ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тихонова М.М. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий, основываясь на наблюдениях за действиями взрослых[3]. Например, дети собирают фигуры из конструктора или кубиков, представляя себя в роли строителя, соединяют детали сломанных игрушечных машин, при этом изобретая новую машинку, пробуя себя в профессии автомеханика. Так, дети проявляют тягу к техническим профессиям. В этом возрасте детям нужно помочь развить это стремление к познанию.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с техническими профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Поэтому стоит использовать различные формы и методы профориентационной работы с детьми [4].

Знакомство с техническими профессиями возможно при помощи физических экспериментов, которые можно демонстрировать детям, а также позволить ребятам самим проделать ряд занимательных опытов по пропедевтике физики.

Для того, чтобы у детей закладывались начальные знания о таких профессиях как инженер, технолог, конструктор, учитель физики, строитель, автомеханик, можно выполнить ряд экспериментов по физике (таблица 1).

Таблица 1 – Фрагмент рабочей программы по физике для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста

опыта

Тема

Оборудование

Описание

1

Определение плотности предмета

Камешки, глина для лепки.

Рассмотрим камень. Какой он? (Гладкий, твёрдый.) Глина? (Мягкая, влажная, липкая).

Предложим нажать пальчиком на камень. Что-нибудь изменилось? Какой камень? То же самое проделаем с глиной (От пальца остаются вмятины-ямки).

Покатаем в руках камни. Что-нибудь произошло? А теперь покатаем в руках глину. Она мягкая и может принимать разную форму, её можно разделить на части руками, а камень нельзя.

2

Звуковые колебания

Стакан, линейка, бубен, погремушка.

Дети закрывают глазки и слушают. По звуку узнают, какой предмет звучит, потом делают вывод: почему предметы издают звук, почему у каждого свой «голос». Как извлечь звук из предмета? Демонстрация на примере линейки. Она звучит, пока колеблется, если остановим, то звук исчезнет.

Как извлечь голос из стакана? (Постучать по нему ложкой или палочкой.) Когда появляется звук? (Причина появления звука -колебание) [1].

3

Своды и тоннели

Бумага, клей, карандаш, песок.

Склеим из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставим в нее карандаш. Затем осторожно засыпим трубочку с карандашом песком так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащим карандаш. Что произошло с трубочкой? (Она осталась несмятой.) Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми [2].

4

Рекордный вес

Лист бумаги, два кубика, банка.

Поставим два кубика на расстоянии 30 см друг от друга. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик". Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз. А если сложить лист бумаги гармошкой, положить на прежнее место и снова поставить банку? Гармошка не прогибается!

Профориентационная работа по физике поможет формировать у детей эмоциональное отношение к техническому профессиональному миру, предоставит ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Библиографический список

  1. Детские сады. URL: http://www.deti-club.ru/akademiya-doshkolnykh-nauk-chast-ii (дата обращения: 10.09.2016 г).

  2. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. URL: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml (дата обращения: 22.10.2016 г).

  3. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 97-101.

  4. Пасечникова Т.В. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара: Издательство ЦПО, 2013. – 45 с.

Просмотров работы: 408