РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это связанно с тем, что самоконтроль является одним из наиважнейших факторов, который обеспечивает самостоятельную деятельность детей. Задача самоконтроля заключается в своевременном устранении или нахождении ранее совершённых ошибок. С помощью самоконтроля человек каждый раз осознает правильность собственных действий, в том числе в игре, учебе, труде.

Проблема подготовки детей к школе с каждым годом обретает особую актуальность и значимость. Содержанием данной работы является развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве этих предпосылок выступают следующие: способность ребенка выделять, усваивать и применять общие способы действий, нацеленные на решение познавательных и практических задач; осуществлять контроль за способами выполнения данных действий; оценивать собственные действия и полученные результаты; уметь действовать во внутреннем плане, прогнозировать результаты собственных действий; реализовывать составление плана своей работы.

В области физиологии основой иcследования самоконтроля являются фундаментальные исследования И.П. Павлова, где отражено множество экспериментальных моделей, на которых исследовалось, как организм приобретает новейшие формы поведения, перестраивая уже имеющиеся.

И.М. Сеченов, изучая контроль движений и управление ими (в основе которых находится чувствование), считал движение процессом сознания. По его мнению, даже в элементарном акте движения, чувствительность выступает его регулятором, при этом регуляция осуществляется по типу обратной связи

П.К. Анохин предложил модель организации и регулирования поведенческого акта. Она включала акцептор действия, оценочную информацию как основу коррекции целенаправленных актов и как звена регуляции, обращающий ее в закрытый процесс. Именно эти положения явились фундаментом для дальнейшего изучения механизма регуляции, саморегуляции и самоконтроля в процессе деятельности. П.К. Анохин описал частные механизмы организма, объединяющиеся в целостную систему приспособительного поведенческого акта (создание «интегративной единицы»).

В психологических исследованиях проблема самоконтроля как особого психического образования впервые была выделена венским врачом-психологом З. Фрейдом, который рассматривал самоконтроль в качестве инстинкта, обеспечивающего сохранение собственного «Я» индивида. З. Фрейд представил человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте.

В психолого-педагогической литературе предоставлены различные подходы к определению сущности самоконтроля. Одни авторы определяют самоконтроль как свойство личности в широком значении данного слова. Другие полагают, что самоконтроль акт умственной деятельности человека (формой проявления и развития самосознания, мышления, качеством ума, признаком его критичности и дисциплины).

Самоконтроль является составляющей частью абсолютно всех видов учебной деятельности и выполняется на всех этапах её проведения. Он содержит в себе чувственные, умственные, двигательные элементы деятельности, которые позволяют ребенку на основе поставленной цели, наблюдать за собственными действиями, результатами этих действий и координировать их.

К концу старшего дошкольного самоконтроль проявляется значительно дифференцированнее и разнообразнее. У детей в этом возрасте самоконтроль обнаруживается в процессе разнообразных игр, в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнять трудное и ответственное дело, порученное группе. Возрастающий самоконтроль детей, также сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят. Отличительной особенностью самоконтроля детей старшего дошкольного возраста является его организованность. В целом ребенок выходит из периода дошкольного детства в определенной мере самостоятельным, обладающий активной речью, ему легкодоступны элементы логического мышления и основные формы произвольного поведения, ребенок подчиняется правилам.

Ведущим видом деятельности дошкольника считается игра. Сложно переоценить её роль с целью общего психического развития ребенка. Играя, ребенок начинает обучаться. Игра скрывает в себе благоприятные и необходимые предпосылки с целью обучения детей навыкам контроля за свои действия и поступки. В ходе игры дошкольники овладевают начальными этическими нормами, т.е. теми условиями, к которым они придерживаются.

Наиболее эффективными с точки зрения усвоения детьми правил, норм поведения, требуемых конкретной ситуацией являются игры с элементарными правилами и сюжетно-ролевые игры.

Существенное значение в развитии волевых проявлений и навыков произвольного поведения могут иметь подвижные игры. Данные виды игр выделены не случайно, поскольку именно они, по нашему мнению, способны создать оптимальные условия для развития саморегуляции.

Анализ игровой деятельности позволил выделить ее особенности, влияющие на развитие самоконтроля: наличие системы правил, которым необходимо подчиняться; поэтапность игровых действий; наличие определенной роли (наличие подражательного эффекта); наличие выигрыша и поражения (это способствует тому, что ребенок может научиться достойно принимать проигрыш, а в случае выигрыша – эмоционально сопереживать проигравшим); наличие оценочных действий (итоги сравниваются с образцом, тем самым обусловливается процесс исправления ошибок).

Развитие навыков самоконтроля будет эффективным, если первые игры для детей будут содержать минимальное количество правил (одно-два правила, которые требуют поочередных, сменяющих друг друга действий, например, игра «Надуй пузырь. Также уместными будут игры на выполнение определенных движений (прыжки, бег, приседания и т.д.), в которых ребенок сможет с легкостью сравнить результаты своих действий с образцом при условии правильного выполнения игры до конца.

Просмотров работы: 842