Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т. е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.
Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.
Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.
ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Инновационный процесс - системная организованная совокупность последовательно осуществляемых видов продуктивной деятельности. С точки зрения предметно-результативного содержания видов деятельности инновационный процесс подразделяется на следующие типовые этапы, для каждого из которых характерен специфический набор организационно-технических и экономических операций.
1. возникновение идеи - осознание необходимости и возможности создания научно-технического или другого вида (организационного, экономического) новшества;
2. генерация альтернативных идей о способах его создания (формирование "портфеля идей");
3. организация отбора приоритетных идей;
4. проведение научных исследований и разработок, направленных на апробацию (испытание) идей;
5. формирование "портфеля" исследований и разработок, проведение работ по отбору и распределению ресурсов между направлениями;
6. выполнение исследований и разработок по выбранным направлениям;
7. формирование "портфеля" опытно-конструкторских работ и проведение работ по отбору и распределению ресурсов между проектами новшеств;
8. отбор проектов новшеств для его освоения в производстве;
9. создание промышленного образца новшества и его освоение в производстве;
10. серийное производство новшества и его распространение на рынке;
11. модернизация производства и самого новшества путем локальных инноваций, ориентированных на улучшение потребительских свойств и уменьшение себестоимости его производства (снижение стоимости единицы потребительских свойств);
12. исчерпание технологических возможностей новшества и снижение масштабов его применения.
Весь ход инновационного процесса должен отслеживаться и корректироваться на основе информации о состоянии рынка инноваций: о достижениях конкурентов, о запросах потенциальных потребителей и проч. На основе этого принимается решение о дальнейшем развитии инновационного процесса или о его прекращении (в случае, например, если конкурент опередил с разработкой аналогичного продукта с лучшими потребительскими характеристиками).
Особенно важно на первых этапах разработки новшества осуществлять прогноз спроса будущего товара на рынке и вероятности его коммерческого успеха. Поэтому не случайно, как показывает практика инвестиций в инновации, затраты на эти работы соизмеримы с затратами на проведение собственно исследований и разработок, опытно-конструкторских работ. [1]
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ
В инновационном менеджменте используется понятие "жизненный цикл" инноваций, выражающее формы и фазы их движения в системе рыночных условий конкуренции.
Как правило, выделяются пять основных стадий фаз цикла инноваций - процесса создания, коммерциализации и использования новшества (рис. 1):
Рисунок 1 - Фазы жизненного цикла инноваций
2.1 Фундаментальные исследования
Это - выявление, изучение и систематизация объективных явлений и закономерностей развития природы и общества.
Фундаментальные исследования являются исходной базой для прикладных исследований. Фундаментальное исследование - трудовой процесс, направленный на открытие нового, неизвестного прежде явления. Особенность - невозможность заранее определить конечный результат, затраты времени и средств на его достижение, индивидуальный, неповторимый характер исследования.
Фундаментальные исследования в общем виде включают 5 основных этапов:
1) выдвижение предварительной гипотезы, постановка задачи на основе имеющейся информации; установление цели исследования, способов ее достижения, требований и ограничений;
2) создание методики установления истинности гипотезы (анализ задачи, разработка программы эксперимента);
3) организация эксперимента;
4) основной этап - собственно теоретическое исследование (уточнение гипотезы с учетом анализа результатов эксперимента);
5) заключительная фаза - отбор информации для начала научно- производственных циклов (инновационных) - это промежуточное звено между ФИ и прикладными.
Для ФИ характерен межотраслевой, множественный характер результатов.
Конечным результатом фундаментальных исследований является общенаучная информация: открытие законов и закономерностей, категорий и явлений (эффектов), обоснование теорий, принципов и т.д. и путей их использования на практике. Эти результаты воплощаются в публикациях, научных отчетах и докладах, содержащих теории, гипотезы, формулы, модели, систематизированные описания, а также в опытных образцах. На первом этапе эти работы могут выполняться безотносительно к задачам их практического применения (поисковые исследования). На втором (научно-технические исследования) - производится отбор закономерностей, явлений, принципов и т.д. (результатов), пригодных для практической реализации. При этом выявляется техническая возможность и экономическая целесообразность, а также сферы их первоочередного использования.
Фундаментальные исследования могут быть как теоретическими (качественные, например, диалектика, и количественные -математические), так и экспериментальными (изучение свойств твердого тела, жидкости, газа, плазмы, живой природы, общества с помощью физических, химических, биологических, психологических, экономических и т.п. методов).
Фундаментальные исследования не направлены непосредственно на создание конкретных нововведений. Их результаты могут быть использованы для различных, не всегда предвидимых заранее целей, в разных отраслях производства, в течение длительного (30-40 лет) времени. По отношению к процессу создания, разработки и освоения конкретных нововведений они выступают как внешняя структура (условия), определяющая долговременные тенденции научно-технического развития. [2]
2.2 Прикладные исследования
Прикладные исследования основываются на результатах фундаментальных исследований и включают изучение технической возможности, социально-экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли). Их продукцией является отраслевая информация: создание технологических регламентов, эскизных проектов и аванпроектов, технических заданий и требований, методик и стандартов, проектов предприятий и техники будущего, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются и опытно-экспериментальные работы, связанные с лабораторными и полупроизводственными испытаниями.
Организация прикладных исследований (ПИ) основанная на результатах ФИ, в гораздо большей степени, чем ФИ, строится на регламентированных процедурах, которые включают 4 основных этапа:
1) разработка и утверждение технического задания (ТЗ) включает информационную подготовку, прогностическую оценку значимости, затрат, результатов и эффективности. Разработка программы, способов и схемы исследования, в том числе, этапы и оценку надежности методики исследования. Определяется объем работ, состав исполнителей, сметная калькуляция и проект договора;
2) теоретическое исследование - выдвижение и обоснование гипотезы, классификация факторов и явлений и их анализ, составление схем и вариантов решений математических и материальных моделей; обоснование вариантов решений;
3) экспериментальный этап (опытная проверка);
4) обобщение и оценка результатов НИР.
После рассмотрения технического отчета на научно-техническом совете и учета замечаний работа передается заказчику.
Патентные исследования (ПИ) - основа оценки технического уровня НИР.
ПИ классифицируются по целям:
1) разработка новых средств труда - оборудования, приборов, средств автоматизации;
2) предметов труда - веществ и материалов, товаров;
3) технологических процессов;
4) методов организации производства и труда, систем управления, нормативов и стандартов.
По масштабам использования: (н/х отрасль, подотрасль, предприятие).
Организация технико-экономической разработки нововведений на стадии ПИ включает:
• техническое предложение и ТЗ на разработку;
• эскизный проект;
• изготовление лабораторных и опытных образцов (партий);
• создание рабочей документации на опытный образец;
• конструкторские разработки (детали, сборочные единицы, комплекты), конструкторские документы (чертежи, спецификации);
• патентный формуляр;
• внедрение.
Прикладное исследование часто начинается после получения технического задания на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального поискового исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика, прогнозирование перспектив решения поставленной задачи, выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения, проведение экспериментов и анализ их результатов, формулировку заданий и рекомендаций для разработки нововведения.
Результат фундаментального исследования часто не принимает материально-предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. Их, как показал опыт, невозможно засекретить и присвоить. Общечеловеческому достоянию невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство, принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения. [3]
2.3 Разработка (проектирование)
Это изготовление на основе результатов прикладных исследований и опытно-экспериментальной проверки научно-технической документации для создания новых или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления. Различаются разработки по видам: конструкторские (создание новых изделий), технологические, проектно-изыскательские (для строительства или реконструкции объектов), организационные (создание новых систем организации производства, труда и управления).
Эта фаза включает опытное производство - изготовление первых образцов изделий или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию. Проверка результатов конструкторских и технологических разработок в той или иной форме нужна для последующего воспроизведения новшества в более широких масштабах. Для организационных новшеств такую же роль играет экспериментальная проверка нововведения в ограниченных масштабах. Хотя по функциональному содержанию разработка и ее опытная проверка существенно отличаются, во времени они протекают большей частью параллельно.
Фазы прикладных исследований и разработок часто соединяются в одну фазу - научно-исследовательская и опытно-конструкторская подготовка производства (НИОКР). НИОКР проводятся как в специализированных лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных фирм. На этой фазе жизненного цикла новация существует в виде проекта, опытного образца, полезной модели.
2.4 Производство
Первичное освоение и подготовка производства. На этом этапе производится описание возможных методов производства с указанием материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности; это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец – полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам.
Запуск и управление освоенным производством. Полномасштабное производство – это период, в течение которого новый продукт осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка. [4]
2.5 СТАДИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Поставка продукта на рынок и его потребление. На этом этапе уточняется стратегия продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление нового знания, овеществленного в новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности.
Послепродажное обслуживание – важный элемент современного инновационного производства, обусловленное усложнением продуктов.
Утилизация продукта после использования – финишная стадия жизненного цикла продукта.
Устаревание продукта и ликвидация устаревшего производства. Этот этап наступает тогда, когда налицо не только физический, но в первую очередь моральный износ техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов. [1]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение жизненного цикла инноваций является необходимой задачей организации в целях формирования высокоэффективной инновационной деятельности и продвижения нововведений на рынке. Постоянное внедрение новшеств является эффективным способом поддержания уровня доходности и высоких темпов развития компании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/15290527/investirovanie/innovatsionnyy_protsess_etapy_vidy_fazy_innovatsionnogo_tsikla
2. Линия менеджмента [Электронный ресурс]. URL: http://menzo.ucoz.ru/load/innovacionnyj_menedzhment/fundamentalnye_issledovanija/12-1-0-322
3. Линия менеджмента [Электронный ресурс]. URL: http://menzo.ucoz.ru/load/innovacionnyj_menedzhment/prikladnye_issledovanija/12-1-0-323
4. Основы инновационного проектирования: учебное пособие / В. А. Сергеев, Е. В. Кипчарская, Д. К. Подымало; под редакцией д-ра техн. наук В. А. Сергеева. – Ульяновск : УлГТУ – 246 с.
5. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 1998. - 218 с.
6. Ионов М. Регулирование инвестиционной и инновационной деятельности.// Экономист. – 1992, № 5