Дебиторская задолженность возникает, когда имеет место разрыв между временем платежа и моментом перехода права собственности на товар, между оплатой и оказанием услуг, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Нормальная дебиторская задолженность — задолженность за отгруженные товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил, но право собственности уже перешло к покупателю; либо аванс, перечисленный за поставку товаров (выполнение работ и оказание услуг) поставщику (подрядчику, исполнителю).
Просроченная дебиторская задолженность — задолженность за товары, работы, услуги, не оплаченные в установленный договором срок».
1. Плановый уровень дебиторской задолженности
Максимально допустимый размер дебиторской задолженности определяется расчетным путем. Он выражается в абсолютных величинах и / или в процентах по отношению к выручке.
2. Условия предоставления отсрочки платежа (кредита) клиентам
У компании может быть принят какой-то конкретный срок — 15 или 30 дней, например. Но один срок не может быть универсальным для всех, с кем она работает.
3. Мотивация сотрудников.
Желательно разработать систему для сотрудников, при которой заработная плата подотчетного лица в организации грузоперевозок будет зависеть от срока дебиторской задолженности.
4. Процедура предоставления отсрочки платежа клиентам.
Большую роль в принятии решения о предоставлении клиенту кредита играет собранная о нем информация.
5. Определение параметров оценки предоставленной клиентом информации
В данном случае важно учитывать наличие имущества, за счет которого возможно погашение задолженности, размер и динамику кредиторской задолженности, потенциальные финансовые трудности и проблемы с платежеспособностью.
6. Распределение ответственности за управление дебиторской задолженностью между коммерческой, финансовой и юридической службами.
Все зависит от масштабов предприятия, но даже на малом предприятии имеет смысл определить, кто и за что отвечает в работе с дебиторской задолженностью, как распределяется ответственность.
Объектом проводимого исследования является ООО «АвтоСпец55» города Омска, занимающееся организацией перевозок грузов, транспортной обработкой грузов, а также деятельностью автомобильного грузового транспорта.
Предметом исследования является организация учета расчетов с различными дебиторами за товары, работы или услуги.
По данным таблицы 1 можно сказать, что Активы на 31 декабря 2015 г. характеризуются значительной долей (95,6%) текущих активов и незначительным процентом внеоборотных средств.
Таблица 1. - Структура имущества и источники его формирования
Показатель |
Значение показателя |
Изменение за анализируемый период |
||
в тыс. руб. |
в тыс. руб. |
в % к валюте баланса |
тыс.руб.(гр.3-гр.2) |
|
31.12.2014 |
31.12.2015 |
На конец анализируемого периода (31.12.2015) |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Актив |
||||
1.Внеоборотные активы |
81 |
14 |
4,4 |
14 |
2.Оборотные, всего |
449 |
302 |
95,6 |
302 |
дебиторская задолженность |
430 |
292 |
92,4 |
92,4 |
денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
19 |
10 |
3,2 |
3,2 |
Пассив |
||||
1.Собственный капитал |
10 |
38 |
12 |
38 |
2.Краткосрочные обязательства, всего |
520 |
278 |
88 |
278 |
Валюта баланса |
530 |
316 |
100 |
316 |
Изменение чистых активов и уставного капитала представлено на рисунке 1.
Рис. 1 – Динамика чистых активов и уставного капитала.
В приведенной ниже таблице 2 обобщены основные финансовые результаты деятельности ООО "АвтоСпец55" за весь анализируемый период и аналогичный период прошлого года.
Таблица 2. – Отчет о финансовых результатах.
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
|
2014 г. |
2015 г. |
|
1. Выручка |
8 958 |
13 122 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
8 757 |
12 991 |
3. Прибыль (убыток) от продаж |
201 |
131 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
139 |
-28 |
5. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) |
340 |
103 |
6. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
0 |
-21 |
7. Чистая прибыль (убыток) |
340 |
82 |
Из "Отчета о финансовых результатах" следует, что за весь анализируемый период организация получила прибыль от продаж в размере 331 тыс. руб.
Годовая выручка за анализируемый период (01.01.14–31.12.15) увеличилась с 8 958 тыс. руб. до 13 122 тыс. руб. (на 4 164 тыс. руб., или на 46,5%).
За последний год прибыль от продаж составила 131 тыс. руб. В течение анализируемого периода финансовый результат от продаж уменьшился на 70 тыс. руб.
Прибыль от прочих операций за рассматриваемый период (31.12.14–31.12.15) составила -28 тыс. руб.
Представленные ниже в таблице 3 показатели рентабельности за 2015 год имеют положительные значения как следствие прибыльной деятельности ООО "АвтоСпец55".
Прибыль от продаж в анализируемом периоде составляет 1 % от полученной выручки.
Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения к выручке организации, за последний год составил 0,8 %. Это значит, что в каждом рубле выручки организации содержалось 0,8 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.
Таблица 3. –Показатели рентабельности.
Показатели рентабельности |
Значения показателя (в %, или в копейках с рубля) |
2015 г. |
|
1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 12% и более. |
1 |
2. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). |
0,8 |
3. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). |
0,8 |
Cправочно: Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
1 |
По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения и результатов деятельности ООО "АвтоСпец55" в течение анализируемого периода.
С очень хорошей стороны результаты деятельности организации характеризуют следующие показатели:
за период с 01.01.2014 по 31.12.2015 получена прибыль от продаж (331 тыс. руб.);
прибыль от финансово-хозяйственной деятельности за2014 - 2015 гг. составила 422 тыс. руб.
Среди показателей финансового положения ООО "АвтоСпец55", имеющих критические значения, можно выделить такие:
критическое финансовое положение по величине собственных оборотных средств.
Предоставление транспортных услуг требует четко подготовленной юридической и бухгалтерской базы. Так, например, учет и финансовый контроль грузоперевозок при кажущейся простоте, сопряжен с особенностями, которые знают только высококвалифицированные специалисты. Конечно, сейчас бухгалтер по грузоперевозкам имеет в своем распоряжении множество специальных программ, обладающих многофункциональностью и большим набором бланков и отчетов стандартных форматов. Однако далеко не каждое ПО обладает удобным и сразу понятным интерфейсом, поэтому необходимо предварительно его настроить и разобраться в работе.
Таким образом, в ходе анализа были выявлены недостатки, по которым были даны следующие рекомендации:
1. Ведение учета и финансового контроля руководителем лично нецелесообразно, так как это слишком сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокой ответственности. В сфере нормативного регулирования учета и финансового контроля постоянно происходят различные совершенствования, изучение которых требует много времени. Рекомендуется воспользоваться услугами аутсорсинговой компании.
2. Рекомендуется использование программы 1С: Бухгалтерия 8.3, поскольку с 2016 года программа «Высший сорт. Бухгалтерия» перестаёт поддерживаться и обновляться компанией-разработчиком (затраты по переходу на 1С: Бухгалтерия 8.3 составят 5200 руб.- стоимость одного рабочего места).
3. В ООО «АвтоСпец55» с целью максимизации притока денежных средств следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
4. Предоставление скидок стимулирует не только увеличение выполняемых услуг, но и сокращение сроков отвлечения денежных средств в расчетах с заказчиками. Ценовая мотивация сейчас является общепринятой практикой. Эффективная ее реализация перевозчиком позволяет сократить сроки перевозки и существенно уменьшить дебиторскую задолженность.
Подводя итог, отметим, что ведение учёта в ООО «АвтоСпец55» выполняется с небольшими нарушениями, исправить которые можно с помощью представленных рекомендаций.
Список литературы.
Финансовый учет для магистров: Учебник / Под ред. д-ра экон. Наук А.М. Петрова. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. — 343 с
Дебиторская задолженность: учет, анализ, оценка и управление: Учеб. пособие / В.Ю.Сутягин, М.В.Беспалов - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 216с.
Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2013. - 528 с.
Психология менеджмента: Учебное пособие / Э.В. Островский; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.