Важной детерминантой всех межличностных контактов и психологического функционирования индивида является эмпатия. Эмпатия (от греч. Empatheia – сопереживание) – это 1) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование); 2) эмоциональная отзывчивость человека на переживание другого.
Люди имеют возможность непосредственно присмотреться к переживаниям и чувствам других благодаря процессу эмпатии, который с этой точки зрения признается в качестве специфической формы межличностного общения.
У детей эмпатия развивается во время общения. Организованная совместная досуговая деятельность, в ходе которой каждый ребенок будет чувствовать себя успешным; игры на взаимодействие, помогают детям наладить общение. В рамках профилактики жестокости среди подростков проводятся «Уроки доброты», на которых в ходе просмотра фильмов о людях с ОВЗ («Святилище грез»; «Мир простодушных»; «18 килограмм любви»; «Прозрение»; «Лешина мама» и др.), чувство жалости к людям с особенностями в развитии, трансформируется в чувство сострадания, уважения. Полезным будет проведение «Кругов сообщества» - это одна из видов работы «Службы примирения». (На сегодняшний день в образовательных учреждениях «Служба примирения» создаются для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций»). Во время круга сообщества, все желающие дети по очереди отвечают на три вопроса:
1. Что тебя не устраивает в твоем классе (группе)? 2. Каким ты видишь в идеале свой класс (группу)? Что ты сам можешь сделать, чтобы твой класс (группа) стала такой, какой ты ее видишь? Ключевым в развитии эмпатии у подростков является процесс самопознания, который организуется на уроках психологии, где в ходе выполнения несложных тестовых заданий ребенок открывает себя, узнает свои качества личности и то, как использовать их в качестве ресурса в процессе общения с окружающими. Большое значение имеет та установка, которая дается классным руководителем, другим значимым взрослым вновь сформированному коллективу детей. Взрослый проговаривает детям свою искреннею позицию: Например: «В моей группе всегда все дети дружат, относятся друг к другу и в первую очередь к самому себе с уважением, помогают друг - другу. Каждый из вас не хуже других, не лучше других, но он единственный и неповторимый в своем роде". Если ребенка все же оскорбляют, важно донести до ребенка простую мысль: если кто-то говорит о тебе гадости, это не твоя проблема, а его. Научить ребенка правильно реагировать на оскорбления, не бросаясь в бой по каждому поводу, быстро не получится. Это кропотливая работа, на нее нужно месяца три-четыре. И иногда бывает нужно изъять ребенка из среды, где его травят. Если нет принятия среды — нельзя работать над самооценкой. Можно забрать ребенка на семейное обучение, на экстернат и вернуть его в школу позднее [1].
Обидчиками, жертвами чаще других становятся дети, с которыми плохо обращаются дома, подвергают их насилию. Такие дети обычно стараются доминировать над другими, они "путешествуют по замкнутому треугольнику, переходя из роли «обидчика» в роль «виноватого», затем в роль «жертвы» [5]. Они чаще своих сверстников, не участвующих в травле, имеют психические проблемы и проблемы поведения, склонны к оппозиционному и вызывающему поведению. Очень хороший способ сделать своего ребенка неуязвимым - это окружить его, мощной защитой родительской любви. Когда ты понимаешь, что тебя можно любить, когда у тебя есть чувство собственного достоинства - тебя не так легко вывести из себя обидными словами. Обязанность родителей взрастить в ребенке внутренний стержень: жизнь хороша, меня любят, я хороший и имею право жить и быть любимым. Каждый ребенок — Божье детя, плод Его любви, в каждом — Его дыхание. Речь здесь идет о безусловной любви родителей к детям. Родители, однако, с раннего детства — из лучших, конечно, побуждений — ломают этот внутренний стержень, бесконечно попрекая ребенка его недостатками и скупясь на добрые слова. Ребенка стыдят, обвиняют и эмоционально шантажируют, не видя грани, которую нельзя переходить. За этой гранью ребенок понимает, что он ничтожен, он не имеет права жить. Ему бесконечно стыдно за себя, он виноват в том, что он такой. Его глубоко ранят самые безобидные дразнилки. У него уже запущен процесс виктимизации — превращения в жертву [3]. Из анализа проведенных диагностических данных, насильственным действиям подвергаются дети с установками: «Я хороший - они плохие», «Я плохой - они хорошие», «Я плохой - они плохие». Поэтому, говоря о профилактике жестокости в детской среде, на первом месте стоит организация занятий для родителей, по формированию умения выражать свою любовь (проявление разумной заботы, уважения, ответственности) по отношению к своим детям [5]. Родители принимают ребенка таким, какой он есть со всеми его особенностями только в том случае, если у них самих сформировано чувство самопринятия. Поэтому формирование процесса самопринятия является ключевым в работе с родителями. Тогда и у его ребенка формируется установка: «Я хороший - они хорошие», что является основой эмпатийного взаимодействия с окружающими.
Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что комплексный подход к развитию эмпатии у детей будет способствовать успешной адаптации подростков к новым условиям образования.
Список литературы:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. – 270 с.
2. Белова Т.В. Гиперактивный ребенок в общеобразовательном учреждении: проблемы и возможные пути их решения. // Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Логопедия: теория и практика» / Сост. Е.В. Севастянова. – Архангельск: Издательство, 2016. – 200 с.
3. Глазырина Л.А., Костенко М.А. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях: методическое пособие для педагогических работников / Под ред. Т.А. Епояна. – М.: Издательство , 2015. – 180 с.
4. Лукянова И. Если ребенка травят в школе // Журнал «Фома». - 2016. – № 4. – С. 14 -20.
5. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. - М.: ПЕРСЭ, 2002. – 335 с.