С.И. Гин отмечала, что дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка». Это ставит перед дошкольными образовательными учреждениями важную задачу развития творческого потенциала юных творцов.
Исследованием и сравнением творческого мышления детей и взрослых занимались Е. С. Белова, Е. И. Щебланова, И. Я. Лернер, исследованием творческих способностей, креативности занимались Д. Б. Богоявленская, В. Н.Дружинин, А. Маслоу. Вопросы возрастной динамики креативности рассматриваются в работах Н.С.Лейтеса, В.Н.Дружинина, П. Торренса. Изучением взаимосвязи креативности интеллекта занимались, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, К. Ямомото, П. Торренс и др.
Развитие креативных процессов детей в различных предметных областях возможно при использовании различных педагогических технологий, наибольший интерес среди которых представляет педагогическая система, разработанная в 1946 г. Г.С. Альтшуллером, называющаяся ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач).
Использование ТРИЗ-технологии на этапе дошкольного детства призвано воспитать в ребенке стремление к творческим открытиям. Особенным в данной педагогической системе является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Практика выявила, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе, реализующей любую систему обучения. Его познавательная активность и речь находятся на высоком уровне развития, воображение также хорошо развито, ярко выражено творческое мышление. Он умеет и хочет учиться. Все это крайне важно в старшем дошкольном возрасте, за которым следует ступень обучения в школе.
Главная идея теории решения изобретательных задач заключается в том, что технические системы возникают и развиваются не хаотично, а по некоторым законам, которые поддаются познанию и удобны в использовании для сознательного, без излишних проб и ошибок, решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, в силу опоры решения изобретательских задач на систему логических операций.
Технология Г.С. Альтшуллерана протяжении многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности. И по сей день приемы и методы технического ТРИЗ успешно применяются в ДОУ с целью развития у детей изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
ТРИЗ преследует цель научить ребенка мыслить системно, осознавая все происходящие процессы. Фактически, ТРИЗ – это своеобразный инструмент конкретного практического воспитания у дошкольников качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Технология основывается на принципах природосообразности обучения и положении Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Обучение по данной технологии должно идти в соответствии с возрастными и личностными особенностями ребенка.
Программа ТРИЗ для дошкольников включает в себя коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Программа выстроена таким образом, что ребенок сам выбирает тему, материал и вид деятельности. На занятиях дети учатся определять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать данные противоречия. Их разрешение и есть ключ к творческому мышлению.
Главным средством работы с детьми выступает поиск. В связи с этим педагог должен научить детей самостоятельно находить истину, а не получать ее в готовом виде.
Обучение решению творческих изобретательных задач проходит по следующему алгоритму:
Занятия, где ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта, проходят в виде поиска истины и сути.
«Тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, при котором происходит осознание того, что в одном и том же объекте всегда есть что-то хорошее и что-то плохо, что-то вредное и что-то нужное.
Разрешение противоречий, для которого используется целый комплекс игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Взрослый формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
Изобретательство, где детей учат поиску и нахождению своего решения. Изобретательство выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании ребенком нечто нового, для чего также применяется система специальных заданий.
Решение сказочных задач и придумывание новых сказок специальными методами. Здесь реализуется игровая и речевая деятельность ребенка, осуществляется рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.
Нахождение выхода из любой трудной ситуации с опорой на полученные знания, интуицию, с применением оригинальных решений проблем. На данном этапе ребенок действует самостоятельно, своими силами, с помощью умственного и творческого потенциала. Дети здесь учатся реагировать и принимать решения в условиях дефицита времени, могут легче находить общий язык, понять друг друга.
Основные функции ТРИЗ ориентированы на: решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов; прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (даже принципиально новых); развитие качеств творческой личности.
В процессе занятий по технологии ТРИЗ дети в ДОО познают мир и учатся мыслить самостоятельно, решая поставленные задачи. То есть ТРИЗ представляет уникальный инструмент для поиска нестандартных идей, выявления и решения многих творческих проблем, развития творческого мышления, формирования творческой личности. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск, при котором педагог обязан позволить ребенку самостоятельно найти решение поставленной задачи, раскрыть суть, познать истину вопроса, лишь помогая наводящими вопросами.
После проведения диагностического исследования были проанализированы полученные результаты. Исследование особенностей творческого мышления детей экспериментальной группы с применением методик, представленных в предыдущем параграфе, выявило, что у большинства детей экспериментальной группы творческое мышление находится на среднем и низком уровнях развития.
По различным показателям творческого мышления результаты распределились следующим образом: для большинства детей характерен средний уровень беглости мышления (отражает его продуктивность); средний и повышенный уровни гибкости мышления (отражает подвижность); средний уровень оригинальности мышления (способность выходить за привычные рамки мышления); средний и повышенный уровни разработанности мышления; средний и повышенный уровни богатства словарного запаса и способности к образной передаче сути, скрытого смысла.
Мотивационной-личностный компонент творческого мышления у большинства детей находится на среднем уровне развития, в то время как продуктивный компонент – на среднем и низком уровнях.
Полученные данные говорят о том, что у двоих детей экспериментальной группы творческое мышление находится на среднем уровне развития, еще у двоих – на низком, у одного – на высоком уровне развития. Практически для половины детей характерен средний уровень творческого мышления.
Выявлено, что по показателю продуктивного компонента у двоих из пяти детей творческое мышление находится на низком уровне развития, у двоих – на среднем уровне, у одного – на высоком уровне.
По показателю мотивационно-личностного компонента у одного из пяти детей творческое мышление находится на низком уровне развития, у троих – на среднем уровне, у одного – на высоком уровне.
Итак, у большинства детей творческое мышление находится на среднем и низком уровнях развития, что обусловливает необходимость в целенаправленной работе по его развитию. Исходя из этого нами была разработана программа занятий по развитию творческого мышления у старших дошкольников с элементами ТРИЗ.
Программа ТРИЗ для дошкольников включает в себя коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Программа выстроена таким образом, что ребенок сам выбирает тему, материал и вид деятельности. На занятиях дети учатся определять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать данные противоречия. Их разрешение и есть ключ к творческому мышлению. В результате обучения дошкольников по программе ТРИЗ у них формируется положительное эмоциональное отношение к занятиям, повышается познавательная активность и интерес, расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию. Занятия с элементами ТРИЗ органично вписывались в естественную жизнь детей.
Список литературы
Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. Петрозаводск, 2011.
Белова Е. С. Исследование особенностей развития творческого мышления у детей 5–6 лет // Школа здоровья. 2000. № 1.
Березина В. Г. Детствотворческой личности. СПб., 2014.
Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2015. №11.
Вуджек Т. Как создать идею[Текст] / Т. Вуджек. - СПб: Питер Пресс, 2007. - С. 12.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 2011.
Гин,С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений[Текст] / С. И. Гин. - Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - 112 с.
Гин, С.И. Мир фантазии[Текст] / С. И. Гин. - М., 2010.
Гуткович, И.Я., Самойлова О.Н. Сборник дидактических игр по формированию творческого мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов[Текст] / И. Я. Гуткович, О. Н. Самойлова. - Ульяновск, 2008.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин. - СПб: Питер, 2010.
Дункер, К. Психология творческого мышления [Текст] / К. Дункер. - М., 2008.
Журавлев, А. Л. Интеллект, творчество и формирование личности в современном обществе [Текст] / А. Л. Журавлев, Т. Н. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 184 с.
Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2011. - 151 с.
Кордуэлл, М.. Психология. А-Я: Словарь-справочник [Текст] / М. Кордуэлл. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2010.
Корзун, А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками[Текст] / А. В. Корзун. - Мн., 2010.