Практический аспект реализации развития художественных способностей дошкольников средствами изобразительного творчества остается не до конца раскрытым, так как быстро меняются мнения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться методика работы психологов. В современных психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития дошкольников.
В исследованиях В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова установлено, что дети дошкольного возраста могут в процессе рисования, выделять значительные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
своеобразия детского творчества в отечественной психологии посвящен ряд исследований. Отечественные психологи детское творчество самоценность ребенка и его качество, как деятельность, необходима для развития каждого ребенка. Изучению способностей посвящено работ зарубежных и ученых (В.Н. Я.А. Пономарев, Теплов и др.), где различные аспекты феномена.
С точки зрения Березиной, И.Л. С.Ю. Модестова, помимо деятельности в поведении присутствует изобразительная результатом которой не воспроизведение прошлых и действий из опыта, а новых образов и В основе данного деятельности, по мнению лежат изобразительные
Учеными В.Т. Кудрявцевым и были выделены универсальные изобразительные которые сложились в истории. 1
Реализм является образным схватыванием существенной, общей или тенденций развития объекта до того, как будет обладать представлением о ней и сможет ее в систему строгих категорий.
Надситуативно характер принятия решений – способность при проблемы не просто альтернативы, навязанные а самостоятельность создать решение.
Под способностями в своих Б.М. Теплов определенные индивидуально-психологические отличающие одного от другого, которые не к наличному, имеющемуся уже у запасу навыков и а обуславливают легкость и их приобретения.
В.Д. в своих работах изобразительные способности, как функциональных систем, отдельные психические которые имеют меру выраженности, в успешности и качественном освоения деятельности.
Способность к изобразительной деятельности является специфической особенностью ребенка, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Чем выше уровень развития способности ребенка, тем большее возможностей открывается для его творческой деятельности.
Ребенок в старшем дошкольном возрасте, окружающие объекты, уже выделить их особенности, обобщать, делать выводы. Но пока они Детей часто яркие, динамичные, но детали, часто не большого значения в над рисунком. Это отражается и на их представлений о предмете, и на в рисунке.
Шестой год ребенка наиболее для рисования. В течение года дети создать до двух рисунков. Рисунки быть самыми по содержанию. Это могут и жизненный опыт и воображаемые ситуации, и к мультфильмам и книгам. обычно представляют схематичные изображения объектов, но могут оригинальностью композиционного передавать статичные и отношения. Рисунки сюжетный характер. часто встречаются повторяющиеся сюжеты с или, наоборот, изменениями. Изображение становится более и пропорциональным. По рисунку судить о половой и эмоциональном состоянии человека.
Таким образом, существует возможность в дошкольном детстве формировать способности детей к изобразительной деятельности. Они могут овладеть способностью к оценке (в некоторой степени) перспективных изменений предмета, возможно формирование способности к зрительной оценке пропорций предмета путем усвоения эталонных представлений о величине и соотношении части и целого. Так же у детей складывается способность к регуляции рисовальных движений, способность использовать цвет, как изобразительное и выразительное средство. Постепенно формируется восприятие и на его основе воображение. Не стоит отрицать, что в формировании этих способностей главная роль принадлежит взрослому.
Список литературы
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 2007.
Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 10.
1 Кудрявцев В., Синельников В.Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. С. 52-59; № 10. – С. 62-70