ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ «ПАСПОРТ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ «ПАСПОРТ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»

Ветлугина К.И. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью [1].

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов [3].

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [4].

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста [2].

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [3].

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным [4].

В учебнике Л.Ф. Климановой по русскому языку за 3 класс (учебная программа «Перспектива») не предусмотрена проектная деятельность, но благодаря полноте и последовательности изложения материала, творческим заданиям можно разработать множество проектов в рамках данной программы обучения [2].

Мною был разработан проект, в рамках данного учебника, «Паспорт имени существительного».

Целью данного проекта является обобщение материала по теме «Имя существительное». Работа затронет не только материал за 3 класс, но и уже ранее изученные во 2-ом и 3-ем классе темы в рамках раздела «Имя существительное».

Задачи проекта:

  1. Формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект;

  2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

  3. Воспитывать уважение к русскому языку, товарищам по классу.

В процессе выполнения проекта будут формироваться у учащихся следующие УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение слушать собеседника; осознавать формулировать и удерживать учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Проект «Паспорт имени существительного» рассчитан на две недели. Первый вводный урок, где ученики совместно с учителем в ходе беседы формулируют тему и задачи проекта, критерии оценивания результатов проектной деятельности. Разделяются на группы и знакомятся с заданиями проекта. Далее ученикам даётся время на подготовку в домашних условиях. После проводится два урока. На первом из них ученики работают в группах и оформляют паспорт имени существительного в черновом варианте. На втором уроке репетируют постановку сказки. Учитель комментирует работу учеников, даёт советы по её совершенствованию. Затем предоставляется пара дней на домашнюю подготовку и проводится урок защиты проектов. В этот день (3 урока) заслушиваются выступления каждой группы, оцениваются их работа по критериям и подводятся результаты. Паспорт имени существительного в бумажном варианте выставляется в классном уголке и с ним может ознакомиться каждый желающий.

Далее рассмотрим подробнее все этапы работы.

Вводный урок проводится после изучения темы «Изменение по падежам имён существительных». В ходе урока учитель проводит беседу с учениками. Задаются такие вопросы, как:

  • Из какого документа мы можем узнать основную информацию о человеке?

  • Для чего человеку нужен паспорт?

  • Какая информация представлена в паспорте?

  • Если бы у имени существительного был паспорт, какова бы была его структура?

  • Для чего нужен паспорт имени существительному?

В ходе беседы дети приходят к мысли, что если имя существительное олицетворить, то ему непременно понадобится паспорт, который ученики и будут создавать в процессе проекта. Ученики вспоминают, что такое проект и оговаривают его цель и задачи. Затем им предлагается разделиться на четыре группы. Здесь повторяются правила работы в группе. Далее идёт обсуждение того, какая информация должна содержаться на страницах паспорта имени существительного. Вместе с учителем ученики приходят к выбору следующих оглавлений страниц паспорта:

  1. Часть речи.

  2. Начальная форма.

  3. Признаки имени существительного:

  • Собственное - нарицательное;

  • Одушевлённое - неодушевлённое;

  • Род;

  • Число;

  • Падеж.

Это и будет структурой паспорта имени существительного.

Затем, задания проекта распределят между собой группы учеников.

1 группа

  • Имя существительное как часть речи (Определение, на какие вопросы отвечает, что обозначает).

  • Начальная форма (Что это за форма и как поставить существительное в начальную форму).

  1. группа

  • Собственные и нарицательные имена существительные (Какие существительные относятся к каждой группе).

  • Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (Какие существительные относятся к каждой группе).

3 группа

  • Род (На какие группы можно разделить все существительные по данному признаку, как определить род имени существительного).

  • Число (На какие группы можно разделить все существительные по данному признаку, как определить число имени существительного).

4 группа

Падеж (Какие падежи есть в русском языке, отобразить особенности каждого падежа).

Общее задание (для каждой группы):

Подготовить выступление (инсценировка сказки по теме имя существительное). Сказку необходимо придумать самостоятельно, всей группой об имени существительном с использованием приёма олицетворение.

Совместно с учителем в ходе дискуссии учащиеся разрабатывают критерии оценивания выступлений проекта.

  1. Соответствие представленной информации научным знаниям.

  2. Полнота раскрытия вопроса.

  3. Иллюстрация страниц паспорта.

  4. Инсценировка сказки:

  • устная речь,

  • сюжет

  • игра «актёров»

Оценивание будет осуществляться по пятибалльной шкале по каждому критерию (в презентации представлена таблица с критериями и столбцами для выставления оценок).

Оговариваются источники информации для данного проекта (словари, учебники русского языка, интернет ресурсы).

Далее учащимся предоставляется время (4 учебных дня) для домашней подготовки заданий.

После проводится урок, где ученики в группах готовят черновые страница паспорта. Образец паспорта будет представлен детям в распечатанном виде. (Приложение 1)

Учитель комментирует работы и даёт советы по её совершенствованию.

Через день, на третьем уроке подготовки представления проекта ученики репетируют постановку сказки, обговаривают декорации и элементы костюмов. Учитель отвечает на вопросы учащихся и даёт советы по совершенствованию сценария сказки.

Далее у учеников остаётся два дня до защиты проектов, то время, когда они могут ещё раз обсудить все детали работы.

На защиту проекта выделяется 3 урока (Приложение 2 – презентация к уроку). В течение этих уроков обязательно организуются физические минутки, для переключения деятельности учащихся. Учителем проводится вводная беседа, представление групп участников. Далее группам даётся время для заполнения станиц паспорта, по примеру ранее изготовленных черновых вариантов. И затем каждая группа представляет свою работу: страницы паспорта имени существительного и инсценировка сказки. Далее каждая группа оценивает свою работу с помощью выбора солнышка, солнышка с тучкой или тучки. Солнышко – проект удался, солнышко с тучкой – проект удался частично, тучка – проект не удался. После того, как все выступления заслушаны, оценивается работа каждой группы. Оценку даёт учитель совместно с учениками по ранее выработанным критериям, по пятибалльной шкале. Сшиваются страницы паспорта, и выставляется паспорт имени существительного в уголке класса, где каждый желающий может с ним ознакомиться. Завершением проекта будет беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы:

-Что было самым интересным в проекте?

-Что было сложно?

-Что понравилось в работе других групп?

-Что вы можете пожелать участником своей группы?

Учитель благодарит всех участников. Самые активные и креативные награждаются грамотами. На этом проект можно считать завершенным.

Литература:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 3 класс. Учебник в 2 ч. 4- изд. - М.: 2014; Ч. 2 - 144с

  3. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

  4. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе.

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема: Проект «Паспорт имени существительного»

Формапроведения урока: урок – проект

Цель: закрепить и обобщить знания по разделу «Имя существительное»

Задачи:

  1. Формировать умение подбирать текстовую информацию, оформлять и представлять проект;

  2. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза;

  3. Воспитывать уважение к русскому языку, товарищам по классу.

Формировать УУД:

Личностные: формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; участвовать в творческом, созидательном процессе.

Регулятивные: умение слушать собеседника; осознавать формулировать и удерживать учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем; ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Место роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок в разделе «Имя существительное».

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию об имени существительном, его признаках; составлять книгу-памятку по разбору имени существительного как части речи, представлять устные выступления в творческой форме и иллюстрировать их.

Личностные: умение высказывать свое отношение к различным ситуациям, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

  • получат возможность научиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; искать и выделять из источников необходимую информацию (Познавательные УУД)

  • уметь договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания (Коммуникативные УУД).

  • формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Регулятивные УУД)

Ресурсы: Презентация к уроку, раздаточный материал ( шаблон страниц паспорта), краска и фломастеры, иллюстрации по теме.

Основные понятия: имя существительное, признаки имени существительного.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.

Подготовительная работа: Проект рассчитан на две недели. Первый вводный урок, где будет рассказано о предстоящем проекте, сформированы группы и распределены задания. На домашнее задание остаётся сбор информации и подготовка инсценировки сказки. Далее на протяжении двух уроков (в течение недели) дети работают по группам, обобщают собранную информацию каждым из учеников, на черновиках делают проект паспорта, а учитель подсказывает, как правильнее сделать, вносит коррективы. Также учащиеся в группе репетируют инсценировку сказки. На уроке защиты проекта дети оформляют страницы паспорта и показывают инсценировку сказки.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

ФОУД

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Метод стимулирования к обучению

фронтальная

- Поприветствуем друг друга, пожелаем всем успехов на сегодняшнем уроке. (слайд 1)

- Как думаете, почему у нас в кабинете так стоят парты?

-Вспомним правила работы в группах.

- Предлагаю, чтобы сегодняшний наш урок прошёл под девизом: (слайд 2)

«Вместе не трудно,вместе не тесно,вместе легкои всегда интересно!»

Приветствует учащихся.

Организует повторение правил работы в группе.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Вспоминают правила работы в группе.

Личностные УУД: умение приготовить рабочее место

Регулятивные УУД: умение эмоционально настроиться на работу.

Коммуникативные УУД: развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

II этап.

Самоопределение к деятельности

Цель: постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели

Проблемно-поисковые

фронтальная

2.1- Какую часть речи мы с вами сейчас изучаем? (слайд 3)

-Всё ли темы мы изучили в этом разделе?

-Обобщали ли знания, об имени существительном?

-Как это можно сделать и в какой форме?

-Если сравнить с человеком, то какой предмет поможет нам узнать все самые важные данные человека? (слайд 4)

Что указывается в паспорте?

-Можно ли сделать паспорт для имени существительного и какая информация там бы содержалась?

-В паспорте имени существительного должны отображаться его признаки.

1 Часть речи.

2 Начальная форма.

3 Признаки имени существительного:

  • Собственное - нарицательное;

  • одушевлённое - неодушевлённое;

  • род;

  • число;

  • падеж.

Это и будет образцом паспорта имени существительного.

И мы вместе его составим.

2.2 Сегодня наш урок называется проект (слайд 5)

-Вспомним, что такое проект?

- Что будет объектом исследования, что мы будем изучать?

-Какую цель поставим на уроке?

- а так ли важно всё знать об имени существительном?

Задает детям вопросы, подводит их к формулированию темы урока.

Обобщает ответы детей о том, что такое проект. Помогает сформулировать цель урока. Подводит детей к пониманию значимости проекта.

Диалог с учителем.

Вспоминают что такое проект, какие проекты уже выполняли.

Ставят перед собой цель урока. Определяют объект исследования, ставят задачи урока. Принимают для себя значимость учебной задачи.

Познавательные УУД:

Повторение знаний приобретенных на уроке русского языка;

Формирование целостной картины мира

Регулятивные УУД: целепологание

III этап. Подготовка к созданию проекта.

3.1 Работа по формулированию учебных задач.

3.2 Обсуждения продукта проекта.

3.3 Выработка критериев оценки

Цель: постановка учебных задач

Словестные, диалог с обучающимися

фронтальная

3.1. Рассмотрите план составления паспорта. (слайд 8)

-Какие задачи мы должны решить в ходе выполнения проекта?( слайд 9)

-Вы уже разделились на 4 групп, каждой предлагались следующие задания:

1 группа

  • Имя существительное как часть речи (Определение, на какие вопросы отвечает, что обозначает.)

  • Начальная форма (Что это за форма и как поставить существительное в начальную форму)

2 группа

  • Собственные и нарицательные имена существительные (Какие существительные относятся к каждой группе)

  • Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

(Какие существительные относятся к каждой группе)

3 группа

  • Род (На какие группы можно разделить все существительные по данному признаку, как определить род имени существительного.)

  • Число ( На какие группы можно разделить все существительные по данному признаку, как определить число имени существительного.)

4 группа

Падеж (Какие падежи есть в русском языке, отобразить особенности каждого падежа.)

Общее задание:(для каждой группы)

Подготовить выступление ( инсценировка сказки по теме имя существительное.) Сказку необходимо придумать самостоятельно, всей группой об имени существительном с использованием приёма олицетворение.

3.2.Представляем свои группы.

Какими источниками информации воспользуетесь?

Каким должен получиться ваш продукт?

Как будет оцениваться работа? (слайд 10, 11)

-Вместе разработаем критерии оценивания:

  1. Соответствие представленной информации научным знаниям.

  2. Полнота раскрытия вопроса.

  3. Иллюстрация страниц паспорта.

  4. Инсценировка сказки:

  • устная речь,

  • сюжет

  • игра «актёров»

Оцениваем по пятибалльной шкале по каждому критерию.

Предоставляет детям план паспорта имени существительного для ознакомления.

Помогает сформулировать учебные задачи при помощи опорных слов.

Повторяет наиболее общие определения и критерии оценивания проекта.

Работают с информацией,

представленной в плане. Обосновывают выбор ответа.

Работают с информацией, представленной учителем.

формулируют задачи урока.

Определяют, что может быть источниками информации при работе над проектом. Совместно с учителем вырабатывают критерии оценки проекта.

ПознавательныеУУД умение выбрать нужный источник информации

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД: уметь вступать в диалог, договариваться; умение запросить недостающую информацию у учителя.

IV этап. Физкультминутка

Движение с текстом

фронтальная

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз-два-три-четыре-пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

(слайд 12)

Произносит текст для разминки, организует динамическую паузу.

Выполняют предложенное задание, осуществляют контроль.

Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья

Vэтап. Работа над проектом в группах.

Цель: создание проекта.

Проблемно-поисковые, контроля и оценки

Групповая, индивидуальная

Задания в группах, работа по плану, распределение заданий на каждого члена группы.

-Ребята, работая в группе, каждый из вас сможет внести свой вклад в создание паспорта имени существительного.

Помните, что вы работаете в группе, и каждый может помочь друг другу или попросить помощи. Желаю вам работать активно, творчески, с интересом, не бойтесь ошибиться! Помогайте друг другу! Помните: по завершению обсуждения вы должны представить своё задание образно и эмоционально.

Организует работу по группам. помогает в случае затруднения.

Работают в группах постоянного состава.

Учитывают степень сложности задания и определяют для себя возможность/невозможность его выполнения.

Регулятивные УУД:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества,

умение вступать в диалог; умение договариваться; умение запросить

недостающую информацию у учителя;

Познавательные УУД: Поисковые (исследовательские): умения

самостоятельно найти недостающую информацию; решать проблемы творческого характера

VI этап. Защита проекта

Устное выступление

Групповая, фронтальная

-Давайте внимательно послушаем выступление каждой группы.

После выступления группа оценивает свою работу. На доске вы видите три картинки, оцените свою работу.

Давайте поместим проект под одну из этих картинок. Солнышко – проект удался.

Солнышко с тучкой – проект удался частично.

Тучка – проект не удался.

Как думаете, достигли мы цели урока? (слайд 17)

Организует защиту проекта каждой группы.

Организует оценку проекта другими группами.

После выступления групп страницы паспорта скрепляются в книгу, которая выставляется у доски.

6.1 Защищают проекты.

Представляют страницы паспорта, рассказываю информацию представленную на страницах паспорта. Инсценируют свою сказку.

6.2 Оценивают проекты

Познавательные УУД: построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные УУД: учение вести монолог

Личностные УУД: уважительно относиться к результату труда одноклассников

Регулятивные УУД:

Учатся оценивать продукт своей деятельности.

VII этап. Рефлексия деятельности

Самооценка деятельности

 

Групповая, фронтальная

Теперь оценим работу каждой группы, подведём итоги.(слайд 18

-Что было самым сложным?-Что было самым интересным

По ранее разработанным критериям ученики совместно с учителем оценивают работу каждой группы.

-Спасибо за урок.

Организует рефлексию работы в группах.

Осуществляют анализ работы на уроке

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Рефлексивные УУД: самоанализ, самооценка

Просмотров работы: 3529