Цель исследования: изучить особенности Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте.
Объект исследования: самооценка подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь Я-концепции и самооценки в подростковом возрасте.
В этот период появляются элементы взрослости, как и собственно их чувства – чувство взрослости. В организме подростков происходят существенные изменения анатомо-физиологического характера. Но наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности.
Особенностью каждого возрастного периода является становление психологических новообразований. Подростковый возраст характеризуется следующими новообразованиями:
- чувство взрослости;
- стремление к самоутверждению;
- формирование нравственных взглядов и ценностей;
- перестройка отношений с взрослыми;
- дальнейшее развитие самооценки и самосознания;
- развитие интереса к другому полу.
Образ Я (или Я-образ) – глубинная сущность человека, его самость, единство всех сторон, отраженное в сознании в качестве его основных составляющих, итоговое представление о себе, результат работы над познанием себя, формированием отношения к себе, осмыслением свое роли на каждом жизненном этапе.
Образ Я является регулятивным механизмом психической жизни, мотивационным ядром личности. Это ядро сознания и осознания всех психических явлений, внутреннего и внешнего бытия человека в их интегральности, цельности. В структуре Я-образа четко просматривается два компонента:
• действующий, субстанциональный компонент, отражающий его субъективную сторону
• компонент рефлексивный, в котором кристаллизуется объективная его сторона, то есть представление человека о самом себе.
Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов. В первые месяцы задача ребенка заключается в координации различных источников информации о своих собственных действиях и влияние на них. В первый год жизни младенец осознает себя как субъекта, способного организовать события вокруг себя. Вторым важным шагом для ребенка становится понимание того, что он тоже объект в окружающем мире и поэтому имеет определенные качества и свойства. Как только у ребенка появляется самосознание, меняется спектр проявлений его поведения, ребенок начинает настаивать на самостоятельном выполнении действий. В период начальной школы Я-концепция из перечня конкретных определений постепенно перерастает в более сравнительное и обобщенное самоопределение. Ребенок школьного возраста начинает рассматривать собственные качества и качества других людей как относительно стабильные. В этом возрасте формируется глобальное чувство самоценности.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценки и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Я-концепция играет важную роль в формировании целостной личности, детерминирует активность субъекта, его отношения с окружающими. Я-концепция не просто предоставляет индивиду знание себя, а помогает выработать эффективные поведенческие стратегии.
В исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте от 13 до 15 лет (10 – мальчики и 10 девочки). Выборка является случайной, не связанной между собой дружескими или социальными связями (испытуемые не являются членами одного коллектива). Отсутствие связей между участниками исследования способствует большой объективности исследования, т.к. испытуемые или какие-либо групповые нормы не оказывали влияние на результаты исследования
В качестве методов исследования были выбраны:
методика исследования самооценки С. Будасси;
методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку.
На основании полученных результатов мы можем сделать вывод о подтверждении гипотезы о связи между уровнем развития самооценки и эмоциональным компонентом самосознания. Самооценка и эмоциональный компонент самосознания связаны следующим образом:
- в группе с высокой самооценкой доминируют такие состояния как ригидность (настойчивость, граничащая с упрямством), повышенная тревожность, связанная с опасением потерять доверие окружающих, низкая фрустрация и низкая агрессия
- в группе со средней самооценкой – низкая тревожность, низкая фрустрация, но повышенная агрессивность и ригидность
- в группе с низкой самооценкой – средний уровень тревожности, но высокая фрустрация и высокая агрессивность.
Таким образом, можно сказать, что самооценка и психические состояния в подростковом возрасте носят достаточно сложный характер, однако бесспорным является то, что каждый подросток нуждается в психологическом подходе в зависимости от уровня его самооценки, т.к. от этого зависит развитие его эмоциональной сферы личности.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования результатов в процессе психологического консультирования педагогов, подростков и их родителей с целью преодоления трудностей в развитии самооценки в подростковом возрасте.