Согласно теоретических сведениям имидж представляется как преподнесение внешней формы какого-либо объекта или лица. В Большом энциклопедическом словаре имидж трактуется, как целенаправленно формируемый образ призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо, в целях популяризации рекламы [2]. В своей основе имидж опирается на фирменный стиль, распространенный для данной компании.
Истоки формирования фирменного стиля берут начало в недрах промышленного дизайна. Период с 1925. С ростом материального благосостояния в США, затем в 1927 г. вперед Великой депрессии, у производителей и рекламных специалистов сформировалось мнение о том, что изменение стиля и внешнего вида товаров может стимулировать спрос на рынке в условиях возрастающей конкуренции. Это положило начало новому направлению – промышленному дизайну, целью которого стало появление нового типа потребления, когда из двух вещей покупают не ту, что практичнее и качественнее, а ту, что лучше оформлена [3]. Иными словами, при равенстве потребительских свойств предпочтение отдается товару, который более привлекателен с эстетической точки зрения.
Таким образом, процесс развития представлений о роли имиджа в процессе корпоративной рекламы прошел определенный путь в своем развитии.
Общей тенденцией в историческом развитии роли корпоративного имиджа нашел отражение в отождествлении представлений о корпоративного имиджа и понятием «фирменного стиля» имиджа.
В ходе данного процесса были также сформулированы следующие тенденции:
1) фирменный стиль, дизайн и эстетичность стали частью системы корпоративной рекламы;
2) дизайнеры и имидж – консультанты стали заниматься не только вопросами полиграфии и дизайна, но и рассмотрением поведения потребителей и маркетинговой стратегии;
3) фирменный стиль, как и любой организации или ее отдельной марки стал предметом стратегического планирования при определении направлений дальнейшего развития [1].
В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Имидж относят к таким социальным реальностям, как человек, группа людей или организация и результатам их деятельности.
В психологии рекламы имиджем объекта составляется за счет рационального или эмоционального характера (о человеке, предмете, системе), возникшее в психике группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта [4].
В современном трактовании (с английского image) имеет множество значений и оттенков. Среди них следует выделить не только традиционно отмечаемые - «образ», «изображение», но и такие значения, как «олицетворение», «представление» (о чем-либо), «репутация», «престиж» [1]. Следует отметить и такое словосочетание, используемое в англоязычной литературе, как «imagebulding» - в смысле «создание репутации», «лица» фирмы. Эти значения в большей степени соответствуют пониманию имиджа.
Технология создания имиджа в рекламе предполагает активное использование двух направлений:
1. Описательное (или информационное), представляющее образ компании.
2. Оценочное, существующее как побуждающее оценки и эмоции, вызываемые информацией, различной интенсивности, несущей определенную эмоционально-психологическую реакцию.
Оценка и образ имеют условные концептуальные различия и неразрывную связь. Основой структуры является создание позитивного имиджа, повышающего конкурентоспособность, привлекающего внимание общества, увеличивающего объем сторонников, что позволяет активизировать финансовые, информационные, человеческие и материальные ресурсы.
Функционально имидж включает:
- информирование - предоставления информации окружающему социуму, удовлетворения естественной потребности людей в обладании знанием об окружающем мире;
- воздействие - изменения отношения и поведения окружающих, направленных на предприятие (увеличение числа потребителей и клиентов, улучшение взаимодействия с государственными и общественными организациями и т.д.);
- согласование - формирования общей картины окружающего мира через имиджевую полиграфическую рекламу.
Имиджевая полиграфическая реклама может использоваться для достижения многих целей, в их числе можно назвать следующие:
- сообщить общественности о деятельности фирмы;
- определить конкурентное место фирмы на рынке;
- привлечь инвесторов;
- привлечь квалифицированных специалистов;
- поддержать пошатнувшийся имидж.
Основная цель имиджевой полиграфической рекламы – это информирование о себе целевой группе, создание своего положительного имиджа [3].
Как правило, в российской рекламной практике имиджевую полиграфическую рекламу могут позволить себе фирмы с устойчивыми позициями на рынке, а значит, и с устойчивыми доходами.
Основными задачами имиджевой полиграфической рекламы являются: создание у широкого круга потребителей благоприятного мнения о компании; убеждение в том, что деятельность компании приносит пользу обществу; формирование у потребителей ассоциации имени компании и ее товарного знака с высоким качеством товаров и услуг; повышение осведомленности потребителей о компании, создание мнения о компании, как о крупной, преуспевающей фирме.
Имиджевая полиграфическая реклама включает в себя создание фирменного стиля и разработку легко узнаваемого фирменного знака – логотипа. Сюда входит изготовление визитных карточек, фирменных бланков (необходимых для написания коммерческих предложений, участия в тендерах и т.д.), папок, уголков, конвертов для рассылки информационного материала. Также изготовление и повсеместное распространение печатных материалов с логотипом фирмы, указывающего на поставщика техники и создающего положительный стереотип восприятия фирмы.
Любые печатные материалы, любые товары, поставляемые фирмой желательно, чтобы несли на себе фирменные знаки, узнаваемые клиентом и указывающие на принадлежность к фирме. Это, безусловно, «непрямой» вид рекламы, однако самый долгосрочный – он не призывает клиента к немедленной выгодной покупке, но долгое время напоминает о фирме, работает на создание имиджа фирмы, как стабильного и надёжного партнёра.
К этому же направлению рекламы относятся изготовление сувенирной поздравительной продукции, приуроченной к праздничным датам. Это могут быть поздравительные открытки, календари, различные сувениры, распространяемые среди клиентов фирмы и потенциальных клиентов и работающие на формирование положительного восприятия фирмы.
Вся имиджевая полиграфическая продукция, вне зависимости от размера и формы, должна быть выполнена в едином художественном стиле.
Выделим несколько основных преимуществ: наличие фирменной символики; наличие концепции; вся имиджевая полиграфическая продукция выполнена в едином художественном стиле, что позволяет выделить фирму или предприятие на рынке услуг: такая реклама является отличным инструментом для эффективной борьбы с конкурентами, так как разработанная имиджевая полиграфическая реклама дает широкие возможности для развития бизнеса. В настоящее время многие предприятия охотно вкладывают средства в изготовление полиграфической продукции, способной принести доход уже в ближайшем будущем. Полиграфическая реклама, выполненная на высоком профессиональном уровне, имеет большой потенциал в сфере продвижения продукта на рынке.
Список использованных источников
1) Алешина И.В. Корпоративный имидж/ И.В. Алешина// Маркетинг. – 1998. – 34 с.
2) Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2000. – 1456 с.
3) Рогожин М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Альфи-Пресс», 2010. – 208 с.
4) Шуванов В.И. Психология рекламы/ В.И. Шуванов. – М.: Феникс, 2003. – 185 с.