Одним из серьезных физических нарушений здоровья является инвалидизирующая потеря слуха. По данным Всемирной организации здравоохранения у 32 миллионов детей [1, с. 13] зафиксированы полная (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Столь значимая масштабность проблемы ставит перед государством и специалистами задачу профилактики наступления инвалидности, развития служб медико-социальной работы в целях предотвращения стойких нарушений и ограничений жизнедеятельности, а также создание благоприятных условий для приспособления к окружающему миру детей с ограниченными возможностями и их интеграции в общество здоровых людей. В этой связи вопросы связанные с аспектами медико-социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья становятся особенно актуальными [1, С.15-16].
Потеря слуха, и как следствие, потеря речи приводят к невозможности гармоничного психофизического и эмоционального развития неслышащих детей. Каждый из них нуждается в профессиональной помощи при адаптации к внешнему миру. Социальная адаптация представляет собой процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников [5. с. 47]. Если же речь идет об адаптации детей с ограниченными возможностями слуха, то особая роль в этом процессе отводится медико-социальной работе. Данная работа подразумевает комплексный подход и в адаптивном процессе осуществляется с участием специалистов различного профиля: отоларинголога, невролога, психиатра, ортопеда, окулиста, врача и методиста лечебной гимнастики, логопеда и педагога-психолога с обязательным включением ребенка с ограниченными возможностями слуха в общество [2, С. 37-39].
Следует отметить, что нарушение слуха - это не только количественное снижение слухового восприятия (ребенок не слышит тихий голос), но и качественные необратимые стойкие изменения слуховой системы (ребенок ощущает звучание речи, но не различает звуки и слова, не понимает их смысла). Различают кондуктивные и сенсоневральные нарушения слуха. Кондуктивные нарушения слуха могут возникнуть у любого человека при воспалении среднего уха (отит), образовании серных пробок и пр. Также эти нарушения возникают при деформации строения ушных раковин, заращении слуховых проходов и др. Чаще всего они носят временный характер и могут быть вылечены. Сенсоневральные нарушения слуха связаны с поражением слухового нерва и являются стойкими и необратимыми. Ребенку с такими проблемами необходима поддерживающая терапия, слухопротезирование (подбор, настройка и использование индивидуальных слуховых аппаратов), а также длительная, систематическая комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная коррекция и реабилитация. Это связано с тем, что нарушение слуха, прежде всего, сказывается на психике, своеобразии общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом. Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания. Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, упражнениях с предметами. Потеря или снижение слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития и коммуникативного опыта. Однако эти недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением специальных методов и технических средств в процессе социализации и обучения. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции [4, С. 6-17].
Для коррекции нарушенного слуха используется слухопротезирование - подбор и настройка индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарное имплантирование. Слышащие люди часто считают, что индивидуальный слуховой аппарат - это «очки» для слуха, с ним человек сразу становится слышащим и говорящим. Это верно лишь при незначительном понижении слуха (слабослышащие дети I и II степени); при тяжелом снижении слуха (слабослышащие дети III и IV степени, глухие) аппарат лишь улучшает разборчивость восприятия речи, может компенсировать ее нарушение [3, с. 96]. После слухопротезирования ребенку необходимы специальные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия и речи. Ребенок должен носить слуховые аппараты постоянно, чтобы иметь возможность все время слышать звуки и речь. Это обязательное условие для успешного обучения и общения. Если аппараты подобраны и настроены правильно, то их постоянное использование не вызывает у ребенка дискомфорт и ухудшение слуха. По мимо слухопротезирования существует еще один современный способ коррекции слуха - кохлеарное имплантирование, которое позволяет детям с тяжелой потерей слуха воспринимать звуки на значительном расстоянии. Обязательным условием для этого являются систематические длительные занятия со специалистами по формированию слухового восприятия и развитию речи [8, С. 9-13].
Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний. В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной медико-социальной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность [6, С. 34-36].
В нашей стране остроту данной проблеме придает и то, что система оказания помощи этой категории детей начала складываться только после 1917 г. а до 90-х годов ХХ века, работа с такими детьми осуществлялась в специальных домах-интернатах, изолированных от общества. В нашем обществе в течение длительного времени доминировала установка на воспитание и образование детей с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа. Это, по мнению специалистов, и привело к созданию кризисной ситуации, связанной с отчуждением детей с ограниченными возможностями и их семей от жизни в обществе. Такие дети как правило, живут изолированной от общества жизнью и в будущем оказываются оторванными от реалий современного мира. Ситуация обостряется еще и тем, что к детям с ограниченными возможностями здоровья, члены семьи относятся с гипертрофированным вниманием – либо, предвосхищая каждое их желание (гиперопека), либо, утратив веру в возможность их развития вообще перестают заниматься, удовлетворяя лишь их биологические потребности (гипоопека). Безусловно, такая позиция семьи самым негативным образом влияет на его адаптационный ресурс, восстановление личности ребенка и на его дальнейшую интеграцию в общество. Специалистам следует обращать внимание родителей на необходимость активного включения ребенка с ограниченными возможностями в повседневную жизнь семьи. [2, С. 53-56].
Помочьребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в обществе, справиться с жизненными затруднениями, сделать все возможное, чтобы он не чувствовал себя изолированным призваны различные государственные и общественные учреждения. На сегодняшний день, на уровне государства созданы и создаются оптимальные условия, обеспечивающие правовую, медицинскую, педагогическую и социальную поддержку такой категории детей и их семей. Данная поддержка выражается в действующей системе нормативно-правового регулирования жизнедеятельности детей и лиц с ограниченными возможностями здоровья; развивающейся сети специализированных медицинских, образовательных, социальных учреждений; осуществлении профессиональной помощи компетентными специалистами и социальном обеспечении. Именно, комплексное медико-социальное решение такой проблемы как ограничение возможностей слуха у ребенка, позволит повысить результативность всего социально-адаптационного процесса. Благодаря их систематической деятельности у слабослышащих/глухих детей появляется возможность в получении разностороннего развития, что в последующем оказывает положительное влияние на их жизнедеятельность в обществе здоровых людей [1, С. 6-7].
Литература:
1. Басов Н.Ф. Социальная реабилитация молодежи / Н.Ф. Басов, О.И. Веричева. – Москва: изд. Москва, 2015. – 327 с.
2. Гришина Л.П. Инвалидность, как многофакторная проблема / Л.П. Гришина, Д.И. Лаврова // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2014. – № 1. – С. 27-67.
3. Жигарева Н.Г. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты / Н.Г. Жигарева. – Москва.: изд Москва, 2013. – 208 с.
4. Кузнецова М.А. Основы психологии / М.А. Кузнецова. – М.: издательский центр «Академия», 2015. – 340 с.
5. Культура глухих и слабослышащих [Электорный ресурс]. Режим доступа: http://www.azdeaf.het/. Загл. с экрана (Дата обращения: 22.02.2016).
6. Комплексная реабилитация инвалидов: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешехина; под ред. Т.В. Зозули. – М.: «Академия», 2015. – 304 с.
7. Солицева Л.И. Общая характеристика деятельности глухих. Психология глухих людей / Л.И. Солицева. – Москва: «Макет плюс», 2014. – 300 с.
8. Свистунова Е.Г. Организационно-методические основы формирования и реализации региональных программ в сфере реабилитации инвалидов: методическое пособие для органов социальной защиты населения субъектов РФ. – Санкт-Петербург, 2013. – 67с.