СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Шарыпова А.С. 1, Чернышева И.В. 1, Шлемова М.В. 1, Егорычева Е.В. 1, Юдина Н.М. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Термин «мотивация» происходит от латинского слова «movere» и обозначает движение, побуждение, процесс управления физиологическим и психологическим состоянием человека. В физической культуре и спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности [1].

К сожалению, по сей день недостаточно научно разработанными являются вопросы, посвященные мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Это обусловлено отсутствием единства в понимании сущности данного явления, а также тем, что в физической культуре и спорте термин «мотив» находится в тени таких спортивных понятий, как воля, целеустремленность, смелость, решительность и прочие.

Занятия физической культурой и спортом являются полимотивированной деятельностью. Это означает, что существует целый ряд мотивов, определяющих направленность личности и стимулирующих ее на проявление спортивной активности. Можно выделить такие мотивы как оздоровительный, личностный, социальный, спортивный, эстетический, процессуальный, развлекательный, мотив подражания.

Активный интерес к занятиям физической культурой формируется в результате внутренней мотивации, возникающей при соответствии мотивов и целей занимающегося [2].

Формирование побуждения к занятиям спортом должно осуществляться человеком с учетом его индивидуальных особенностей психологии, темперамента, ценностной базы, привычного для него подхода к деятельности. Исходя из этого, выбирается персональный метод самомотивации, который может включать в себя один тип воздействия на мотивы или комбинацию из нескольких перечисленных ниже типов.

1. Мотивация достижением. Осуществляется через желание улучшить свои навыки и доказать себе и окружающим свою компетентность, опирается на базу внутреннего стремления к самореализации. Демонстрация личных успехов окружающим и возникающее вследствие этого общественное поощрение создают благоприятный эмоциональный фон, позволяющий не утратить интерес к занятиям спортом, а наоборот повысить его.

2. Мотивация ростом. Значительным стимулом является стремление к личностному росту и положительным изменениям в жизни. Первый этап при данном виде самомотивации – определение конкретной цели изменения. Это может быть смена образа жизни, расширение горизонтов, улучшение здоровья и психологического состояния. На втором этапе осуществляется привязка цели к процессу спортивной деятельности. Рекомендуется рассматривать время, затраченное на занятия спортом, как некий подарок самому себе, возможность отвлечься от других сфер жизни и сконцентрироваться на персональном росте.

3. Мотивация силой. Осуществляется за счет активации волевых резервов, поддерживается желанием видеть строго запланированный заранее результат тренировок. Подходит для людей делового склада, нацеленных на полный самостоятельный контроль над своей жизнью. Практическое применение метода реализуется путем ведения журнала результатов, ежедневного и еженедельного самоконтроля.

4. Мотивация страхом. Это может быть как страх перед неудачей на соревнованиях, боязнь разочаровать окружающих и разочароваться в себе, так и страх пустой траты денег на услуги тренера и спортивную экипировку, который заставит снова и снова возвращаться к занятиям.

5. Мотивация стимулом. Применяется посредством использования системы поощрений и вознаграждений самого себя за успехи и целеустремленность. При этом направляющим стимулом к спортивной деятельности будет стремление получить желаемое вознаграждение.

Итак, при всей важности социальной мотивации, индивидуальная мотивация играет важнейшую роль при формировании побуждения к занятиям спортом. При грамотном подходе и должном уровне рефлексии создание положительной самомотивации является вполне посильной задачей для каждого.

Библиографический список

1. Макаренко В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «Киберленинка». – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom (дата обращения: 12.11.2016).

2. Морозова Л. В. Проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом: гендерный подход / Л. В. Морозова, О. В. Загрядская // Управленческое консультирование. – 2014. – №8(68). – С. 155-162.

Просмотров работы: 442