Кроме того, постепенно стирается разница между корпоративными и домашними устройствами. Пользователи шире используют имеющиеся устройства для решения и рабочих, и домашних задач. Да и сами устройства постепенно сближаются по характеристикам, возможностям и эргономике, приобретая и заимствуя черты друг друга [1].
Потребительские свойства информационных продуктов и услуг Специфика каждого отдельно взятого информационного продукта или услуги определяется его потребительскими свойствами. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять конкретные запросы пользователей. Потребительские свойства информационных продуктов существенно отличаются от аналогичных свойств других продуктов, что связано, в первую очередь, с особенностями предоставляемой информации: например, в процессе потребления информационный продукт не исчезает (не расходуется), а лишь его потребительские свойства могут изменяться во времени [2].
Именно потребительские свойства определяют спрос на конкретные продукты и услуги, обусловливают их привлекательность и стоимость, что особенно важно, если информация реализуется в качестве товара. Категория потребительских свойств, положенная в основу оценки качества промышленной продукции, недостаточно разработана применительно к информационным продуктам и услугам. Важным шагом в этом направлении является конкретизация потребительских свойств информации как продукта информационной деятельности:
релевантность – способность информации соответствовать конкретным запросам потребителя;
полнота – способность исчерпывающе характеризовать отображаемый объект; • своевременность – способность соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;
достоверность – свойство информации не иметь явных и скрытых ошибок;
доступность – возможность получения информации конкретным пользователем;
защищенность – недопустимость несанкционированного использования или изменения;
независимость качества (ценности, полезности) информации от ее количества и затрат на поиск, обработку, предоставление. Потребительские свойства информации могут изменяться во времени, но не «изнашиваются» и не амортизируются, а сама информация не расходуется и не исчезает по мере ее потребления;
временные затраты на подготовку и использование информационного сообщения;
оперативность предоставления информации, сроки удовлетворения запроса;
возможность многоаспектного поиска информации;
надежность представленных данных (сроки их актуализации, достоверность источников информации);
комфортность предоставления и использования (оптимальный объем информации, четкий шрифт, качественное изображение, дружественный интерфейс, детальность пользовательских инструкций);
доступность (по каналам связи, видам носителей, цене);
защищенность от несанкционированного доступа и воздействия;
условия хранения и актуализации (для информационных продуктов);
эстетичность, современный дизайн, фирменный стиль и др.
Все эти свойства характерные для рынка IT- приобретают новое значение и сохраняют свою актуальность. Например, развитие различных систем влечет к необходимости повышения их защищенности такими методами как сканирование отпечатков пальцев, сетчатки глаза или лица пользователя.
Новые потребительские свойстваОднако появляются и новые пользовательские требования в данной сфере, такие как:
Клиенто-ориентированность (адресность, персонализация)- ориентация на конкретные категории пользователей и целевые установки; разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. [3] При высоком уровне развития современных информационных технологий потребитель имеет возможность делать выбор между традиционными и нетрадиционными способами предоставления информации. Например, в библиотеке можно использовать ручной или электронный каталог, запрашивать ксерокопии необходимых журнальных статей или проводить поиск в полнотекстовых базах данных и т. п. [4];
Визуализация - наглядное представление массивов различной информации. Она дает ответы на многие вопросы быстрее. В наше время объемы данных растут с невероятной скоростью. Визуализация помогает справиться с возрастающей сложностью и разнообразием данных [5];
Энергосбережение - реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Управление питанием является проблемой для крупных и мелких центров обработки данных, потому что питание и охлаждение, как правило, составляют значительный процент от общего ИТ-бюджета [6];
Портативность - способность программного обеспечения работать в различных операционных системах, а также возможность его переноса в другую систему без потери в функциональности (облачные хранилища, носимые устройства, в первую очередь для фитнеса, контроля здоровья и медицины);
Возможность обработки больших объемов данных, например BI- системы бизнес-аналитики (Business Intelligence)- это аналитические системы, которые объединяют данные из различных любых источников информации, обрабатывают их и предоставляют удобный интерфейс для всестороннего изучения и оценки полученных сведений. Данные полученные в результате такого анализа помогают достигать поставленных бизнес-целей с помощью оптимального использования имеющихся данных. Комплексный анализ данных по всем направлениям бизнеса позволяет повысить его эффективность и снизить издержки;
Совместимость – способность нескольких систем обмениваться друг с другом информацией. При таком количестве производителей IT-услуг совместимость становится важной, как никогда ранее. Обеспечить совместимость можно различными путями. Например, установив юридически стандарты, только с использованием которых и можно производить информационные системы. Это так называемые стандарты де-юре. Добиться совместимости своих систем с другими производители также могут, открывая доступ к своим технологиям путем их лицензирования сторонним организациям (в том числе и бесплатно). Однако в последнее время наблюдается тенденция перехода от использования стандартов де-юре, которые исторически использовались на более ранних этапах развития индустрии информационных технологий, к использованию индустриальных стандартов, стандартов де-факто, стандартов, которые уже широко используются и доказали свою эффективность.Такое изменение в стандартизации связано с тем, что в условиях быстрого развития технологий просто невозможно заранее предугадать, какой из стандартов окажется самым удобным и эффективным для использования. А закрепление стандарта, не апробированного на широком опыте использования, в качестве стандарта де-юре приведет к катастрофическим последствиям для потребителей. (Интернет вещей на примере умного дома: В России технологии для умного дома стали входить в повседневный обиход сравнительно недавно. В настоящее время появились российские разработки высокотехнологичных систем и интеллектуальных приборов, различные по цене и надежности, ориентированные на использование именно в России.);
Эргономичность – удобство формы или объема информации с точки зрения конкретного пользователя;
Интеллектуализация информационных технологий. Сервис должен реализовывать весь комплекс интеллектуальных услуг, связанных с индивидуализацией, т.е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях его использования данным потребителем (или с расширением для него сферы полезности товара);
Мультиагентность - каждому участнику из реального мира (т.е. каждому человеку и каждому устройству) ставится в соответствие программный агент — объект с некоторой степенью интеллектуальности, представляющий его интересы в мире виртуальном. Виртуальный мир можно назвать в некоторой степени улучшенной копией нашей жизни: там есть те же участники, которые чаще всего следуют заранее установленным и известным правилам, предоставляя достоверные ответы на заданные вопросы, честные и открытые — альтруисты, в общем. При этом взаимосвязь реального и виртуального миров двунаправленная: решения из виртуального мира отдаются в реальность для исполнения, а все события реального мира (очень часто непредвиденные) отражаются на мире виртуальном.
Производители IT-услуг делают большой шаг вперед в продвижении на массовом рынке. Они учитывают запросы потребителя, пытаясь разрабатывать наиболее востребованные технологии, связанные с инновациями в области различных систем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГлобальная конференция HP Global Influencer Summit 2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ixbt.com/portopc/hp-may2012-strategy.shtml
Основные тенденции развития потребительских устройств для Интернета вещей [Электронный ресурс] URL: http://d-russia.ru/j-p-predstavil-osnovnye-tendentsii-razvitiya-potrebitelskih-ustrojstv-dlya-interneta-veshhej.html
Информационные продукты и услуги [Электронный ресурс] URL: http://kursmt.ru/robigud/xaker75.htm
Состояние и концепция развития информационных технологий в сфере сервиса / И.Л.Коршунов [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-kontseptsiya-razvitiya-informatsionnyh-tehnologiy-v-sfere-servisa
Зачем и как использовать визуализацию данных? [Электронный ресурс] URL: https://habrahabr.ru/company/devexpress/blog/240325/
Эффективное энергопотребление в инфраструктурах [Электронный ресурс] URL: https://habrahabr.ru/company/cloud4y/blog/315460/