РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Ильиных В.О. 1, Фоломушкин И.С. 1
1ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основная задача, которая сегодня стоит перед военными вузами – подготовить специалистов, способных самостоятельно приобретать новые знания, обладающих творческой активностью в принятии профессионально значимых решений. Именно поэтому в настоящее время все большее внимание уделяется использованию информационных технологий, которые занимает все большее место в преподавании дисциплин в высшей школе.

Информатизация высшего образования - это реализация комплекса мер, направленных на повышение уровня подготовки специалистов путём расширения сферы использования вычислительной техники и компьютерных технологий в учебной и научно-исследовательской работе, в управлении учебным процессом1.

Однако, как отмечают современные исследователи в области дистанционного и смешенного обучения М. Вилотиевич В.М. Юдин [2], использование информационных технологий, как правило, происходит без опоры на дидактические концепции, нередко бывает фрагментарным и непоследовательным, часто сводится только к передаче учебной информации. Необходимо отметить, что понимание обучающимся универсальных способов решения задач, освоение умений применять знания в новой ситуации зависят, в большей мере, от характера его мыслительной деятельности, активности, эффективности обратной связи, профессиональной направленности процесса обучения, и в меньшей – от того, с каким материальным носителем информации он работает. Идея проведения учебных занятий и организации самостоятельной работы курсантов с использованием информационных технологий может быть отвергнута преподавателем и не принята обучающимся именно из-за неполного учета педагогических закономерностей, лежащих в основе процесса обучения при любой его организации.

Изучение научной литературы по проблеме внедрения информационных технологий в образовательном процессе как средства интенсификации процесса обучения в высшей школе и, в частности, в военных вузах на современном этапе позволило нам выявить необходимые составляющие для ее успешной реализации:

  1. анализ структуры и содержания учебного материала и его коррекция;

  2. расширение методов и средств обучения;

  3. акцент на деятельностный компонент обучения.

Исследование научно-педагогической литературы и собственный опыт преподавания в военном вузе позволяют раскрыть особенности работы с учетом вышеупомянутых составляющих.

1.Анализ структуры и содержания учебного материала и его коррекция.

Изменение структуры и содержания учебного материала, связанные с применением информационных технологий, являются необходимыми не только в связи с увеличивающимся объемом учебного материала и возможностью обращения к нему вне практических занятий под руководством преподавателя, но и с изменением последовательности его изложения, усиления межпредметных связей и обогащения его профессиональной составляющей3.

Охват больших объемов информации, доступ обучающихся «по необходимости» в удобное время к литературе и справочной информации, включение профессионально-ориентированной составляющей, предоставление нескольких мнений по изучаемому вопросу в настоящее время возможны благодаря использованию компьютерных средств в образовательном процессе. В связи с этим объясняется целесообразность столь актуального на сегодняшний день использования электронных учебников, информационных ресурсов или файловых хранилищ информации, справочных систем и т.д. Однако, главным здесь остается вопрос информационного наполнения электронных ресурсов, качество и полнота которых зависит от слаженной работы не только отдельного преподавателя, но и кафедры в целом. Преподавателями кафедры иностранных языков уже не первый год ведется работа по отбору, накоплению и систематизации дополнительных аутентичных текстовых, аудио-, видеоматериалов для использования в образовательном процессе. Их применение на практических занятиях по дисциплине «Иностранный язык» позволяет имитировать иноязычную среду, способствует усилению профессиональной направленности при изучении дисциплины и повышает интерес к занятиям.

Четкая логика организации, структурированность и иерархическое построение учебного материала предполагают предъявление новых знаний в их взаимосвязях с ранее усвоенными; а также представление изучаемых объектов как системы взаимосвязанных элементов. Для реализации этого направления работы следует использовать преимущества электронного текста в сочетании с определенными требованиями к его организации. Выделим некоторые из них. Необходимо распланировать, какая часть документа должна быть видна на экране постоянно, а какую можно будет увидеть в отдельном окне; при этом необходимость открытия различных окон и перемещения по гиперссылкам определяется логикой изучения материала. Рекомендуется также предусмотреть возможность быстрого уточнения трудных терминов и понятий с использованием всплывающих подсказок или гиперссылок. Оформление документа предпочтительнее строгое, не отвлекающее внимание от его содержания (отсутствуют лишние надстройки, светлый фон, используется смысловое выделение элементов текста различными способами форматирования). Следует создать версию для печати.

Применение информационных технологий в процессе обучения может способствовать обогащению содержания учебных дисциплин межпредметными связями, ценностными, историческими, прикладными аспектами изучаемой науки, междисциплинарными методами исследования, в том числе использующими математический аппарат и компьютерное моделирование. Так, например, при выполнении НИР III категории «Становление - 2014» преподаватели, ответственные за ее выполнение активно вовлекали в работу курсантов, членов ВНС кафедры иностранных языков. Необходимое анкетирование проводилось среди курсантов экспериментальной и контрольной групп преподавателями, в то время, как обрабатывались они курсантами с использованием метода математической статистики и компьютерных программ. Для такого рода анализа данных курсанты самостоятельно связывались с преподавателями кафедры математики и определяли наиболее оптимальный и достоверный способ анализа полученных данных.

2.Расширение методов и средств обучения

Адекватный выбор методов и средств обучения при использовании информационных технологий и компьютерных средств также является актуальной проблемой. К недостаткам, при их применении в обучении, упомянутым в научных работах по исследуемому вопросу, можно отнести тот факт, что преподаватели все еще применяют традиционные методы «подачи готового материала», сопровождая его видеорядом и звуком, требуя репродуктивности, не усиливая мыслительную деятельность обучающихся. Расширение спектра методов обучения на основе использования информационных технологий может быть достигнуто за счет внедрения обучающих систем (в том числе электронных учебников); подборки аудио и видеоматериалов; участия курсантов в заочных Интернет-конференциях (например, «Студенческий форум РАЕ», в котором успешно принимают участие курсанты академии, под руководством преподавателей кафедры иностранных языков); реализации компьютерного тестирования; решения задач и ситуаций с использованием информационных технологий и др. Приведем ряд примеров.

В аудитории на кафедре иностранных языков оборудован лингафонный кабинет на базе программного обеспечения «Диалог NIBELUNG». Описываемые в научной литературе примеры информационных технологий, предусматривающих общение обучающихся со студентами других вузов при участии в Интернет-форумах в режиме онлайн, для курсантов военных вузов невозможны ввиду специфики вуза. Широкий спектр возможностей лингафонного кабинета позволяет в игровой форме воссоздать желаемую среду дистанционного общения с целью решения поставленных на занятии задч. Кроме того, преподаватель создает электронный журнал на каждую группу обучающихся, в котором отражается динамика успеваемости курсантов, выполненные занятии работы, результаты проводимых тестирований. Преимуществом наличия у преподавателя таких данных является возможность коррекции индивидуальных заданий для курсантов с учетом их успехов и возможных затруднений1.

Наличие возможных пробелов в знания позволяют выявить различные виды контроля, в том числе и компьютерное тестирование.

Компьютерное тестирование используется нами как средство индивидуального объективного контроля учебных достижений курсантов, позволяющее проверить знания по изучаемым темам, обеспечивающее легкость статистической обработки результатов. Задействуется и обучающая функция тестирования. Система компьютерного тестирования позволяет присоединить к тесту, предназначенному для самопроверки, учебно-справочный материал по тесту, список литературы, необходимые термины и т.п., предназначенные для самоконтроля, самообучения.

Однако такое тестирование всегда ограничено по времени, поэтому предлагаемые задания не должны быть излишне трудоемкими, они должны быть нацелены на проверку владения ключевыми умениями.

3.Акцент на деятельностный компонент обучения.

В психолого-педагогической литературе самостоятельная деятельность обучающихся рассматривается как средство самоорганизации, самообразования, профессионального саморазвития5.

Попробуем предложить некоторые приемы, позволяющие придать учебному занятию, которое организовано с использованием информационных технологий, интерактивный, проблемный, поисковый характер. Остановимся на основных аспектах подготовки и проведения практических занятий.

Популярным средством активизации практических занятий является использование мультимедийных презентаций. К таким учебным занятиям должен предъявляться ряд требований. Во-первых, следует отметить, что в основу создания содержания презентации, должна быть положена проблема (теоретическая или практическая), которая может рассматриваться с разных сторон. Преподаватель обсуждает проблемные вопросы с обучающимися, обогащая их опыт научными смыслами. При этом, лаконичные формулировки, уместно поместить в текст презентации. Во-вторых, презентация может предоставлять обучающимся опору для их индивидуального восприятия информации (краткая запись, выделение ключевых понятий, выявление личностных), иначе не будет происходить осмысление и запоминание учебного материала. Главными принципами создания мультимедийных презентаций могут выступать образность, структурированность учебного материала, выделение ключевых понятий, эмоциональная поддержка (видео, звук, графика).

Важнейшей формой процесса обучения в военном вузе выступает самостоятельная деятельность курсантов, требования к организации которой определены в приказе Министра Обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”»4. Именно грамотно проводимая, не только педагогами вуза, командирами подразделений, но и на старших курсах самими курсантами работа будет способствовать тому, что выпускник военного вуза будет обладать не только общими и профессиональными компетенциями, но и готовностью к самостоятельной деятельности. Иными словами будет способен к адаптации в динамично меняющейся обстановке, принятию самостоятельных решений в своей профессиональной деятельности, на базе своего образовательного потенциала. При организации самостоятельной работы курсантов, компьютерные средства могут быть использованы для реализации следующих видов деятельности обучающихся: подготовка к практическим занятиям; выполнение домашних заданий; самостоятельная работа над отдельными темами учебной дисциплины, в соответствии с программой; работа с дополнительной литературой; написание выпускных квалификационных работ; проведение учебно-исследовательской работы, например, в рамках работы в ВНС; самопроверка знаний и умений. При этом компьютер может использоваться для: электронного представления основного и дополнительного учебного материала; визуализации изучаемых тем; выдачи справочной информации; проведения тестирования[3]. Примеры решения задач и выполнения заданий для курсантов должны сопровождаться описанием приемов самопроверки, критериев правильности решения, типичных ошибок, что позволит обучающимся перейти от деятельности по образцу к самостоятельному конструированию решения [2].

Преподаватель в момент самостоятельной работы курсантов выполняет консультативную функцию, лишь управляя процессом в силу необходимости. Однако необходимо помнить, что "управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой" [5].

Информатизация создаёт дополнительные возможности для стимулирования творческого мышления обучающихся, усиливает значимость их самостоятельной работы, упрощаются контроль и самоконтроль индивидуальной работы.

Необходимо учитывать важные условия эффективности информационных технологий как средства интенсификации процесса обучения в военном вузе. Прежде всего, компьютер не противопоставляется преподавателю, он позволяет использовать те преимущества информационных технологий, которые превосходят возможности человека и не могут быть обеспечены обычными средствами наглядности. Кроме того, деятельность обучающегося на занятии меняется от пассивной (репродуктивной) на активную, через включение его в контекст будущей профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Зимина О.В. Дидактические аспекты информатизации образования // Вестник Московского университета. Серия 20. – 2005. – № 1. – С. 17-66.

2 Вилотиевич М. От традиционной к информационной дидактике // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2003. – № 1. – С. 46-48

3.Сиренко С.Н. Качество университетского образования в контексте междисциплинарного диалога естественно-математических и гуманитарных наук // «Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: тезисы докладов II международного Конгресса, 14-16 мая 2008 г. В 2 т. Т.2 / отв. ред. Р.С. Пионова. – Минск, МГЛУ, 2008. С. 88-91

4.. Приказ Министра Обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”»

5 Санжаева Р.Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестн. Бурятского гос. ун-та. 2016.№ 2. С. 6-16.

Просмотров работы: 531