Изучение межличностных отношений детей дошкольного возраста в большинстве научных работ тесно увязано с исследованием особенностей их общения и взаимодействия. Это объясняется тем, общение является специфическим видом коммуникации. Межличностные отношения рассматривают как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей (М.И. Лисина, Т. А. Репина, Р. А. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Чтобы понять сущность детский межличностных отношений нужно обратиться зарубежным исследователем, которые рассматривали общий спектр межличностных отношений.
Зарубежные исследования взаимоотношений между детьми занимались такие учёные как Х. Кох, Р. Липпит, Е. Френкель, Е. Хагман. В своих работах полученные данные авторы часто используют для подтверждения положения о врождённой агрессивности детей и их стремление к доминированию.
К. Роджерс отмечает, что взаимодействие с другими людьми дает человеку возможность пережить, обнаружить или встретить свою действительную самость. Личность становится видимой посредством отношений с другими людьми. Отношения создают оптимальную возможность для того, чтобы «полно функционировать», чтобы находиться в гармонии с собой и с другими, и со средой [5].
В отечественной психологии термин межличностных отношений А.А. Бодалев трактует следующим образом, межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [3].
Сущность межличностных отношений заключается в том, что межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что межличностные отношения различаются по-своему ценностному социальному содержанию и таким образом имеют различные последствия для личностей, которые участвуют в них. Одни отношения обезличивают людей, «учитывают» их лишь как исполнителей, другие открывают возможность для развития каждого человека [1].
Отечественные ученые на основе общего спектра знаний о межличностных отношениях углубились в изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Многие отечественные исследователи данной проблемы (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т. А. Репина и др.) высказывают, что детские отношений – это сфера нравственного воспитания, которой следует заниматься, чтобы повлиять на благоприятное развитие личности. Правильным нравственным развитием личности считается гуманистический характер её отношении к людям и самой себе. С точки зрения гуманизма данная проблема выражается в доброжелательности, отзывчивости, сочувствии, сопереживании.
Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова отмечали, что главным направлением при формировании положительного эмоционального отношения является формирование элементов личностного типа отношения к сверстнику, развитие чувства общности и сопричастности с другими. Данная задача может решаться через серию игр на взаимодействие с другими детьми, направленных на преодоление конкуренции и враждебности между детьми, и формирование способности видеть и понимать сверстника [7].
В.С. Мухина и Т.А. Репина считали, что ребенка следует рассматривать в структуре межличностных отношений, т.е. следует обращать внимание на решение таких вопросов как, развитие ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и в семье, где источником его развития выступает взрослый, которому дети пытаются подражать и хотят быть похожим.
Е.О. Смирновой была выдвинута гипотеза о том, что детские отношения, как к себе, так и к другим, имеют двойственную природу. Отношения людей основаны на двух противоречивых началах, которые можно обозначить как: «Обособленность» или «Я» «Он», и второе начало «Сопричастность», или «Я» «Ты» [6].
М.И. Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения ребенка и взрослого. Это нижеуказанные формы:
- ситуативно-деловая форма общения. Она характерна в младшем дошкольном возрасте, как и в раннем детстве. В данной форме общения ребенок воспринимает взрослого как партнера по совместной деятельности и игре, и выделяет, прежде всего, его деловые качества;
- внеситуативно–познавательная форма общения. Данная форма общения складывается приблизительно к пяти годам, в которой ведущее положение занимают познавательные мотивы общения;
- внеситуативно–личностная форма общения. Эта форма высшее достижение коммуникативной деятельности в дошкольном возрасте. Интересы старших дошкольников уже не ограничиваются окружающими явлениями и предметами, но распространяются на мир людей, человеческие качества, их отношения и поступки [4].
В психолого-педагогических исследованиях было установлено, что в общении детей со сверстниками происходит формирование сопереживание (В.В. Абраменкова, С.Г. Якобсон); помогает ребенку в преодолении эгоцентрической позиции, возникновение кооперативно-соревновательного сотрудничества, воспитывает способность учитывать действия и позицию своего партнера (Е.Е. Кравцова); общение со сверстниками формирует у детей социальные отношения (В.С. Мухина); развитие ценностных ориентаций, осуществляется усваиванием норм поведения, формированием адекватной самооценки, а также важным фактором является корректировка влияния неблагополучия в семье (А.А. Рояк); речь (А.Г. Рузская); самоутверждение (Е.О. Смирнова); так же независимость, критичность действий и суждений (Е.В. Субботский); моральная саморегуляция (В.М. Холмогорова, С.Г. Якобсон).
На современном этапе в образовательном процессе ДОУ должно быть сформировано поликультурное игровое пространство, которое представлено взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультуру, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов [2].
Таким образом, развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте интенсивно изменяется, поэтому педагоги и воспитатели ДОУ делают акцент на данной проблеме, потому что дети растут в поликультурной среде. Поликультурная среда в дошкольном образовании представляет собой развитие ребенка как субъекта детских видов деятельности и поведения, накопление ребенком опыта взаимодействия со сверстниками и окружающим миром.
Список литературы
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: 1980.
Балицкая И.В. Поликультурное образование. М., 2001 г.
Бодалев А. А. Психология межличностного познания. М., 1981.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.:1986
Роджерс К. Межличностные отношения в фасилитации учения. 1967.
Смирнова Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. – М.; Воронеж, 2001.
Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.