ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Богатый эмоциональный опыт детей служит началом яркого и активного восприятия окружающей действительности, процесса познания, общения. Ребенок усваивает «язык чувств» [2], принятые в обществе формы выражения эмоций при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, поз, интонации голоса и т.д. С возрастом дети овладевают умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Старший дошкольник может не только демонстрировать эмоции, он способен управлять выражением чувств, предвосхищать последствия эмоциональных проявлений [1].

К нормативному процессу развития эмоций, согласно взглядов Г.М. Бреслава, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др. относится внеситуативный характер эмоциональной регуляции, проявляющийся в эмоциональной децентрации или эмоциональном отклике на события, эмоциональном принятии переживаний другого человека, эмоциональном предвосхищении, позволяющем предчувствовать последствия поступков, результатов действий. У детей возникает произвольная регуляция переживаний и способов их выражения, согласование поведения ребенка с личностным смыслом ситуации для удовлетворения его потребностей, интересов [3].

Изучение детских эмоций имеет весьма важное психолого- педагогическое значение. Благодаря своевременной диагностики можно научно-обоснованно подходить к выстраиванию развивающих программ, продумыванию методов и приемов, направленные на обогащение эмоционального опыта детей. Для диагностики эмоциональной сферы у детей необходимо отбирать несколько диагностических методик, поскольку важно охватывать все направления эмоционального развития детей: восприятие эмоций, понимание эмоциональных состояний, моторное оформление в мимике, жестах, пантомимике и др. Раскроем основные стандартизированные методики: 1- Диагностическая методика Е.И.Изотовой «Эмоциональная идентификация»; 2 - Диагностическая методика Е.И.Изотовой «Эмоциональная пиктограмма»; 3 - Диагностическая методика М. Люшера «Цветовой тест»; 4 - Диагностическая методика М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного».

«Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой направлена на выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей и их внешнего выражения, сформированности процессов опознания эмоций, восприятия и понимания эмоциональных состояний старшими дошкольниками. Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности на гномах), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением. Метод проведения: детям показывают изображения лиц для определения настроение и называния эмоции. Предлагается определить эмоции, аргументировать свой выбор.

Диагностическая методика Е.И. Изотовой «Эмоциональная пиктограмма» направлена на выявление особенностей эмоционального развития у старших дошкольников, характера представлений об эмоциональной жизни. Стимульным материалом являются 12 слов-понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния. Метод проведения: ребенку произносят разные слова, а он рисует. Причем, разместить рисунки нужно на одной стороне листа, на другой стороне рисовать нельзя. После каждого изображения спрашивают, что он нарисовал и как понимает данное слово. Все сказанное ребенком фиксируется вместе с порядковым номером изображения. Представления об эмоциях интерпретируются на основе изображений и вербальных описаний, выражающих когнитивное понимание эмоционального процесса и степень его дифференцированности. Объем и структура представлений характеризуются способами адекватного кодирования и вербализации эмоций (выделение существенных признаков данного понятия): изображение эмоций через экспрессивный эталон (мимика и пантомимика) и через контекстные ситуации (сюжет); вербализация эмоций через отдельные экспрессивные проявления (мимика, пантомимика). Образная форма мыслительной деятельности характеризуется кодированием понятий через эмоциональную ситуацию (сюжет, персонажи).

Методика М. Люшера «Цветовой тест» направлена на выявление особенностей эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности. Стимульным материалом являются наборы карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево - красный (3), светло - жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). Метод проведения: ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся - и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. При этом в протоколе фиксируются все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8. Данная методика проводится два раза с промежутком 2-3 минуты. Характеристика цветов (по- Максу Люшеру) включает 4 основных (синий сине-зеленый оранжево-красный светло-желтый) и 4 дополнительных цвета (фиолетовый; коричневый; черный; серый). При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций. Дополнительные цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям. Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй - действительное. Выполнение заданий оценивается в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка.

Методика М.З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного» направлена на выявление особенностей эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов. Метод проведения: детям предлагается на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.

Оценивается расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.

Эмоциональное развитие дошкольников является сложным многокомпонентным процессом, который должен осуществлять систематически и последовательно на основе предварительно проведенной диагностики.

Список литературы

1. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. М., 2004.

2. Любина Г. Обучение дошкольников «языку» чувств. //Дошкольное воспитание. 1996. № 2. с.4.

3. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

Просмотров работы: 857