ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ГОДА – ВЕСНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ГОДА – ВЕСНА

Замалеева А.Р. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Хочу познакомить вас с творчеством Алексея Николаевича Плещеева и с одним из его произведений «Весна». Алексей Николаевич родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье госслужащего. Это известный русский писатель, поэт, переводчик, литературный и театральный критик. В 1844 году выступил с первыми стихами в «Современнике», в 1846 г. напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность [1]. Важное место в творчестве Плещеева занимала детская поэзия и литература. Его сборники «Подснежник» и «Дедушкины песни» пользовались популярностью. Поэт принимал активное участие в развитии детской литературы. В 1861 году совместно с Ф. Н. Бергом он издал сборник-хрестоматию «Детская книжка», в 1873 с Н. А. Александровым – сборник произведений для детского чтения «На праздник». Детские стихотворения Плещеева характерны простотой и жизненностью, они наполнены реальной образностью и свободными разговорными интонациями. Дети знают писателя по таким замечательным произведениям, как: «Я у матушки выросла в холе…», «Скучная картина», «Нищие», «Дети», «Родное», «Старики», «Весна», «Детство», «Старик», «Бабушка и внучек». Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже. Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря при большом стечении молодежи[1].

Предлагаю познакомиться с его стихотворением «Весна», которое изучается по программе «Планета Знаний» во втором классе в учебнике «Литературное чтение 2 класс» автор Э.Э. Кац. Это стихотворение написано в 1872 году и актуально до сих пор не только среди младших школьников, но и среди взрослых. Поэтому оно включено в изучение в начальной школе для того, чтобы показать учащимся всю красоту весенней природы и пробудить чувство любви к ней.

Данное произведение относится к пейзажной лирике. Для нее характерно не только описание природы, но и то, какие эмоции вызывают у человека природные явления. В данном стихотворении говорится о наступлении такого прекрасного время года, как весна. После его прочтения, человек испытывает радость, восторг и восхищение. А также оно «заставляет» находится в предвкушении теплых деньков. Описание действительности в её типических чертах говорит о том, что стихотворение относится к реализму. Алексей Николаевич очень любил писать о природе, поэтому этот жанр преобладает в творчестве поэта.

Я считаю, что главная мысль этого стихотворения – объединяющая роль весны. Так как с наступлением весны появляются светлые, радостные и романтические чувства, а после холодной, суровой зимы, как нам известно, таких чувств не хватает. Именно такое замечательное время года, как весна связывает воедино сердца всех людей и дарит им тепло и радость. Главные образы в этом стихотворении - образы природы, которые передают все восхищение автора весной.

Стихотворение «Весна» наполнено радостью, весельем и счастьем в связи с наступлением долгожданного времени года. Нужно уметь ценить то, что дарит нам жизнь. Порой какие-то незначительные детали могут осчастливить нас, поэтому нужно всегда обращать на них внимание.

Сюжет лирического произведения легко воспринимается детьми. В первой строфе писатель демонстрирует читателям почти незаметные изменения в природе. Веселые ручейки приходят на замену черноватому снегу. В следующей строфе строка «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала» говорит о том, что холодная зима уходит, а на смену ей приходит теплая весна с чистым, голубым небом и ярким солнцем. Далее мы видим, что с приходом этого замечательного времени года, поэт ждет, что произойдет что-то особенное:

«И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то»[2].

Вместе с зимой уходят заботы и горести «И унесла зима заботы!». А весна несет с собой новые ощущения и надежды на лучшее даже для тех, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе»[3]. Автор помогает читателям увидеть замечательные явления природы, которые происходят вокруг нас. Каждый, кто прочтет это стихотворение, как будто впервые увидит красоту наступающей весны и появляется чувство, что ты остаешься наедине с природой.

Стихотворение представлено нам в четверостишиях, в каждом из которых описывается наступление весны. Стихотворение написано перекрестной рифмовкой, что помогает лучше передать настроение автора. Такая рифма способствует быстрому и легкому запоминанию детьми стихотворений. Рифма дактилическая, с ударением на третий от конца строки слог, точная, так как гласные и согласные звуки совпадают и хорошо сочетаются друг с другом, резких перепадов нет. Такое построение стихотворения точно передает яркие эмоции автора. Образ весны, который передает нам автор, дарит читателям ощущение свободы и начала чего-то нового.

Стихотворение было написано в 1872 году, поэтому мы видим, что в нем представлены архаизмы, например: «миновала», что означает прошла. А просторечная лексика показывает нам речевой стиль автора в данном стихотворении: «весною» – весной; «листвою» - листвой; «обновленье» - обновление, они придают простоту стихотворению [2]. Благодаря лексическим средствам, автор вызывает эмоции у читателей, что побуждает интерес к произведению.

Обращая внимание на средства художественной выразительности, можно отметить: метафору «все лица весело глядят»; «читаешь в каждом взоре», олицетворения «бегут ручьи», «лес оденется», «унесла зима заботы» [2]. Также, широко используются такие эпитеты, как: «злые метели», «тяжкий труд», «резвые детки», «звонкий смех», «беззаботные птички» и сравнение «Стучит, как будто ждет чего-то»[2]. Они помогают автору передать радостные эмоции, к которым побуждает весна. Благодаря этим средствам, читатели представляют картину красоты весенней природы.

Знаки препинания имеют большое значение для восприятия и понимания того, что хотел передать автор. Поэтому в стихотворении он использует восклицательные предложения и многоточие. Например, в предложениях: «И лес оденется листвою!»; «И унесла зима заботы!»; «Природы любит обновленье!»; «Весна!»; «В окно повеяло весною…» [2]. Они служат средством синтаксического и интонационно-смыслового членения речи, они помогают читателю быстрее и правильнее понять содержание текста.

В стихотворении «Весна» Плещеев использует звукопись, а именно аллитерацию. Она выражается в повторе согласных звуков, что делает стих музыкальным и ярким: «Засвищут скоро соловьи»,

«И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то» [3].

Стилистические средства помогают автору усилить образность и выразительность речи, а также оформить мысли и передать чувства читателям.

Замечательное стихотворение Плещеева приводит в восторг большинство читателей. Писатель передал нам полную картину весенней природы, поделился с нами своими чувствами и эмоциями, которые он испытывает. Своим стихотворением поэт заставляет обратить внимание на такое прекрасное время года как весна. Такие стихотворения должны изучаться в начальной школе, так как они помогают детям видеть во всех мелочах что-то прекрасное и удивительное в природных явлениях. А также они побуждают детей любить, ценить и охранять природу. Александр Ткачев писал: «А счастье..оно в мелочах» я согласна с мнением автора, потому что часто мы не обращаем внимание на какие-либо незначительные моменты и при этом упускаем возможность быть счастливыми.

Список используемой литературы:

  1. Видео уроки. Стихотворения А. Плещеева о весне. [Электронный ресурс]. ООО «КОМПЭДУ» 2008-2017г.-URL: https://videouroki.net/razrabotki/stikhotvorieniia-a-plieshchieieva-o-viesnie.html (дата обращения: 4.01.2017).

  2. Кац, Э.Э. Литературное чтение 2 класс, 2 ч.: в 2 ч. Под редакцией И.А. Петровой, Москва: Изд-во Астрель, 2012 г.-С. 4-152.

  3. Пиши стихи. [Электронный ресурс]. «Пиши стихи правильно», 2016г. -URL: http://pishi-stihi.ru/vesna-pleshheev.html (дата обращения: 4.01.2017).

Просмотров работы: 464