter – Opera. Их результат в апреле 1,92%, что на четыре сотых меньше, чем месяцем ранее. У многих эта цифра, как правило, вызывает лёгкое недоумение, поэтому поясним, что истинно популярна десктопная Opera лишь на просторах СНГ, а во всём остальном мире компанию знают, прежде всего, по мобильной версии одноимённого браузера.

Рис. 6. Топ-9 мобильных браузеров в мире по данным аналитического агентства StatCounter (апрель 2016)

Лидер – все тот же Chrome. Его позиции в нынешнем месяце укрепились с 32,51%. До этого веб-обозреватель от Google испытал ощутимое падение, которое, впрочем, связано не с реальными изменениями, а с тем, что StatCounter весной научился определять браузер Samsung Internet, который прежде воспринимал за Chrome.

Пока еще основной конкурент Chrome – Safari для iOS снижается с 22,35% в марте к 22,2% в апреле. Годом ранее мобильной версии «яблочного» браузера принадлежало 25,86%.

На третьем месте находятся китайцы UCWeb, создающие UC Browser. Судя по всему, эта разработка имеет все шансы в ближайшее время обогнать заключенный в рамки iOS-девайсов Safari и стать главным конкурентом Google среди мобильных браузеров. В апреле UC Browser прибавил еще 0,2% и занял 17,77% Год назад у мобильного веб-обозревателя от UCWeb было 11,73% рынка.

Четвертое место удерживает мобильная Opera. Ее результат – 9,86% против 9,72% месяцем ранее и 7,82% в прошлом году. Таким образом, именно мобильная версия браузера формирует основную пользовательскую базу Opera, за которую китайские покупатели недавно не пожалели отдать более миллиарда долларов.

На пятое место, вытесняемый Chrome, UC Browser и Opera, упал штатный браузер Android. 9,1% в апреле, что на 0,71% меньше результата марта и значительно слабее 17,56%, которые были у этого обозревателя в апреле прошлого года.

На шестом прибывает упомянутый выше Samsung Internet, существование которого StatCounter открыли для себя лишь пару месяцев назад. К слову, штатный браузер девайсов Samsung среднего и высокого уровня растёт в плане рыночной доли на 0,18% и достигает в апреле результата в 5,08%.

Наконец, на седьмой позиции расположилась мобильная версия браузера Internet Explorer. Как и старший брат она тоже сбавляет в популярности, правда, всего лишь на три сотых процента: 1,42% в апреле против 1,45% месяцем ранее.

Годом ранее IE Mobile был установлен на 1,86% выходивших в сеть мобильных девайсов.

4. Рынок бухгалтерских программ

На сегодняшнем рынке программного обеспечения находится множество различных бухгалтерских систем. Среди ключевых игроков рынка можно выделить отечественные компании, продукция которых отвечает современным международным стандартам. Среди них в первую очередь стоит отметить фирму «1С», система которой под названием «1С: Бухгалтерия» сейчас считается одной из лучших и самых распространенных в мире. Кроме того, можно выделить программный продукт «Инфо – Бухгалтер» от «Информатик», «АйТи» с ее программой «БОСС», «Галактика – Парус» с ее ПО «Парус» и «Галактика», а также «Инфософт» с её «Интегратором» [4].

Предлагаемые на рынке программные средства можно разделить по выполняемым функциям на три большие группы:

● программы, реализующие функции финансового (синтетического) учета и формирования финансовой отчетности;

● программы, комплексно реализующие функции финансового и управленческого учета на малом предприятии;

● программы, реализующие функции отдельных участков учета, преимущественно управленческого (учет основных средств, учет оплаты труда, учет материальных ценностей и т.п.) для средних и крупных предприятий.

Первые две группы программ предназначены для малых предприятий, которые характеризуются небольшими объемами работ по ведению бухгалтерского учета. На этих предприятиях основной объем работ приходится на финансовый учет (на ведение счетов бухгалтерского учета и формирование отчетности), а на ведение управленческого учета (учета затрат на производство приходится меньше времени). Это дает возможность упростить часть программы, связанную с управленческим учетом.

Вторая группа программ позволяет охватить значительно больший круг функций и по существу создать полностью автоматизированную бухгалтерию.

Список литературы

1. Популярность операционных систем за июль 2016 [Электронный ресурс]: ITRew.ru Сайт об IT для пользователей и энтузиастов. Режим доступа: http://www.itrew.ru/windows/populyarnost-operacionnykh-sistem-za-iiul-2016 .html. Дата обращения: 27.12.2016.

2. Обзор почтовых клиентов для Windows [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://windowstips.ru/notes/24257. Дата обращения: 27.12.2016.

3. Статистика браузеров за апрель 2016 [Электронный ресурс]: ITRew.ru Сайт об IT для пользователей и энтузиастов. Режим доступа: http://www.itrew.ru/brauzery/statistika-brauzerov-za-aprel-2016.html. Дата обращения: 27.12.2016.

4. Обзор рынка программ для бухгалтерии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dist-cons.ru/modules/study-old/accounting2/ acc10/text10 _4.html. Дата обращения: 27.12.2016.__

Просмотров работы: 613