ИСКУССТВО СИЛУЭТНОЙ ГРАФИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСКУССТВО СИЛУЭТНОЙ ГРАФИКИ

Строкина Н.М. 1, Валькевич С.И. 1
1Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Графика – один из видов изобразительных искусств. Силуэт является одним из видов графики. История искусства силуэта восходит к петроглифам – наскальным рисункам, росписям древнегреческих ваз, куклам восточного теневого театра, архитектурной резьбе по дереву. Очень древняя силуэтная традиция существует в Китае. Классический китайский силуэт – это композиция тонко вырезанная из бумаги. В XVIII в. этот вид искусства пришел в Европу и дал жизнь целой волне силуэтной моды. Впоследствии искусство силуэта стало светским, приобрело аристократический лоск. Оно прошло весь путь эволюции художественных стилей. Есть силуэты в стиле готики, барокко, классицизма, романтизма и эклектики. Целую галерею силуэтных шедевров оставили нам модерн и конструктивизм. Гравюра на линолеуме, пришедшая к нам на рубеже 1950-х и 1960-х гг., также породила множество интересных произведений силуэтной графики. Среди поклонников силуэтного искусства А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, Виктор Гюго и даже В.В.Маяковский. Все созданные ими силуэты были одноцветными. Французский художник-силуэтист Теофиль-Александр Стейнлен ни разу не побывав в Петербурге, стал для деятелей культуры города на Неве в высшей степени важной фигурой. Без влияния Стейнлена силуэтная графика Петербурга – Петрограда пошла бы по другому пути. В годы Первой мировой войны Петроградские журналы наперебой публиковали карикатуры и социально ангажированные рисунки в стейнленовской манере. Самый известный образ, вышедший из под его пера – это силуэт черного кота, завоевавший поистине фантастическую популярность не только во Франции, но и за ее пределами. В 1887 году парижанин Родольф Сали создал кабаре под названием «Черный кот», и Стейнлен стал штатным оформителем этого кабаре. Он получил задание «растиражировать» этого кота, поместить его изображение на салфетки, занавески и другие имеющиеся в кабаре предметы. Стиль этих вещей постепенно приобретал единство и цельно-оформленность, закреплялся в сознании парижан. В Россию силуэт пришел из Франции в середине XVIII века, и этим событием мы обязаны художнику Ф.Сидо, который специально был приглашен для портретирования Екатерины II и ее приближенных. Большое количество портретов выполнил Иоганн Антинг, сочетавший мастерство превосходного силуэтиста с карьерой адъютанта и биографа фельдмаршала А.В.Суворова. Усилиями этих художников был создан блестящий памятник силуэтного искусства – альбом «Двор императрицы Екатерины II» (1799). Силуэт сразу стал фактом дворянской культуры. Искусству силуэта обучали в пансионах. Одиночные и групповые силуэтные портреты украшали стены покоев в богатых дворцах и жилищах средней руки, ими были заполнены дамские альбомы. В 1898 году в Петербурге возникло объединение «Мир искусства» – кружок талантливых и образованных людей. Самыми известными силуэтистами считаются Георгий Нарбут и Елизавета Кругликова. Замечательные композиции создавал Мстислав Добужинский. Талантливые силуэты выходили также из-под пера Александра Бенуа и Анны Остроумовой-Лебедевой. В 1920-е годы силуэт в СССР начал превращаться в искусство эмблем и политических символов. Возрождением традиций силуэта взялась группа энтузиастов, которую возглавила жительница Москвы Лариса Львовна Руденко – преподаватель, человек разносторонних дарований. Именно благодаря энтузиазму людей, любящих силуэтное искусство, на базе школы имени А.С.Пушкина осуществились сразу несколько проектов. В этой школе были созданы театр теней и студия «силуэтно-вырезальщицкого» искусства. Начиная с 1930-х годов силуэт был практически лишен права на существование в качестве художественного направления. На рубеже 1950-х и 1960-х годов в СССР наметилась мода на творчество Анри Матисса. Художника уже не было в живых, но его яркая гамма и необычные приемы композиции притягивали любителей искусства во всем мире. Этот художник был страстным вырезальщиком из бумаги. Его изображения на первый взгляд казались грубоватыми, словно он режет не из цветной бумаги, а из металла, да еще тупыми ножницами. Таких художников называли декупажистами (в переводе с французского – вырезальщиками). Для Матисса были очень важны традиции стран Востока и Африки. Особенно увлекались художники его поколения африканской скульптурой. Постепенно черные фигуры с острыми контурами проникли и в живопись, и в книжную графику. Силуэты в африканском стиле появлялись на обложках и страницах книг, которые не имели никакого отношения к Африке. Это еще одна неразгаданная тайна притягательности силуэтного искусства. Силуэт, по словам искусствоведа А.А.Сидорова – «торжествующая двухмерность». Предмет, изображенный в силуэтной композиции, приобретает высокую степень обобщения. Отметается все мелкое, дробное, второстепенное, и наоборот, подчеркиваются его отличительные черты, выявляется монументальность. Настоящий классический силуэт вырезается из черной бумаги и наклеивается на белый фон. Рисованный силуэт, то есть раскрашенный тушью, никогда не сравнится с резанным. Резанный силуэт – это как вдохновение, как графический экспромт. В нем сосредоточена энергия мгновенного и безошибочного постижения формы. Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов – черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия. В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию.
Просмотров работы: 637