Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Выделяются две группы детей, агрессивность которых имеет различную причину. Первую группу агрессивных детей отличает то, что родители не занимаются ими, дети предоставлены сами себе, между членами семьи существуют конфликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка подвергают строгим, и в том числе и физическим, наказаниям. Часто все члены семьи (родители и представители старшего поколения) употребляют алкоголь. Обычно в таких семьях отсутствует отец, если же он есть, то воспитанием ребенка не занимается. Отношение же матери к ребенку отличается неприятием его как личности, предъявлением завышенных требований к нему, подчеркиванием его неумелости, нетактичности. За любые, даже незначительные, проступки ребенка строго наказывают. О том, как переживают дети свое положение в семье, достаточно наглядно свидетельствуют их высказывания и рисунки. Как правило, у таких детей завышенная самооценка, причем, по мнению детей, мать ценит их ниже, чем они себя сами. Отец ценит их так же, как и они себя, или ниже, но все же более высоко, чем мать. Недостаток, а порой и отсутствие любви и признания со стороны родителей, вызывает развитие агрессивности как у мальчиков, так и у девочек.
Агрессивные дети из второй группы отличаются не только тем, что растут в социально благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотивацией, самооценкой). В отличие от детей первой группы, они не испытывают недостатка в любви и признании со стороны родителей. Характерной особенностью семей этой группы является то, что родители, чаще всего отцы или старшие братья юношеского возраста, сами проявляют агрессивность и враждебность по отношению к окружающему миру, не считаются с интересами других людей. Для воспитательной позиции родителей характерно стремление сделать из своего сына «настоящего мужчину». Родители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стремление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отношении себя. Отцы или братья считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя, для этого они записывают их в спортивные секции (преимущественно борьбы) или сами обучают «приемам». Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко наказывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы. У детей рассматриваемой группы завышенная самооценка, они ставят себя на первое место, при этом, как им кажется, оценка родителей (отца и матери) совпадает с их собственной.
Агрессивность детей второй группы определяется жизненной позицией родителей или других членов семьи, отличающейся потребительским отношением к окружающему миру, враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами. Такие ценности и установки впитываются, усваиваются ребенком и переносятся им на собственное окружение.
Природа агрессивности в обоих случаях совершенно разная: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и обусловлена неудовлетворением такой базовой потребности, кик потребность в любви и принятии ребенка родителями; во втором случае она является следствием усвоенных от родителей соответствующих ценностей и установок, агрессивных форм поведения.
Психологическая помощь должна быть направлена на преодоление внутренней изоляции, на формирование доброжелательного отношения к сверстнику, способности видеть и понимать других, умении выражать гнев приемлемыми способами.
При работе с агрессивными дошкольниками следует применить следующие технологии работы с детьми: ролевые (режиссёрские) игры, психотехнические освобождающие игры, сказкотерапия, релаксация.
Так как психологическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, то не должна ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая деятельность, организуемая психологом.
Одним из методов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, с детьми в кругу можно разыграть такую ситуацию: в гости пришли два медвежонка. На глазах у детей они поссорились, так как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже играл его товарищ. Пока медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за этого они поссорились еще больше. Психолог просит ребят помирить медвежат. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются парами детей, которые выступают в роли упрямых медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из создавшейся ситуации, например, закричать на друга, ударить, отобрать игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не должен критиковать и давать оценку предложениям ребенка. Напротив, он должен предложить детям этот вариант для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.
Также можно пригласить к детям в гости известных им литературных героев. Это могут быть, например, Мальвина и Буратино. Буратино поставил в тетрадь кляксу и не хотел мыть руки. В этом случае дети советуют Мальвине, как помочь Буратино стать послушным.
В режиссерской игре ребёнок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссёра. Ребёнок имеет возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. Выполняя психотерапевтическую функцию (ребёнок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за куклу – персонаж), эта игра решает ещё и педагогические коррекционно-развивающие задачи.
Поскольку агрессивный ребёнок сам руководит всеми куклами – «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свидетелями», - то он невольно встаёт на место каждого персонажа. То есть помимо «агрессора» ему приходится побывать в роли «жертвы», осознать её положение. Таким образом, в режиссёрской игре ребёнок учится оценивать конфликтную ситуацию с несколько точек зрения, находить различные варианты поведения в ней и выбирать приемлемый. Кроме того, у ребёнка развивается способность координировать своё поведение с поступками других людей.
Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряжённости ребёнка, на осознание им своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры (типа всевозможных «бросалок», «кричалок») являются своеобразным каналом для выпуска разрушительной энергии в социально приемлемой форме.
Например, игра «Цыплята». Агрессивному ребёнку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие–мелкие кусочки. Используя данные игры, необходимо вести специальную работу в четырех направлениях: работать с гневом, обучая ребенка общепринятым и безопасным для окружающих способам выражения своего гнева; обучать самоконтролю, вырабатывая у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность; работать с чувствами, учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим; прививать конструктивные навыки общения, обучая адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Сказкотерапия, как способ преодоления агрессивности, используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы. Можно использовать сказки об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в них описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
В результате сказкотерапевтических занятий ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Однако работа со сказкой строится следующим образом: чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению; рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка; драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Итак, важнейшим условием эффективной психологической помощи агрессивным дошкольникам является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения конфликтных ситуаций. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития. Поэтому следует выявлять неблагоприятные факторы со стороны семьи, осуществлять своевременную нейтрализацию этих неблагоприятных воздействий, формировать у агрессивных детей доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.
Список литературы.
Алексеева Л.С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России, 1994, № 2.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001
Вачков И.В. Сказкотерапия. М., 2015.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2012.