СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Петрова Д.С. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные тенденции развития аддиктивного поведения подтверждают прогнозы ООН (1996), предсказывающие, что в XXI веке одной из главных проблем человечества в большинстве случаев будет сконцентрирована в области зависимого поведения, а общество встанет перед решением вопросов по его преодолению. Тенденции аддиктивного поведения продолжают расти. Особенно заметен рост зависимого поведения в России среди несовершеннолетних. Аддиктивное поведение (от англ. addiction – склонность, пагубная привычка; лат. addictus – рабски преданный) – стремление к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния [6, с. 22–23]. Подобный уход реализуется путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на отдельных предметах или видах деятельности. Термин «аддиктивное поведение» происходит от английского слова addiction, обозначающего «склонность (к чему-либо), пагубную привычку» [6, c. 22]. В.Е. Каган определяет аддиктивное поведение как злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и т.д) без сформированной физической зависимости. «Это не болезнь, а нарушение поведения» - утверждает данный ученый [4,с. 462]. В основном, к аддиктивному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химические аддикции, и нехимические аддикции — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание) и др. Практика показывает, что основной группойcриска для развития этой патологии в России стали подростки и учащиеся старших классов. Данная категория лиц, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Огромное количество исследований в этой области свидетельствуют о том что, аддиктивное поведение в подростковом возрасте приводит к многочисленным негативным последствиям. Причинами отклоняющегося поведения в старшем школьном возрасте могут быть разнообразными, но семье отводитcя решающая роль в определении направленности учащихся. Имeннo в семье в прoцecce взaимoдeйcтвия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыки совместной деятельности, складывается мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. В зависимости от того, как формируются эти взаимоотношения и общение, какой воспитательный потенциал имеет семья, складывается личность ребенка. Противоречивость семейного общения в подростковом возрасте особенно остро отражается в неблагополучных семьях. Неблагополучная семья – это та семья, которая не выполняет или выполняет формально свою ведущую функцию – воспитание здорового ребенка, достойного гражданина своего отечества. Одним их главных показателей благополучия семьи и ее влияния на ребенка является отношение к общественным нормам и ценностям – в них подросток преобретает первые образцы человеческих отношений и культуру общения, они в более позднем возрасте являются тем нравственным эталоном, по которому они сравнивают свои поступки. Центральной частью внутрисемейных взаимоотношений является эмоциональное общение – обмен эмоциями, включающий три основных компонента:
  • когнитивный – восприятие эмоций чувств партнерами по интеракции;

  • субъективный – переживание межличностных отношений;

  • экспрессивный – вербальное и невербальное выражение эмоций по отношению к партнеру [2, с.15].

Здоровая семья является одним из важнейших факторов социализации. Родители, выполняя функции воспитания, обучения, контроля, поддержки, препятствуют тем самым употреблению несовершеннолетними табака, алкоголя, наркотиков. Однако существуют и семьи содействующие возникновению аддиктивного поведения. Это во-первых – семья с грубыми нарушениями общения родителей и детей, во-вторых – семья, в которой один из родителей подростка алкоголик или наркоман[2, с. 23]. Согласно психодинамической теории, нарушение межличностных отношений родителей и детей является, одной из основных причин формирования алкоголизма и наркомании[6, с. 88] .

Удовлетворение потребности в общении у подростков обычно происходит в группах, которые образовались стихийно. В данном возрасте особенно ярко выражена реакция группирования. Такие объединения детей и младших подростков имеют ряд специфических особенностей: они возникают там, где дети оказываются по воле обстоятельств (двор, улица, класс), в них отсутствует организация продуктивной деятельности, она заменяется бесцельным времяпровождением и игровой активностью. Общение в таких группах не индивидуализировано, скорее наоборот, личность подавляется групповыми нормами поведения, которые становятся обязательными для новичка.

Подростков и учащихся старших классов такая группа не удовлетворяет. На этом этапе психического развития сознание индивидуализируется, общение становиться избирательным, а деятельность целенаправленной, продуктивной, стремящейся к творчеству. Старший подросток уже сам выбирает себе друга, исходя из своих симпатий и интересов, а не из близости места его жительства. Друг может жить в другом районе города, учиться в другой школе. Такие подростки редко объединяются в группы численностью более трех-четырех человек, предпочитая массовому общению более близкие духовные связи. Совместное взаимодействие старших школьников наполнено содержательной и заранее планируемой, организованной деятельностью в соответствии с их общими интересами. Старшие подростки предпочитают демократически устроенные группы, где нет четко определившегося постоянного лидера, жесткой структуры, где все вопросы решаются коллегиально, а отношения подростков строятся на равноправии, взаимопонимании, взаимопомощи, общих интересах и социально одобряемой деятельности. Этот маленький коллектив обычно не противопоставляет себя взрослым, наоборот, старшие подростки нередко активно сотрудничают с кем-либо из старших (родители, учителя) на основе взаимных интересов. Процесс освоения общественных норм и ценностей у подростков с отклоняющимся поведением происходит через неформальную группу. Отверженность в семье, изоляция в классном коллективе принуждают их искать среду обитания вне больших, организованных коллективов, в кругу себе подобных, во внешкольной среде, в сфере стихийно - группового общения. Стихийно – групповое общение ведет к усилению отклоняющегося поведения, но все зависит от характера и направленности группы: если она просоциальная, положительно ориентированная, возникла на основе совместных коллективных интересов (танцы, музыка, фотографии и др.), то процесс формирования личности старшего подростка принимает положительный заряд, возмещает личностные деформации положительным видом деятельности, конструктивным содержанием общения. Если групповое общение носит асоциальное или общественно нейтральное содержание, то многое будет зависеть от личности лидера группы, от структуры группового общения, от социальной ситуации, складывающейся вокруг данной группы [3, с. 45]. Предрасположенность к аддиктивному поведению – это личностное новообразование, детерминирующее готовность к употреблению психоактивных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению, как считает Н.Ю. Максимова, включает:

  1. Отсутствие мотивации достижения вплоть до отказа считать себя субъектом деятельности;

  2. Низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии;

  3. Низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку;

  4. Самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями;

  5. Противоречивость самооценки и уровня притязаний, что приводит к алогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий;

  6. Тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации;

  7. Экстернальный локус контроля (качество, характеризующее склонность приписывать ответственность за свою деятельность внешним силам);

  8. Несформированность функции прогноза»[5, с.152]. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению формируется со временем, в процессе онтогенеза. Причина ее возникновения – неблагоприятная социальная ситуация развития ребенка. Своевременная психологическая коррекция этого личностного новообразования позволяет предупредить формирование психологической готовности к употреблению психоактивных веществ.

Практическое исследование было проведенно с целью выявления склонности к аддиктивному поведению старших школьников с помощью теста-опросника. Данный опросник является методикой, которая успешно применяется психологами и специалистами по социальной работе в данной сфере.

Результаты диагностики c использованием опросника «Аддиктивная склонность» у учащихся старших классов МНСОШ следующие:

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. − у 88% респондентов не было выявлено признаков склонности к зависимому поведению. Результаты данной группы говорят об отсутствии рисков по отношению к началу употребления психоактивных веществ, в то же время необходимо в качестве профилактики информирование и закрепление навыков противостояния зависимостям;

  2. − у 9% присутствуют признаки тенденции употребления психоактивных веществ, то есть ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития аддиктивного поведения. Здесь мы можем говорить о вероятности периодического употреблении ПАВ, увеличивающей риск возникновения зависимости;

  3. – у 3% присутствуют признаки повышенной склонности к зависимому поведению, то есть данная группа старших школьников характеризуется более высокой вероятностью, чем предыдущие респонденты, к возникновению зависимости от психоактивных веществ. Мы можем отметить эту группу респондентов, как стремящихся попробовать, имеющих недостоверную информацию и неправильное представление о влиянии ПАВ. С данной группой необходимо проводить профилактику по формированию навыков противостояния зависимому поведению.

В контексте всего вышесказанного и проведенного практического исследования, можно сделать следующие выводы:

  • у детей старшего школьного возраста существует склонность к аддиктивному поведению, которая способствует негативному преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.

  • негативное влияние аддикции находится в прямой пропорции от личности пользователя и его окружения. В связи с этим, возникает необходимость проведения профилактики, которая будет способствовать пресечению склонности к аддикции у учащихся старших классов на ранней стадии.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям c социализации. Это связано с типом и ритмом технологических преобразований, предъявляющих к обществу новые требования. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах: старые разрушены, новые пока не созданы.

Список использованной литературы

  1. Бибикова, Н. В. Методы диагностики семейных отношений в психосоциальной работе / Н. В. Бибикова // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Материалы международной научно-практической конференции. «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». 2015. - С. 140-144.

  2. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов //– М., - 2011. – С. 38.

  3. Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева; Под ред. В.А. Сластенина. – М., - 2010. – С. 208.

  4. Каган, В. Е. Наркология детская и подростковая// Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста/ В. Е. Каган // Под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Издательство «Питер», 2014. С. 461 – 464. /

  5. Максимова, Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учеб. Пособие / Н. Ю. Максимова //. – Ростов н/Д., - 2012. – С. 238.

  6. Пэйн, М. Социальная работа. Современная теория: Под редакцией Дж. Камплинга / М. Пэйн. – Москва: Издательский центр «Академия», - 2011. – 368с.

Просмотров работы: 525