Учеными выяснено ряд вопросов об особенностях формирования пространственных представлений у детей (Б. Ананьев, В. Е. Бушурова, М.В. Вовчик-Голубая, А.И. Галкина, Б.Ф. Ломов, А.А. Люблинская, А.Ф. Рыбалко, Т.А. Муссейибова, С.И. Шабалин, Ф.М. Шемякин, И.С. Якиманская). Пространственные и пространственно-временные представления является одним из трех взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов базовой составляющей развития, особенно важной составляющей в общей структуре развития ребенка.
То, что дети обучаются «играючи», отмечали Е.И. Васильченко, В.Б. Косминская, А.С. Макаренко. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Ф. Фребелю.
Ряд исследований отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец) продемонстрировали, что развития ребенка происходит в сюжетно-ролевой игре и продуктивной деятельности (рисование, конструирование, лепка, аппликация). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность – ориентировка в пространстве. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, дети используют пространственные термины, моделируют взаимоотношения взрослых людей. В лепке дети используют опыт ориентировки на себе, на другом человеке, на любых объектах. В рисовании и аппликации они овладевают умением раскладывать определенное количество объектов в указанном направлении: в верхней, нижней части листа, слева, справа, в центре листа, обозначая словом положение предметов на листе бумаги, на столе и т.д. Главной характерной чертой детского конструирования считается установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. Одним из таких видов деятельности является обучение детей технике «оригами».
Вид художественно-прикладного искусства включает в себя оригами. Пространственная трансформация плоского листа позволяет детям легко, играя, осваивать сложные понятия, связанные с ориентировкой в пространстве. Оригами развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, по которым складываются фигурки, представлять по ним изделия в объёме, что дает возможность свободно изучать пространственные представления.
Работа по развитию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Основным считается проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу методик с предметами и без них.
Принимая во внимание исследования развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста, изучив необходимую научную литературу и анализируя результаты, полученные в процессе диагностирования, были составлены рекомендации педагогам и родителям по развитию пространственной ориентировки у старших дошкольников с помощью техники оригами.
Так как пространственные представления, отражают многосторонность пространственных характеристик объективного мира. То знакомство с формой, величиной, протяженностью объектов в длину, ширину, высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между предметами способствуют усвоению различных пространственных категории.
Техника оригами занимает важное место в развитии пространственной ориентировки ребенка, так как данная техника в наибольшей степени подготавливает ребенка к школе, прививая ему не только необходимые для обучения физические и поведенческие навыки, но и усвоение некоторых геометрических понятий. Вовлекая дошкольников в процесс создания оригами-поделок, взрослый заражает его положительными эмоциями, повышает их познавательную активность, организует и направляет их исследовательское поведение.
Список литературы
Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2006.
Люблинская А. А. Детская психология. М., 2011.
Мусейибова Т.А., Корнеева Г.А Методика формирования элементарных математических представлений у детей. М., 2009.
Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка. Проблемы развития психики. М., 2005.