МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ "КАРТОНАЖ" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИКИ "КАРТОНАЖ"

Сафина Л.В. 1
1ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Постоянное развитие общественных отношений и модернизация образования в России напрямую связаны с реализацией системно-деятельностного и компетентностного подходов в образовании, что влечет за собой обновление и интенсификацию содержания теоретического материала и совершенствование организации её практики. Например, на ступени Основного общего образования в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в образовательных организациях особое внимание уделяется не только усвоению определенной суммы теоретических знаний и отработке умений, но и самостоятельному поиску ответов и принятию решения на поставленные вопросы с ориентацией на «нестандартные ситуации», как знание в действие. Современная дидактика, ориентированная на результативную деятельность обучающихся на личностном, предметном и метапредметном уровнях в технологическом и дизайн-образовании, предлагает большое множество инновационных технологий и средств при организации самостоятельной работы учащихся. Одним из средств обучения, получивших в последнее время общее признание у преподавателей и учащихся, является рабочая тетрадь на печатной основе [1].

По словам О.И. Литвиновой: «Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, помогающий студенту в освоении учебной дисциплины. Введение рабочих тетрадей в арсенал дидактических средств предоставляет преподавателю реальную возможность оптимизировать учебный процесс [2].

Действительно, как мы видим, рабочая тетрадь на печатной основе или иногда можно встретить и «на печатных листах» представляет собой дидактическое средство обучения, являющееся одновременно как средством преподавания, контроля так и средством самообразования. Конечно же применение рабочей тетради на печатной основе известно давно, но её возможности еще не до конца раскрыты: оно может служить путеводителем в организации самостоятельной работы обучающихся, средством диагностики, при том на всех уровнях и этапах технологического и дизайн-образования, одним из средств дифференцированного образования, технологией управления учебно-воспитательным процессом.

В соответствии со Ст.18 и Ст.19 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации [3] в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения, которые вправе выбирать, разрабатывать и утверждать учебные издания.

Актуальность использования рабочей тетради на печатной основе заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки учащихся с возможностью выявить направление формирования мыслительной деятельности, что и определило тему нашего исследования: «Методика разработки рабочей тетради по декоративно-прикладному искусству (на примере техники «Картонаж»). При использовании теоретических методов исследования [4; 5] мы установили, что в ходе конструировании рабочей тетради рекомендуется использовать специальную символику (знаковую и цветовую), которая позволяет учащемуся ориентироваться в заданиях и сокращает время преподавателя на проверку рабочей тетради. Введение условных обозначений позволит акцентировать внимание учащегося при изучении материала и выполнения заданий. При определении её содержательного наполнения нужно четко определить функциональную возможность, назначение данного дидактического пособия в учебно-воспитательном процессе, её «рабочий» контингент, наполняемость и выбор объектов творческой деятельности и другие прочие структурные элементы, определяющие реализацию системно-деятельностного подхода в образовательной организации. Предлагаемая нами техника «Картонаж» как альтернативная тема, может быть изучена и освоена в общеобразовательном курсе «Технология» и «Искусство», реализующие требования ФГОС ООО, предложена как тема творческого проекта на уроках технологии, а также при работе с одаренными детьми среднего звена во внеурочной деятельности художественно-эстетического направления подготовки.

Таким образом, основной целью разработки рабочей тетради является активизация и организация самостоятельной работы учащихся, в ходе ознакомления с техникой «Картонаж», овладения ими простейшими умениями и навыками выполнения основных приемов работы в этой технике, способствующими развитию творческо-конструкторского мышления. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ содержит разделы в определенной логической последовательности, соответствующей учебному материалу. Структура рабочей тетради такова, что она содержит теоретические вопросы по основам декоративно-прикладного искусства, становлении и развитии техники «Картонаж»; задания по изучению и определению стилей, которые чаще всего используются при разработке изделия, ознакомлению с материалами и инструментами, необходимые для работы; практические задания, выполнение которых простейшие навыки и умения изготовления изделий различных видов. По мере изучения тем, задания в рабочей тетради усложняются. Особенностью рабочей тетради является то, что все прикладные задачи рабочей тетради носят творческую направленность и направлены на реализацию себя в выбранной деятельности. Наша тетрадь на печатной основе содержит критерии оценивания и самоотчёт об успеваемости по курсу, что позволяет создать ситуацию успешности: обучающиеся отслеживают свой рабочий график (темп) и свою успеваемость (качество). В рабочей тетради содержатся также информационные ресурсы, которые помогут учащимся при решении того или иного задания. Результатом творческого развития является авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу. Организация самостоятельной работы с помощью рабочей тетради осуществляется следующим образом: учащиеся выполняют задания во внеаудиторное время в качестве домашней работы, затем на консультации защищают свою работу преподавателю.

С целью определения эффективности внедрения, разработанной нами рабочей тетради на печатной основе мы провели педагогический эксперимент на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Экспериментом было охвачено 15 обучающихся одной из групп. На занятии им предстояло выполнить изделие «Шолокадница», как альтернатива одной из тем, представленных в нашей рабочей тетради на печатной основе по декоративно-прикладному искусству «Картонаж». С данной техникой обучающиеся познакомились впервые, но проявили к ней повышенный интерес. Для получения более полной картины эксперимента мы ввели для себя «Карта наблюдений», где были представлены в качестве критериев оценки такие показатели как аккуратность, самостоятельность, умение работать с шаблоном по пятибалльной системе оценивания. По завершению эксперимента Карта была полностью заполнена, а показатели мы сопоставили с предшествующими работами (объектами творческого труда). В ходе статистической обработки результатов апробации мы увидели, что обучающиеся с интересом стали рассматривать следующие темы, предложенные в рабочей тетради, а средний показатель качества в группе возрос на 1,2 %.

Как мы видим, выполнение заданий по рабочей тетради, где описана технология, примерный расходный и рекомендуемый материал, варианты аналогов изделий в технике картонаж создает прочную базу для постижения и усвоения основного материала и технологии работы и является одним из наиболее результативных видов самостоятельной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Идиатуллова Р.Ф., Латипова Л.Н. Дидактическое обеспечение раздела «Художественные ремесла» в технологическом образовании школьников. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2013/10/2239

  2. Литвинова О.И. Рабочая тетрадь как средство управления учебно-познавательной деятельностью учащихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agartu.com/index.php?newsid=217

  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=201647&fld=134&dst=100279,0&rnd=0.6571825987193534#0

  4. Латипова Л.Н., Латипов З.А. Изучение нормативно-правового обеспечения учебного процесса в учреждениях в квалификационно-образовательных уровнях подготовки на современном этапе // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 2. - С. 187-190. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/2/pedagogika/latipova-latipov.pdf

  5. Латипова Л.Н. Конструкт урока по технологии как одно из средств в организации учебного процесса в школе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование в школе и вузе», 15 января, 2016 . – Елабуга: Изд-во ЕИ(Ф) К(П)ФУ, 2016. - С.65-70.

Просмотров работы: 647