ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ПОНИМАНИЯ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «УРОКИ ПОНИМАНИЯ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в детские, подростковые и юношеские годы. Современные показатели состояния здоровья детей, подростков и молодежи относятся к числу важнейших характеристик, определяющих их положение в обществе, а негативные тенденции в области здоровья – бесспорное свидетельство социального неблагополучия. Анализ источников статистических данных показал четкую тенденцию к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов. По данным Интерфакс, со ссылкой на детского омбудсмена Павла Астахова, количество детей-инвалидов в России за последние пять лет выросло на 9,2%. Только за 2014 год, по сравнению с 2013 годом, рост составил 3,7%. По данным пресс-службы уполномоченного по правам ребенка в России, число детей с ограниченными возможностями здоровья растет из года в год (4).

В Забайкальском крае, по данным Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, на 01.01.2016 г. численность детей инвалидов составляет 4749 человек, что на 4% меньше, чем данные на 01.01.2015 г. (4955 детей). Небольшое снижение численности детей – инвалидов на фоне общего ухудшения состояния здоровья детей можно объяснить вступлением с 1 января 2015 года в силу Приказа Минтруда России №664н от 29 сентября 2014 г. «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Приказ содержит сведения о новых классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан (4, 6, 7).

Анализ современной ситуации свидетельствует, что причинами ухудшения показателей здоровья детского населения является множество факторов, таких как: социально-экономическая нестабильность в обществе, неблагополучное санитарное состояние среды обитания детей (условия и режим обучения, бытовые условия и т. д.), экологическая ситуация, низкая медицинская активность и санитарная грамотность населения, недостаточность профилактической работы [1, 2, 4, 5, 6].

Также одной из значимых причин в ухудшении здоровья детей является отсутствие у них мотивации к ведению здорового образа жизни, пренебрежительное отношение к собственному здоровью и здоровью близких. Поэтому немаловажное значение приобретает работа, направленная на формирование у детей установок на собственное здоровьесбережение и заботу о здоровье окружающих [1, 2, 3, 5, 6, 7].

В настоящее время в понятие «здоровье» включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих: здоровье физическое, здоровье психическое, здоровье социальное, здоровье нравственное. Здоровье как система составляющих требует комплексного подхода в формировании здорового образа жизни. Именно комплексный подход предлагает интеграцию всех направлений деятельности и форм работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, поскольку каждая составляющая в отдельности не даёт должного положительного результата. В данной статье изложен обобщенный опыт ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» Забайкальского по реализации комплексной программы «Уроки понимания», целью которой является формирование установок на здоровый образ жизни, рассматриваемый через призму составляющих понятия «здоровье».

Реализация программы осуществляется на базах городских школ в течение 10 лет и механизм ее реализации включает три этапа: подготовительный, внедренческий и оценку эффективности.

На первом этапе устанавливается контакт с общеобразовательными школами, определяется класс, который будет включен в программу, проводится первичная диагностика; второй этап программы предполагает непосредственную ее реализацию по совместно утвержденному со школой плану; на третьем этапе проводится заключительная диагностика, анализ которой позволяет оценить эффективность реализации программы.

Взаимодействие со школами строится на договорных отношениях, которые предусматривают работу в соответствии с совместно разработанным и утвержденным планом и содержат в себе определенный перечень взаимных обязательств по реализации программы «Уроки понимания». Диагностические мероприятия подготовительного этапа позволяют определить первоначальную характеристику ребенка, включающую состояние его физического, нравственного, психического и социального здоровья. Мероприятия включают медицинский осмотр, анкетирование детей и родителей, опросы детей и беседы с ними.

Реализация второго этапа программы ведется по трем направлениям: медицинскому, психолого-педагогическому и социальному. Указанные направления тесно переплетены, работа специалистов не изолирована, так как предполагает слаженное взаимодействие всех участников процесса.

Мероприятия медицинского блока программы нацелены на создание у ребенка представлений о медико-социальных проблемах людей с различными нарушениями здоровья, информирование о способах само- и взаимопомощи при возникновении острых состояний, рассмотрение влияния факторов, разрушающих здоровье и последствия их пагубного влияния на организм человека. Немаловажное значение имеет информирование детей об основных способах закаливания организма, об этапности и систематичности этого процесса как необходимом условии выработки иммунитета и укреплении организма.

Занятия с детьми проводятся в групповой форме, используются такие методы работы, как информирование, беседа и дискуссия. Для более четкого усвоения материала вся работа строится с опорой на дидактический принцип наглядности.

Тематический план программы подвергается ежегодной корректировке в соответствии с полученными данными тестирования детей и анализа материалов исследования. Проанализировав материалы одного из анкетирований, специалисты сделали вывод необходимости включения в план медицинского блока занятий по половому воспитанию.

В медицинское направление деятельности включены мероприятия по оздоровлению детей в рамках уставной деятельности Центра по профилактике инвалидности. В соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья, ежегодно разрабатывается оздоровительный маршрут для каждого ребёнка, который включает набор процедур, таких как: массаж, лечебная физическая культура, солевая дорожка, галоингаляции, физиопроцедуры, водолечение, тепловое лечение. Реализация мероприятий оздоровительного маршрута позволяет избежать рецидивов хронических заболеваний, способствует укреплению иммунитета и снижению частоты простудных заболеваний, что подтверждается специалистами при повторных приемах и осмотрах детей.

Психолого-педагогическое направление реализует мероприятия, нацеленные на выявление психологических проблем у детей, психоэмоциональную коррекцию выявленных нарушений, устранение психологических барьеров во взаимопонимании между людьми.

Диагностические процедуры в центре проводятся с использованием аппаратно-программного комплекса «Активациометр» (АЦ – 9К), который позволяет исследовать психоэмоциональное состояние школьников их стрессоустойчивость и способность к саморегуляции психоэмоционального состояния. На основании полученных результатов педагоги-психологи формируют группы для проведения тренинга с целью коррекции эмоционального состояния. Использование данной аппаратной методики наиболее целесообразно в периоды повышенного умственного и физического напряжения школьников, так как позволяет выявить детей, находящихся в состоянии повышенного психоэмоционального возбуждения, сниженной умственной работоспособности, которые могут в дальнейшем привести к нежелательным последствиям. Анализ данных психологического обследования учащихся 9 класса школы № 47 (30 человек) в 2015 году в преддверии прохождения детьми государственной итоговой аттестации свидетельствует о том, что лишь 4 ребенка имеют показатель «средне-оптимум» - хорошая работоспособность, умственная активность, энергичность. Оставшаяся часть ребят – 26 человек имеют отклонение от нормы разной степени выраженности: 5 детей имеют показатель «ниже среднего» - снижение активности и умственной деятельности; 7 детей – «выше среднего», что свидетельствует о их повышенной возбудимости и нервозности; 14 детей чрезмерно перевозбуждены, подвержены участию в конфликтных ситуациях, что подтверждается показателем исследования «чрезмерно».

Тренинговая и консультационная психолого-педагогическая работа с детьми с выявленными психологическими проблемами, которая проводилась в течение месяца.

Показатель «средне-оптимум» увеличился до 83%. Хочется отметить, что 2 ребенка, сохранивших показатели, свидетельствующие о психологических проблемах, не посещали тренинги, а 3 ребенка посетили их частично, поэтому не всех детей удалось вывести на показатель «средне-оптимум».

Также в рамках психолого-педагогического направления деятельности происходит развитие представлений об особенностях жизнеорганизации лиц с отклонениями в развитии, об адекватном восприятии людей с физическими и умственными отклонениями. Ребята участвуют на занятиях дефектологов, педагогов дополнительного образования с детьми-инвалидами, чтобы увидеть и попытаться понять проблемы, с которыми сталкиваются особые дети и ознакомиться с методами коррекционной работы.

Социальный блок программы реализуется посредством уроков, экскурсий, направленных на ознакомление с государственной системой помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья; на понимание принципов организации жизнедеятельности инвалидов, раскрытие возможности их социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации.

В реализации мероприятий данного направления ведущая роль отведена специалистам по социальной работе. Кроме организации и проведения мероприятий просветительного характера, организуются экскурсии внутри центра «Росток», в том числе и в отделении иппотерапии, базирующемся на Государственной конюшне, и за пределами центра – в городских библиотеках, протезно-ортопедическом предприятии, на концертных площадках города, где показывают свое творческое мастерство люди с ограниченными возможностями здоровья.

Знакомство с центром «Росток» происходит у детей на первых этапах включения в программу. Дети погружаются в реабилитационную среду, знакомясь со множеством видов медицинского оборудования, современным оснащением кабинетов педагогов, психологов, работой с клиентами центра – все это вызывает неподдельный интерес и желание познать этот, пока еще не известный им, мир реабилитации.

На базе городских библиотек организуются тематические вечера, направленные на выработку нравственного сознания, развитие глубоких нравственных чувств, посредством прочтения и обсуждения произведений великих авторов, бесед и дискуссий о необходимости оказания посильной помощи слабому и нуждающемуся в ней человеку с ограниченными возможностями здоровья.

В салоне протезно-ортопедического предприятия специалисты знакомят детей с возможностями технических средств реабилитации и вспомогательных средств, объясняют особенности их подбора для более комфортной жизнеорганизации людей с патологией опорно-двигательной системы и проблемами в передвижении. Необходимость такой работы очевидна, так как помогает детям осознать глубину проблем, с которыми сталкивается человек с тяжелой двигательной патологией и проникнуться мыслью о необходимости оказания помощи таким людям и заботой о собственном здоровьесбережении.

Совместные мероприятия с привлечением нужных специалистов из учреждений, организованные на уровне межведомственного взаимодействия, позволяют расширить информационное пространство в просветительном направлении работы со старшими школьниками. Такими специалистами являются представители Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), врачи Краевого наркологического диспансера, специалисты библиотеки для слабовидящих и незрячих и другие.

Компетентность специалистов ФСКН позволяет осветить проблемы современной молодежи, степень вовлеченности их в процесс сбыта, приобретения наркотических средств и психоактивных веществ, ответственность за преступления, связанные с оборотом наркотиков. Специалисты наркологического диспансера доводят до сведения ребят механизм действия запрещенных препаратов на организм человека, пагубные последствия такого воздействия. Приведение конкретных примеров позволяет молодым людям провести параллель между своей жизнью и жизнью их сверстников, сделавших выбор в пользу губительного действия наркотических средств и утвердиться во мнении о целесообразности ведения здорового образа жизни.

При оценке эффективности формирования здорового образа жизни в рамках программы «Уроки понимания», используется комплексный подход. В первую очередь проводится анализ включенности детей в мероприятия центра «Росток». Заинтересованность детей и степень их включенности проявляется в желании проводить уроки по обучению пожилых инвалидов и детей-инвалидов компьютерной грамотности, участии в культурных мероприятиях, посвященных Дню инвалида, в подготовке и проведении театрализованных представлений для детей-инвалидов. Наблюдение показывает, что ребята стали постоянными участниками мероприятий и помощниками в их организации и проведении и участие школьников в волонтерской деятельности позволило центру занять второе место в конкурсе «Хрустальное сердце Забайкалья» в рамках Гражданского форума «Забайкальцы - Забайкалью 2015» в номинации «Образовательная программа года в сфере добровольчества».

Ежегодный анализ анкетирования родителей детей-участников программы «Уроки понимания» позволяет сделать выводы о положительных изменениях, произошедших с детьми после их участия в мероприятиях программы. Изменения в ребенке выражаются в отношении к собственному здоровью и здоровью близких, ребята стали внимательнее к проблемам членов семьи, оказывают помощь в ведении домашнего хозяйства, отмечается тенденция к повышению успеваемости.

Немаловажное значение для оценки качества программы имеют отзывы классных руководителей. По словам из письменного отзыва классного руководителя 8 класса «Г» МБОУ «СОШ № 47» г. Чита, «… такие уроки помогают ребятам предотвратить инвалидность в собственной жизни, быть внимательнее к своему здоровью…».

Система формирования здорового образа жизни в условиях реабилитационного центра «Росток» максимально приближена к современной модели здоровья, которая кроме физической и психической составляющих, представлена здоровьем социальным и нравственным. Реализуя комплекс разноплановых мероприятий, удается повысить мотивацию к ведению детьми здорового образа жизни, придать значимость сохранения собственного здоровья и здоровья близких людей, способствовать развитию у детей высоких нравственных ценностей.

Таким образом, поэтапная реализация программы «Уроки понимания», охватившая четыре школы города, позволила достичь немалых результатов, давая повод убедиться в эффективности интегрированного подхода к проблеме формирования здорового образа жизни у школьников.

Литература.

  1. Актуальные вопросы детской инвалидности в условиях реформирования системы охраны здоровья / А. Н. Беловол, А. Ф. Шипко, А. С. Сенаторова, и др. // Здоровье ребенка. 2014. № 5. С. 145–148.

  2. Лаврова Д. И. Динамика инвалидности детского населения в Российской Федерации / Д. И. Лаврова // Наука и мир. 2015. № 9 (25). С. 113–114.

  3. Лысенко К. Ю., Трифонова А. Д. Исследование динамики детской инвалидности в России за 2000–2015 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №14. — С. 359-362.

  4. Положение инвалидов / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 03.06.2016 г.).

  5. Построение эконометрических моделей: учебное пособие / С. А. Беляев, Н. С. Бушина, О. В. Власова и др.; Под общей редакцией Д. А. Зюкина. — Курск: «Деловая полиграфия», 2015. 61 с.

  6. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / С.Т. Кохан. А.В. Патеюк, В.Л. Антонов и др. // Чита: ЗабГУ, 2016. – 280 с.

  7. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / С.Т. Кохан, Ю.Ю. Шурыгина, А.В. Патеюк, Е.М. Кривошеева и др. // Чита: ЗабГУ, 2016. – 241 с.

Просмотров работы: 436