Начало школьного обучения предполагает необходимость наличия у ребенка высокого уровня произвольной и эмоционально-волевой регуляции, проявляющегося в умении самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки. Находить способы решения трудных ситуаций, управлять своим поведением (Л.И. Божович. Н.И. Гуткина. В.А. Иванникова, Г.Г. Кравцова. Е.Е.Кравцова, Е.О.Смирнова. Д.Б. Эльконин и др.).
Психологическую готовность к обучению отечественные психологи связывают с особенностями развития ребенка. Так, Л.С.Выготский указывал на значение «зоны ближайшего развития» в структуре готовности к обучению в школе.
По мнению А.Л. Венгера, готовность к обучению в школе опирается на определенный уровень интеллектуального развития.
Д.Б. Эльконин и др. считали, что развитие произвольного поведения, характеризующееся умением подчиняться правилам и требованиям взрослого, умением управлять собой, своим поведением, включается в структуру волевой регуляции.
Л.И. Божович отмечала значение самой личности будущего школьника, как целостной интерактивной психологической структуре, имеющей собственную внутреннюю логику развития в развитии эмоционально-волевой и мотивационной сферы.
Переход к учебной деятельности, появление новых обязанностей, изменение отношений с окружающими приводит к тому, что дошкольник входит в новую социальную ситуацию, которая требует от него ответственности, соблюдения дисциплины, волевого усилия. Большую роль в этом взаимосвязанном процессе играет воспитание в семье и дошкольном учреждении. При систематической работе с детьми по социальному развитию дошкольников формируется самооценка, улучшается общий психологический климат в группе, укрепляются дружеские отношения со сверстниками, изменяется эмоциональное отношение к родителям.
Вопросами изучения детско-родительских отношений занимались И.М. Марковская, Н.М. Рухленко, А.С. Спиваковская и др.
Поскольку учебная деятельность имеет большое значение не только для интеллектуального развития, но также и для развития личности, то именно в это время вопрос об эмоциональном состоянии ребёнка в семье становится особенно актуальным.
Нами были исследованы особенности эмоционально-волевой готовности детей 6-7 лет к школьному обучению и выявлены влияния родительского отношения в семьях старших дошкольниках.
Можно констатировать, что взрослые осознают свою роль в становлении личности ребенка. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Однако родителям кажется, что дети недостаточно успешны, не добьются успеха в жизни. Легко общаются и доверяют им, не склоны к запретам и ограничениям, что приводит к «снисходительному» либеральный стиль воспитания. Присутствует и авторитарный стиль родительского отношения. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. Были выявлены и семьи с индифферентным стилем воспитания, где воспитание не является первостепенным, поскольку у родителей иных забот немало. Родители видят детей маленькими по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Дошкольники рассматриваются неприспособленным, открытыми для дурного влияния. Поэтому родители не доверяют своим детям, досадует на их неумелость, пытаясь оградить детей от трудностей жизни, и строго контролировать его действия.
Все это сказывается на результаты исследования эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению. У большинства детей преобладает негативное эмоциональное состояние, при этом уровень самооценки соответствует возрастной норме. У них низкий уровень сформированности произвольного действия, произвольного внимания и умение работать по образцу, слабо выражена «внутренняя позиция школьника».
Проанализировав полученные данные, была организована работа в НОЧУ СОШ «Феникс», направленная на оптимизацию родительских отношений, и разработана программа развития эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе.
По нашему мнению, психологическое сопровождение родителей в условиях ДОО и методика работы с детьми должно предусматривать поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности, согласно исследований Э.М. Александровской, А.Я. Варга, Н.С. Глуханюк, Н.И. Кокурекиной, Н.В. Куренковой, Р.В. Овчаровой и других. При этом успешно организованное психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в «зону ближайшего развития». Будем включать комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья и полноценного развития личности ребенка и его формирования как субъекта жизнедеятельности.
Консультирование и просветительскую работу психолога в ДОУ (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Т.Н. Чиркова и др.) целесообразно осуществлять путем сбора и учета информации о развитии ребенка; разработкой и реализацией стратегии и тактики взаимодействия с ребенком; проектированием системы психологического сопровождения образовательного процесса в целом. Психологическое сопровождение состоит из двух блоков: сопровождение родителей; сопровождение детей.
Основными формами сопровождения родителей являлись: родительские собрания; индивидуальное консультирование; когнитивно-поведенческий тренинг, включающий ролевые игры и использование метода вербальной дискуссии; совместная деятельность родителей с детьми.
Родительское собрание рекомендуется выстраивать следующим образом:
1-й этап. Познакомить родителей со стилями родительского отношения и семейного воспитания: первичное знакомство со стилями воспитания, социального образа родительского отношения; диагностика определения родительского отношения и стратегии семейного воспитания выявляя типа родительского отношения.
2-й этап. Познакомить родителей с особенностями эмоционально-волевого развития детей 6-7 лет; первичное знакомство с особенностями эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Индивидуальное консультирование родителей проводилось с целью передачи информации проведенного исследования родительского отношения и стилей семейного воспитания; описания особенностей эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе; обсуждения рекомендаций по эмоционально-волевому развитию ребенка в семье.
Когнитивно-поведенческий тренинг, включающий ролевые игры и использование метода вербальной дискуссии, позволял моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях различные семейные ситуации.
Cовместная деятельность родителей с детьми предполагала проведение совместных игр и упражнений, рисование коллажей и другие мероприятия. Например, в рисунке «Моя школа», развивалось желание помогать друг другу, координировать помощь и работу совместно с ребенком, тем самым способствовать развитию волевых качеств.
Программа развития эмоционально-волевой готовности к обучению в школе велась по двум блокам: развитию эмоционального состояния дошкольника; развитию волевой регуляции.
В работе с дошкольниками были использованы элементы программы Е.В. Охотниковой «Радуга эмоций».
Занятия строились в следующей последовательности: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую. Благодаря обогащению эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.
Принципы организации работы оптимизировали деятельность дошкольников:
− Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
− Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.
− Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.
− Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
− Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.
− Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
− Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.
− Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.
Занятия проводились параллельно по четырем основным направлениям: формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать эмоциональное состояние, свои и чужие эмоции; осознание своих чувства, причин поведения, последствия поступков; формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте; развитие адекватного ролевого поведения, эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
На занятиях применялись ролевые игры; психогимнастические этюды; релаксационные методы, ориентированные на активную нервно-мышечную релаксацию; эмоционально-символические методы; направленное рисование; коммуникативные упражнении и др.
Таким образом, поэтапно организованное психологическое сопровождение родителей и взрослых привело к изменению родительского отношения к детям, позволило повысить уровень эмоционально-волевой готовности детей 6-7 лет к школе.
Список литературы:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
Венгер, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2011.
Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М., 2003.
Эльконин Д.Б., Детская психология. М., 2007.