Понятие «рекламная кампания» является достаточно используемым в сферах предпринимательства, бизнеса, микроэкномики, маркетинга, медиа и др. В каждой из сфер акценты в определении понятия могут смещаться, концентрируя внимание на наиболее значимых, с точки зрения сфер деятельности, содержательных аспектах. В данной статье мы будем рассматривать рекламную кампанию через призму креативной составляющей.
Критерием качества креативности являются: новаторство, оригинальность подачи, лучшее запоминание и мотивирование к действию.
Многие используют слово «креатив», не осознавая это понятие. «Креатив» («креативность», «креативщик / креативная личность») – согласно различным источникам рунета (от англ. созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и, входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем [1].
Неоспоримым фактом является то, что вовлеченный в какой-либо процесс человек, как правило, заинтересован в результате гораздо больше, чем просто наблюдатель. Таким образом, принцип вовлечения потенциальных потребителей в процесс достижения цели (чаще всего система скидок, подарочная продукция или услуги и т.д.) является самым эффективным в рекламной кампании. Путь к желаемой скидке или бесплатному подарку может быть различным. Такие акции предусматривают простейшие задания для покупателей, это могут быть: регистрация на официальном сайте фирмы, ответ на предлагаемую анкету, приглашение друга, накопление баллов при покупках, сбор фирменной продукции в определенном количестве и т.д.
Все вариации акций, где покупатель должен выполнить те или иные задания являются квестом. Квест (английское “quest”, поиск) – это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое – то поручение [2]. Вариации квестов заполняют практически все ниши нашей жизни. Самый очевидный пример процветающего бизнеса – это квест – аттракцион. Помещение с многообразными тематиками завлекают людей тем, что посетители могут перевоплощаться и участвовать в сюжетах с неограниченной вариацией. Посетитель аттракциона становятся частью процесса, они чувствуют, что от их решения зависит результат и понимают свою значимость. Но все люди, так или иначе, двигаются по определенному сценарию, и чем больше возможных вариантов событий от действий, тем интереснее становится для посетителей.
Существуют квесты следующих видов:
Квеструм или эскейп-рум. Это классический вид квеста. Команду от 2 до 5 человек закрывают в помещении, из которой нужно выбраться за час. Данный вид особо популярен в России. Такие аттракционы чаще всего создают по тематике фильмов или книг. На российском рынке представлены жанры:
Приключение
Хоррор
Фэнтези
Комедийные квест – румы – это жанр, который на российском рынке не представлен. Такие квесты бывают последовательные и нелинейные. В первом случае нужно разгадывать одну загадку за другой, а в нелинейном виде существует множество вариантов развития событий, способствующих различным результатам.
Ролевые игры. (Живые квесты). В них нет привязки к комнате и помещению. Главное – взаимодействие с другими персонажами. Участник получает роль, перевоплощаясь в другого человека. В новом образе участнику нужно решить задачи и достигнуть определенных целей. Суть такого жанра – непредсказуемость. Исход может быть абсолютно разным, т.к все зависит напрямую от участника, его поведения и характера. Нет никаких подсказок и конкретного сценария, есть только образ и цель.
Городской квест. Действие происходит в условиях города или района, нет комнат. Похож с первым видом по типу проведения.
Квест-перфоманс. В этом квесте участвуют актеры и задают ритм и атмосферу квеста.
Виртуальная реальность. Редкий вид в России, но очень востребован в западных странах. Участник находится в виртуальности, но может взаимодействовать, при этом передаются ощущения, которые в жизни испытать достаточно сложно (например, полет в невесомости).
Лабиринт. Основное задание – пройти лабиринт, преодолевая различные препятствия. Яркий пример тому – Лабиринт Страха, где основное задание – дойти до конца лабиринта.
С закрытыми глазами. Участникам завязывают глаза и они должны решать задания только оставшимися органами чувств.
Экшн. Заходя в квеструм, каждого игрока предупреждают, что силу применять не надо, физической нагрузки не будет. В экшен – квесте все наоборот, сила, выносливость и скорость – это как раз то, что нужно участникам.
Детский квеструм. Предназначен для детей. Хотя, при большом желании, любой взрослый, который чувствует себя ребенком внутри, сможет попробовать свои силы [3].
Рекламная кампания, созданная по системе квеста, является самой продуктивной и действенной, т.к. это способ показать человеку его значимость и уникальность личности, хотя все его действия уже распланированы и предусмотрены заранее, дабы подвести его к результату, который преследуют создатели рекламной кампании (РК). Лучшая реклама будет работать тогда, когда ее не видят и не рассматривают как таковую. Процесс игры отлично маскирует все рекламные послания в подсознание потребителей. Участники думают, что они всецело руководят процессом, но это всего – лишь чужой сценарий.
Рекламные квесты, которые еще пару лет назад были на рынке огромной редкостью и инновацией, сейчас – обычное дело. Многие платят организаторам квестов, чтобы они разместили их информацию у себя в виде листовок, афиш или видео – рекламы. Другие внедряют продукцию в задания квеста, чтобы посетители не просто увидели, а использовали продукцию и работали с ней. А третьи и вовсе пытаются изменить образ мышления своей целевой аудитории [4].
Яркими примерами использования квестов в рекламных кампаниях выступают квесты от Google, Ford и др., когда мировая индустрия рекламы достигает прекрасных результатов в привлечении потребителей.[5,6].
Использование квеста в качестве средства привлечения целевой аудитории в рекламной кампании – не является прерогативой коммерческих организаций. В социуме, в том числе в образовательной сфере, нарастает тенденция использования методов, позволяющих вовлекать ЦА в некую деятельность. В данном случае речь идёт об использовании в рамках креативной составляющей рекламной кампании квеста.
Рассмотрим поэтапную последовательность разработки и внедрения данной формы рекламно-маркетингового инструментарии в деятельность образовательной организации.
Итак, прежде всего необходимо:
– определить цели и задачи будущего проекта
– целевую аудиторию
– определить тематику и продолжительность квеста
– условия реализации квеста и участия аудитории.
В качестве примера нами разработан план создания квеста для учебного заведения.
Цель квеста – привлечение абитуриентов.
ЦА: молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.
Тематика: определяется онлайн голосованием в группах родственной тематики.
Количество квестов: 2.
Продолжительность проведения 1 квеста: 2,5 часа.
Условия проведения: квест проходит на территории учебного заведения.
Условия прохождения квеста: индивидуально и в командах по 5 человек, сформированных самостоятельно или на усмотрение организаторов.
Предварительная подготовка к прохождению квеста: информационная поддержка и возбуждение интереса к проекту через социальные сети, посредством проведения конкурсов и викторин онлайн.
План по проведению РК для учебного заведения:
Составить опрос на выбор тематики квеста («Гарри Поттер», «Вселенная Тима Бёртона», «Игра престолов», мультфильмы «Хаяо Миядзаки», «Остановка времени») в жанрах мистика, ведьмы, гадание. В опросе будет описание каждого вида квеста.
Анализ аналоговых квестов.
Подготовка группы ВК в выбранном формате, наполнить тематическим контентом, запустить ряд конкурсов и викторин онлайн.
Создать реквизит для проведения квеста, включающий адаптированную под тематику информацию об учебном заведении.
Подготовить площадку на базе учебного заведения, запустить тестирование на фокус – группе. По результатам исправить недочеты.
Провести первый запуск на потенциальных абитуриентах.
Провести опрос участников. Сделать SWOT анализ.
Сравнить эффективность с количеством абитуриентов прошлых лет.
Таким образом, данный проект поможет выявить результативность от подобного вида рекламной кампании, повысит количество абитуриентов, поможет доказать эффективность и целесообразность проведения подобных мероприятий на базе учебного заведения.
Список использованных источников:
Маркетинговое агентство Life-Marketing [Электронный ресурс] // URL: www.life-marketing.ru/life-marketing/advertising (Дата обращения: 18.12.2016).
Онлайн справка «Что такое квест?» [Электронный ресурс] // URL: www.help.ordenmira.ru/quests/about.htm (Дата обращения: 18.12.2016).
Все о квестах «Extra reality» Электронный ресурс] // URL: http://extrareality.ru/blog/vidy-kvestov (Дата обращения: 19.12.2016).
Организация по проведению квествов «QUESTME. Найди свой квест» [Электронный ресурс] // URL: http://questme.ru/article/posts/kak-kvesty-ispolzuyut-dlya-reklamy/ (Дата обращения: 20.12.2016).
Маркетинговое пространство VC.RU [Электронный ресурс] // URL: https://vc.ru/p/google-quest (Дата обращения: 22.12.2016).
Официальный сайт Ford для России [Электронный ресурс] // URL: http://www.ford.ru/AboutFord/News/Vehicle/2016/Vhcl_160628 (Дата обращения: 22.12.2016).
Организация по проведению квествов «Мир квестов» [Электронный ресурс] // URL: http://mir-kvestov.ru/ (Дата обращения: 22.12.2016).