Одобрение и признание взрослых и сверстников является для ребёнка показателем того, насколько успешно проходит процесс вхождения в новую социальную ситуацию. Для того чтобы добиться признания, младший школьник должен вести себя по правилам, которые регламентируют его ролевое поведение. Кроме того, как отмечает В. С. Мухина, в сфере «ребёнок-взрослый» и «ребёнок-родители» возникают новые отношения «ребёнок-учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. Учитель с большей определенностью, чем в семье, предъявляет ребёнку нормативные требования. «Учитель становится для ребёнка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье» [5].
В связи с этим, проблема определение факторов, влияющих на процесс формирования и развития самооценки и уровня притязаний на признание окружающими младшего школьника в ситуации социального сиротства является актуальной.
Рассмотрим особенности развития самооценки у младших школьников от 9-10 лет.
Данный возраст характеризуется резким скачком в количестве негативных самооценок. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности окружающими, прежде всего взрослыми. С другой стороны, при целенаправленной работе по формированию самооценки младших школьников, уже к четвёртому классу у детей складывается представление о критериях оценки и стремление меняться в положительную сторону, соответствуя этим критериям.
В четвертом классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Заканчивается формирование фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте. Нельзя упускать из вида то, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.
Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте впервые происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности. Между 7-11 годами ребенок знает о том, что недостаток можно компенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий.
Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о развитии и формировании самооценки у воспитанников детских домов. Как показывают исследования, во многих случаях она может быть двух диаметрально противоположных уровней: либо очень низкой, либо чрезмерно завышенной. [3] Второй вариант выступает в качестве компенсации и защитного механизма [4]. Ребенку в условиях социального сиротства важно осознавать не только то, какой он есть на самом деле, но и то, насколько могут быть значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств осуществляется на основе тех ценностей, которые закладываются в бóльшей степени в той микросреде, в которой ребенок живет. На формирование ценностей у воспитанников данных школ оказывают влияние не только условия проживания в семье до момента изъятия из нее, но и условия его жизни и взаимодействия со сверстниками и воспитателями в закрытом учреждении.
Известно, что уровень развития самосознания, адекватность восприятия себя являются важнейшими сторонами личностной зрелости, во многом определяющими возможности ее самореализации [6]. Инфантильность выпускников детских домов, школ-интернатов к жизни в «взрослом мире», эмоциональная уязвимость и агрессивность во многом обуславливаются специфическим характером их «Я-концепции». Отсюда возникает необходимость в разработки теории и практики воспитания «Я-концепции» воспитанников учреждений закрытого типа
«Я-концепция», идентичность формируются у человека очень рано, в первые месяцы жизни, причем, как показывают специальные психологические эксперименты, у воспитанников детских домов этот процесс протекает иначе, чем у «семейных» детей, что может подтвердить эксперимент Н.Н. Авдеевой по известной методике Дж. Гэллапа. Известно, что к младшему школьному возрасту дети, лишенные родительского попечительства, приобретают весьма значительный опыт жизни в учреждении, так что к 7 годам дефицитарный опыт общения с близким взрослым кристаллизуется в своеобразии их самосознания. [1]
В сознании ребенка из интерната реальные родители идеализируются, а значит, снижается критичность восприятия их образа жизни и поведения. Негативные переживания и воспоминания, связанные с родителями и их поведением (пьянство, побои, конфликты) в сознании детей отступают на второй план, уступая место тоске по матери и стремлению вернуться к ней во что бы то ни стало. К сожалению, вопрос, связанный с влиянием идеализированных образов родителей социальных сирот на их личностное развитие и жизненный путь, не исследуется специалистами должным образом. Между тем, значимость этой проблемы очевидна. Образ родителя в психике ребенка-сироты, во многом определяет фундаментальные, базовые характеристики его личности. [7]
Исследуя поведенческие подструктуры самосознания социальных сирот по методике Дембо– Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан), было выявлено, что почти все показатели самооценки у подростков-сирот в отношении реального Я- образа, являющиеся индикаторами меры развития когнитивного компонента самосознания, находятся в пределах среднего уровня. Исключение составляет только шкала Уверенность в себе, показатели которой у большинства детей фиксируются как очень высокие. Показатели всех шкал в представлениях о Я- идеальном также имеют очень высокие значения. Уровень общей самооценки у младших школьников, воспитывающихся в детском доме, характеризуется как средний, в то время как общий показатель саморегуляции имеет малые значения. Можно предположить наличие эмоциональной неустойчивости младших школьников в условиях социально сиротства, о чем свидетельствуют колебания актуальной самооценки в пределах трех и более интервалов.
Тест на исследование самооценки (Л.П. Пономаренко) на базе Киреевской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором принимали участие ученики 4-го класса в количестве 10 человек, показал, что младшие школьники в условиях социального сиротства сводят свое отношение к себе к сравнению себя с другими, указывают преимущественно на свои нравственные качества, при этом приписывают себе больше отрицательных нравственных качеств. Из чего можно сделать вывод, что для детей из интерната центральным является общение, оценка других и оценка воспитателей и учителей. Что указывает на незрелость идентичности, Я-концепции. Ведь у социальных сирот особенно в младшем школьном возрасте наличествует гипертрофированная потребность в общении и внимании со стороны взрослых, а не со стороны представителей их возрастной группы.
Следовательно, возможная причина таких результатов скрывается в том, что действительно дети не чувствуют полноценной поддержки со стороны взрослых. Ведь именно от них зависит успешность социализации детей, оказавшихся в интернате по той или иной причине. Такая негативная «Я-концепция» возникает в результате усвоения младшими школьниками многочисленных отрицательных оценок окружающих взрослых, что влечет за собой по сути «дискомфорт успеха», когда детям становится неуютно и даже не приятно, что их хвалят. Изменить данную ситуацию и направить в позитивное русло достаточно просто: похвалить, поддержать, акцентировать даже не значительные успехи.
Список литературы:
А.М. Прихожан Школьная тревожность и самооценка в младшем школьном возрасте// Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых Психология сиротства. Спб., 2007.
Демидов Д.Н. Соотношение Я-идеальное и Я-реальное и проблемы подростков. Автореф. дисс... канд. псих.наук. СПб., 2000.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2008.
Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2006.
Э. Эриксон Идентичность: юность и кризис / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. М., 1996.