ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА Н. К. РЕРИХА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПОИСК РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА Н. К. РЕРИХА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ПОИСК РЕШЕНИЯ

Мурашко Я.М. 1
1Многопрофильная школа 1955
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
"Художники - глаза человечества. Они идут впереди толпы людей по темной пустыне, наполненной миражами и привидениями, и тщательно ощупывают и исследуют каждую пядь пространства. Они открывают в мире образы, которых никто не видал до них. В этом назначение художников.

Люди всегда видят в природе только то, что раньше они видели в картинах. Поэтому-то новая картина, передающая природу с новой точки зрения, всегда кажется сначала неестественной и непохожей на правду. Но потом вновь открытые видимости сами переходят в число миражей человечества".

Максимилиан Волошин "Искусство и искус". [1]

Николай Константинович Рерих – известный во всем мире великий художник, ученый, путешественник, культурный и общественный деятель, философ-гуманист.

Рерих – автор 27 книг, среди его работ также статьи, очерки, стихи.

Рерих – выдающийся исследователь. Путешественник, ученый, археолог. Организованная им Центрально-Азиатская экспедиция стала крупнейшим достижением в области географических исследований планеты.

Николай Константинович Рерих – один из создателей Института Гималайских исследований «Урусвати», научного учреждения нового типа, где с 1928 по 1940 год проводились обширные исследования, основанные на синтезе научных достижений Запада и Востока.

Рерих был первым, кто поднял голос в защиту творений человеческого гения. С его именем связано создание Пакта Рериха - первого международного договора, посвященного защите культурных ценностей человечества. Этот договор явился выдающимся вкладом в мировую культуру. Пакт Рериха лег в основу Международной конвенции 1954 года, подписанной большинством стран мира. Символом Пакта стало предложенное Рерихом Знамя Мира – знамя объединения всех людей во имя культуры.

Рерих возглавлял различные культурные объединения и центры. При его жизни несколько десятков Обществ его имени работали на ниве культуры, искусства и знания. Он сотрудничал с лучшими представителями культуры и науки: В. Стасовым, И. Стравинским, Р. Ролланом, Р. Тагором, Б. Шоу, Т. Манном, Г. Уэддсом, Р. Кентом, А. Энштейном и многими другими.

Рерих был удостоен самых высоких званий и наград, в числе которых были: русские ордена Св. Станислава III степени, Св. Анны, Св. Владимира, югославский орден Св. Саввы I степени, высшая награда Франции – Орден Почетного Легиона, Королевский шведский орден I степени.

Но прежде всего Николай Константинович Рерих известен как художник. Он создал более семи тысяч полотен, многие из которых украсили лучшие музеи мира.

Каждый значительный художник прошлого имеет для нас познавательную ценность, так как в его творчестве отражается история. Произведения Рериха – это синтез творчества и научных изысканий в области истории и археологии. Максимилиан Волошин писал про живопись Рериха: «…Эти пейзажи несут в себе информацию об истории и праистории изображаемого уголка земли…» [2]. Также Волошин развил идею об историческом пейзаже, как жанре живописи Николая Константиновича Рериха. Волошин отмечает, что Рерих «чувствует геологические эпохи больше, чем исторические, и о человеке он знает больше из археологических раскопок, чем из текущей жизни. Те пути, которыми он идет в области воссоздания северного исторического пейзажа, еще никем до него не пройдены и принадлежат ему одному»[2].

Творчество Николая Константиновича Рериха вызвало у меня интерес и желание узнать больше о его жизни, семье, мировоззрении. Посещение музея Рериха в Москве и знакомство с работами художника, побудило к прочтению его книг, где Николай Константинович достаточно подробно описывает учебу в Академии художеств, работу над картинами, объясняет выбор сюжетов для своих полотен.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Мне, как художнику, была интересна именно творческая сторона наследия этого многогранного человека. Однако, проведя исследование, я сделала вывод, что все области, которые увлекали Николая Константиновича, соединились в его живописи.

Исследуя творческое наследие Николая Рериха, меня заинтересовали его научные экспедиции. Мне показалось необычным многообразие целей экспедиций Рериха, которые обычно бывают либо геологическими, либо имеют цель географических открытий, исследований флоры или фауны региона. Экспедиции, возглавляемые Николаем Константиновичем Рерихом, имели не только целый спектр научных целей, но также являлись материалом на создания живописных полотен. Особенно интересными мне показались картины, созданные во время Центрально-Азиатской экспедиции. Я обратила внимание, что Алтайский период Центрально-Азиатской экспедиции недостаточно освещен. В книге Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи» путевой дневник путешествия по Алтаю занимает всего несколько десятков страниц. Посещая музеи в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Верхнем Уймоне, я обратила внимание, что этюдов с изображением горы Белухи нет ни в одном из них, хотя все биографы Николая Константиновича писали, что он рисовал даже по дороге, в седле, и постоянно возил с собой ящики для картона и этюдник. Фотографий этого периода также мало, хотя фототехника всегда использовалась Рерихами и другие периоды их жизни освещены большим количеством фотографий. Также не сохранилось никаких публикаций в газетах этого периода. Кинопленки, снятые Юрием Рерихом про жизнь на Алтае, погибли во время вынужденной зимовки на тибетском нагорье в 1927 году. Есть версии, что и документальные фотографии, и этюды Н.К. Рериха также или погибли, или не были сохранены и перешли в неизвестные руки.

Поэтому, я считаю необходимым создание нового объекта - картины из жизни Николая Константиновича Рериха современными изобразительными средствами, так как такое произведение восполнит недостаток визуального материала по Алтайскому периоду Центрально-Азиатской экспедиции и даст больше впечатлений об экспедиции тем, кто интересуется творчеством Николая Рериха.

Для этого в годовщину 90-летия пребывания Рерихов на Алтае было решено повторить алтайский сегмент маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рериха с целью создания серии натурных этюдов природы горного Алтая в местах, которые предположительно посетил Николай Рерих.

«…Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, не объяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но, тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать…», писал Николай Рерих [3].

Был разработан маршрут по Алтаю, схожий с маршрутом Н.К. Рериха в 1926 году, в период с середины июля- до середины августа (в такие же сроки, как и экспедиция Рериха, чтобы достоверно передать состояние природы в это время года).

Мурашко Ярослава. Поселок Усть-Кокса. Холст, масло, 30х50. 2016

Экспедиция Николая Рериха выехала из Москвы 22 июля 1926 года: поездом до Новониколаевска (теперь Новосибирска), а оттуда 27 июля пароходом по Оби до Барнаула, далее в Бийск и в Верхний Уймон. Наша экспедиция вылетела из Москвы самолетом до Новосибирска также 22 июля. Вечером сели на поезд и к утру были в Бийске. Далее, сев на автобус, мы отправились в Усть-Коксу. Экспедиция Рерихов тоже там останавливалась. Зинаида Фосдик пишет: «… Поздно ночью, промокнув до костей, приехали Коксу или в Усть-Коксу…» [4].

Переночевав в Усть-Коксе, мы переехали в Верхний Уймон, где в доме Вахрамея Атаманова на две недели останавливалась экспедиция Н.К. Рериха, совершая радиальные выезды с исследовательской целью по округе. Точных данных об этих маршрутах нет. Зинаида Фосдик в дневниках упоминала, что намечаются две поездки к Белухе. Рерих писал: «…Вода в Аккеме молочно-белая. Чистое Беловодье. Через Аккем проходит пятидесятая географическая широта…»[5]. Это говорит о том, что экспедиция скорее всего была у Белухи. К Белухе ведет три дороги:

  • Тропа, проходящая вдоль реки Аккем, или Ороктойская тропа (протяженность маршрута 58 км).

  • Тропа, идущая по долине реки Кучерлы (протяженность маршрута 73 км)

  • Третья начинается в долине реки Кучерлы, а затем уходит по ее притоку ручью Куйлу на водораздельное плато и далее через перевал Каратюрек (3060 м) спускается к Аккемскому озеру у северного склона Белухи.

Все эти тропы начинаются в поселке Тюнгур, находящемуся в 60 км от Верхнего Уймона.

Мурашко Ярослава. Поселок Тюнгур. Холст, масло, 30х50. 2016

Л.В. Шапошникова, повторяя маршрут Рериха, считает, что Центрально-Азиатская экспедиция прошла «… по реке Кучерле, к подножию Белухи… [6].

Первая тропа проходит через перевал Кузуяк, который ниже и легче проходим, к тому же тропа короче. Но, тропа пешеходная. Так как экспедиция шла на лошадях, по этой тропе она пройти не могла.

Самая короткая тропа третья, она богата видами, но опасна в плохую погоду. Если Белуха открылась Рерихам и погода была хорошая, я полагаю, что экспедиция прошла именно по этой дороге, по которой на лошадях можно пройти за один переход.

Мурашко Ярослава. На Ороктойской тропе по пути к Белухе. Холст, масло, 40х60. 2016

Так как мы шли пешком и все вещи несли на себе, то решено было идти по Ороктойской тропе с полными рюкзаками, а по Кучерлинской тропе идти в обратную сторону. Так как практически каждый день шли дожди, и был туман, по верхней тропе идти было опасно.

Так как основной задачей нашей экспедиции было погружение в пространство, 90 лет назад преодоленное Николаем Рерихом, и передача художественными средствами своих впечатлений, решено было сделать серию работ маслом.

«…Описание Центрально-Азиатской экспедиции было бы неполным без упоминания еще одной из вех, не менее важной, чем предыдущие. С этой особенностью сталкиваешься буквально в первые же часы пребывания на маршруте рериховской экспедиции. Сталкиваешься с Красотой. Весь путь экспедиции был красив. Красота жила в скалах и сверкании горных снегов, в узорных листьях деревьев и голубизне горных рек, в прозрачности горного воздуха и в зыбучих песках, в жемчужных туманах и в разноцветье альпийских лугов. Она жила в людях, в их внешности, в их поступках. Это сочетание Красоты с большой буквы с исторической значимостью мест, по которым проходила экспедиция, поражало, заставляло задумываться и размышлять над ролью тех связей, которые существуют между природой планеты и историей обитающего на этой планете человечества…» [7].

Мурашко Ярослава. Аккемское озеро. Холст, масло, 40х60. 2016

Н.К. Рерих писал « … На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре, Уч-Орион. Сюре – жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру.…» [5]. Передвигаясь вдоль реки Аккем, уже на второй день мы увидели Белуху. По пути было две точки, откуда при хорошей погоде она открывалась во всей красе. С обеих точек были сделаны этюды. И все-таки все великолепие центра Евразийского материка, равноудаленного от четырех океанов, ждало нас впереди. Раз увидев, понимаешь, что Белуха действительно представляет собой магнит, который манит к себе своей красотой. «…Алтай-Гималаи, два полюса, два магнита…», - писал Рерих в путевом дневнике [5].

Мурашко Ярослава. Белуха в солнечный день. Холст, масло, 40х60. 2016

Добравшись до подножия Белухи и разбив лагерь, мы ежедневно делали радиальные выходы в поисках наиболее живописных точек. Предгорья Белухи покоряют своей красотой и ощущением первозданности природы.

Мурашко Ярослава. Река Аккем. Алтай. Холст, масло. 40х60. 2016

Краски в горах в это время меняются настолько стремительно, что стоит лишь на минуту отвлечься, как, повернувшись, застаёшь уже другие цвета и картины, возникающие при преломлении солнечных лучей сквозь плывущие по небу облака. Эта игра солнечного света в содружестве с ветром, вызывала порой удивительные действа в театре неба и облаков. Горы могли открыться и закрыться за день несколько раз. Особенно мимолетен и живописен здесь закат: это всего несколько минут, когда белые горы окрашиваются в розовый цвет низко опустившимся солнцем.

Мурашко Ярослава. Алтайский аил. Холст, масло. 30х50. 2016

За неделю пребывания у подножия Белухи выдавались лишь редкие моменты, когда мы могли увидеть все вершины Белухи без шапки облаков или дымки, скрывающей её белоснежные пики. Лишь в первый день гора предстала пред нами на фоне синего неба в блеске ледников.

За время пребывания в пути и на Аккемском озере было сделано 12 этюдов горы Белухи и окрестностей.

Обратным маршрутом был выбран путь вдоль реки Кучерлы через перевал Каратюрек, для того, чтобы пройти всеми возможными дорогами, какими мог в 1926 году пройти Николай Рерих и погрузиться в поток времени, идущий из глубокого прошлого в будущее через быстротекущий момент настоящего.

Рис. 1. Мурашко Ярослава. «Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха. Алтай». Фрагмент. Холст, масло, 100х70. 2016

Я считаю, что воссоздание картины из жизни Николая Константиновича Рериха современными изобразительными средствами актуально, так как такое произведение восполнит недостаток визуального материала по Алтайскому периоду Центрально-Азиатской экспедиции и даст больше впечатлений тем, кто интересуется творчеством Николая Рериха. Композиция на тему пребывания Н.К. Рериха на Алтае, выполненная в цвете, в отличие от черно-белых архивных материалов, поможет передать атмосферу экспедиции, а также красоту этого уголка России, которую стремился увековечить сам Николай Константинович, объяснит его интерес к Алтайскому краю. А также мотивирует зрителя изучить наследие Н.К. Рериха, прикоснуться к нетронутым богатствам России, совершить путешествие к предгорьям Алтайских гор, в сложный для России период испытать гордость от того, что родился и живешь в такой огромной, красивой и богатейшей стране.

Список литературы:

  1. М. Волошин. Лики творчества, «Искусство и искус».Серия "Лениздат-классика". Изд-во: "Лениздат". С-Пб. - 2014, 288с.

  2. Алимов С.А. «Нет одной дороги для всех…» Николай Рерих и Максимилиан Волошин: параллели и соприкосновения. Феодосийский альбом. (Литературно-краеведческая газета Юго-Восточного Крыма). 2009, №225, 16 января. С. 1-4.

  3. «Сердце Азии». В сб. Малое собрание сочинений. Николай Рерих. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 640 с, с. 5-123

  4. Фосдик З.Г. Мои учителя. Встреча с Рерихами. (По страницам дневника: 1922-1934). – М.: Сфера, 1998. – 800 с. (По Алтаю стр. 257-271)

  5. «Алтай-Гималаи»: [путевой дневник]. Николай Рерих. – СПб.: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015. – 415 с.

  6. Шапошникова Л.В. Алтай. По пути Рериха. Мир Огненный, 2/98, № 17. – с. 24

  7. Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. – М: Международный центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. – с.192

Просмотров работы: 643