ПРОБЛЕМА УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА УЧАСТИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-нравственное воспитание дошкольника подразумевает деятельность по формированию нравственных чувств, этических представлений, норм и правил, определяющих поведение в обществе, а также отношение к окружающему миру и себе.

В области развития нравственной сферы дошкольников проводятся научные исследования. Так, на сегодняшний день, разработаны категории нравственного сознания и поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л. М. Аболин, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); выделен процесс нравственного развития в онтогенезе и показаны его внешние и внутренние составляющие (И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина); разработаны концепции морального и духовно-нравственного развития в детском возрасте (Л. Кольберг, Ж. Пиаже); изучены особенности отношений дошкольников к нравственным нормам и правилам поведения (А.С. Золотникова. Р.Н. Ибрагимова).

На сегодняшний день, нравственная сфера личности дошкольника определяется целой системой понятий, основными из которых являются нравственные потребности, убеждения, привычки и поступки, чувства и отношения.

Для правильного формирования и развития нравственных представлений дошкольника необходимы определенные психолого-педагогические условия: опора на исторические базовые нравственные понятия, нравственный потенциал окружающей среды (родители, воспитатели и т.п.), систематическое и последовательное внедрение нравственных эталонов в повседневную жизнь.

Комплексное диагностическое исследование, проведенное в старшей возрастной группе, выявило низкий нравственный потенциал окружающей среды и, как следствие, бессистемную, неэффективную работу по развитию нравственных качеств и норм.

Проблема в том, что современное общество диктует приоритет образования, как эталон успешной полноценной личности. Воспитание личностных свойств и качеств отодвигается на второй план. В СМИ пропагандируются шоу талантов, открываются образовательные кружки и секции на любой вкус, и родители спешат записать ребенка во всевозможные образовательные центры, зачастую не оставляя времени даже на общение с родной душой.

Как следствие, развитие социально-нравственных норм целиком ложится на плечи воспитателя и осуществляется далеко не всегда, в силу ряда определенных причин.

Одна из самых основных – неопределенность эталонов воспитания качеств личности, необходимых для адаптации в современном обществе. Так, Т.А. Репнина к основным критериям социально-нравственного развития дошкольников относит: доброжелательность, доброту, отзывчивость, честность, вежливость и трудолюбие. Но, как правило, в современных дошкольных образовательных учреждениях декларируются патриотизм, любовь к членам семьи, к живой и неживой природе, уважение к старшим и их труду. Последнее чаще всего не прививается ввиду мощного противодействия родителей.

Результаты проведенного комплексного диагностического исследования в старшей возрастной группе показали, что большинство взрослых либо равнодушны к воспитательной деятельности педагога, либо активно противостоят этой деятельности.

Как оказалось, конфликты между педагогами и родителями по вопросам воспитания дошкольников вполне решаемы и устранимы. Гораздо большей проблемой оказывается пассивность родителей в воспитании социально-нравственных установок своего ребенка.

С точки зрения большинства опрошенных родителей, нравственные идеалы и духовные ценности являются ненужной помехой в достижении жизненного успеха. Отсутствие всякого воспитания в семье влечет за собой неприятие любого воспитательного воздействия со стороны педагога.

Своим равнодушием к просьбам и рекомендациям воспитателя родители формируют такое же отношение к воспитанию и у своих детей. В результате, у многих современных дошкольников не формируются такие качества, как ответственность за свои поступки, уважение к взрослым и их труду, сопереживание другим людям. Отношение к миру потребительское и эгоистичное: дети безразличны ко всему, что происходит вокруг них. Таким образом, у ребенка образуются искаженные, не соответствующие социально-нравственным нормам установки.

Следовательно, пассивность родителей в социально-нравственном воспитании детей является одной из ключевых проблем в воспитании детей дошкольного возраста. Ввиду приоритета образования, воспитание социально-нравственных ценностей отодвигается на второй план. Воспитанием морально-нравственных установок в дошкольном детстве занимается зачастую только воспитатель. Ввиду отсутствия поддержки государства по развитию ребенка в этом направлении, а также пассивного отношения родителей, работа воспитателя становится малоэффективной и безрезультатной.

Таким образом, основным приоритетом в работе воспитателя по социально-нравственному развитию дошкольника, является работа с семьей. Успех социально-нравственного воспитания дошкольника сегодня зависит от профессионализма и активности педагога.

Список использованной литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. 2008.

  2. Мельникова Н.В. Нравственная сфера личности дошкольника: монография. Курган, 2007.

  3. Смирнова О. Е. Психология дошкольного возраста. М., 2006.

  4. Тугушев Р.Х, Гарбер Е.И. Общая психология. М., 2006.

Просмотров работы: 356