Весьма условно иппотерапию можно классифицировать по отдельным видам. Определение вида лечебной верховой езды и выбор методики занятий зависит от уровня физических и интеллектуальных возможностей реабилитанта. С самыми тяжелыми больными и с начинающими, как правило, применяется собственно иппотерапия (пассивная езда на лошади). Более сохранные реабилитанты учатся элементам самостоятельного управления лошадью.
Лошадь сама по себе является уникальным биотренажером. Движения лошади по многим своим характеристикам идентичны ритму ходьбы человека. Шаг или рысь лошади с поразительной точностью имитируют ходьбу и бег человека. Передавая импульсы своих движений, лошадь «задает темп» работы организму всадника. На это реагируют все системы организма: мышечная, нервная, сердечно-сосудистая.
ЛВЕ обеспечивает ребенку возможность тесного телесного контакта с живым существом и получения ощущений, подобных тем, которые в раннем детстве давало малышу прикосновение близкого человека. Такая экскурсия в свое прошлое позволяет пережить многое из того, что ощущает малыш при обычном естественном развитии и чего, как правило, лишен ребенок с нарушением развития.
При ЛВЕ применяются специальные упражнения, которые способствуют освоению сложных точностных движений, улучшению зрительно-моторной и слухомоторной координации, равновесия, тренировки вестибулярного аппарата.
Особое внимание заслуживают групповые формы занятий, так как при этом у ребенка развиваются эмоциональные механизмы – азарт, соперничество, включенность в групповую задачу, умение поддержать товарища, переживание общей радости и успеха.
Занятия, проводимые в игровой форме, позволяют сделать процесс более динамичным и вариативным, развивают внимание и навыки коммуникации, способствуют активизации всех сенсорных систем и пространственных представлений, связанных с освоением пространства за пределами собственного тела, что для пациента, ограниченного в движениях, очень важно.
Ребенок играет в знакомые игры, выполняет те же действия, находясь не на земле, а на лошади. Лошадь движется в разных направлениях, с разной скоростью, добавляя тем самым множество разнонаправленных стимулов, заставляя тело работать в максимально интенсивном режиме, каждую секунду создавая проблемную ситуацию, требующую немедленного решения. Часто дети при первой посадке на лошадь (или нескольких первых) бывают скованы, напряжены. Игры позволяют вспомнить, сопоставить знакомое с незнакомым, принять ситуацию как «полузнакомую» и, тем самым, войти без стрессов в новую ситуацию.
У инструктора появляется возможность развития партнерских отношений с всадником и, в дальнейшем, выполнение необходимых упражнений, которые без элемента игры были бы скучными и неинтересными, а, следовательно, менее результативными. Чтобы разнообразить занятия, сделать их более увлекательными, на занятиях ЛВЕ используются различные игровые предметы.
Упражнения с кольцами могут выполняться из различных исходных положений, как на неподвижной лошади, так и в движении. В процессе игры кольца одеваются на руку инструктора, вертикальные стойки, на уши лошади. При этом всадник по возможности называет цвет колечек, считает их.
Особое внимание уделяется упражнению с мячами. Мяч, как правило, уже ассоциируется с игрой. Помимо этого добавляются различные игровые элементы, направленные на расширение контактов с окружающими. Это, в первую очередь, сам процесс игры (играют минимум два человека), плюс вербальное и невербальное общение, эмоциональный контакт. В процессе освоения упражнения ребенок развивает свои физические возможности, знание схемы тела, осваивает пространство.
Список предметов и игрушек, используемых на занятиях, бесконечен. Нередко используются игрушки для конкретного ребенка и решения конкретной задачи, игрушки, издающие звуки или имеющие подсветку. Любые игрушки, которые нравятся всаднику и могут как-то его заинтересовать, используются для того, чтобы инициировать активное движение.
Использование русского фольклора на занятиях ЛВЕ основано на использовании ритмичных языковых элементов речи, ее оборотах, региональных особенностях. Любые фольклорные (народные) игры основаны на этапах онтогенеза, т.е. для детей - одни, для подростков - другие, для взрослых - третьи, то в каждой возрастной группе используются свои фольклорные элементы. Игры, основанные на звуко-ритмических рисунках в сочетании с действием (притопы, прихлопы) дают богатейшие возможности для психоречевого и сенсомоторного развития. Их ритм и шутливое содержание завораживают, заставляют невольно включаться в процесс любого ребенка.
Многим детям знакомы «Ладушки», различные варианты хороводных игр, пестушки, потешки. Ребенку, оказавшемуся впервые на лошади, знакомые игры помогают снять страхи, связанные с незнакомой ситуацией. Это очень облегчает период адаптации к занятиям ЛВЕ. Важно отметить, произношение фраз ритмически совпадает с шагом или бегом (рысью) лошади, что немаловажно для момента адаптации, вживания в незнакомую ситуацию.
Исходя из того, что группа - маленькая модель социума, на групповых занятиях лечебной верховой ездой целенаправленно создаются условия и ситуации, возникающие в человеческой жизни.На занятиях в группе четко фиксируются моменты приветствия (в начале занятия), прощания (в конце занятия) и у детей происходит осознание, осмысление того, для чего совершаются те или иные действия. Делаются акценты на принятых в данном обществе (социальной группе) нормах и правилах поведения людей. Градация всегда идет по полу, по возрасту, по интересам, по личным предпочтениям.
Применение метода динамической проприоцептивной коррекции с использованием костюма «Адели» широко распространено в восстановительной практике среди пациентов с двигательными нарушениями. Для повышения эффективности реабилитационного процесса совмещены две технологии: лечебного костюма «Адели» и иппотерапии. Как и костюм «Адели», верховая езда развивает ориентацию ощущения пространства и ощущения своего тела в пространстве, повышает активность функциональной системы антигравитации. Так как движение спины лошади происходит во всех трех плоскостях - фронтальной, сагиттальной и горизонтальной, и соответствует движению человека при ходьбе, у всадника возникает ощущение нормального прямохождения. Поэтому пациенты, позанимавшись в стенах Центра, продолжают занятия в костюме, "шагая" на лошади. Важно и то, что ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спастичных мышц бедер и ягодиц. Этому способствует и тепловой эффект от спины лошади, температура тела которой выше человеческой на 1-1,5 градуса Цельсия. Помимо этого у детей развиваются коммуникативные навыки, т.к. такие занятия проводятся только в группе. Работа по совместному применению лечебного костюма " Адели " и иппотерапии проводилась в течение трех лет (2010-2012 годы) в летнее время года. Были сформированы основная и контрольная группы детей. Основная группа занималась по интегрированной технологии, контрольная группа получала обычный курс реабилитации с раздельным использованием костюма «Адели» и иппотерапии. Кроме того, в программу комплексной реабилитации в обеих группах были включены массаж, лечебная гимнастика, гидрокинезотерапия, физиолечение по показаниям. Результативность оценивалась на основании официальных медицинских диагностических методик, таких как: мануально-мышечное тестирование, оценка объема движений в суставах; пятибалльная шкала оценки координации и равновесия; диагностическое тестирование тонуса мышц; оценка уровней двигательного развития и др. Анализ полученных результатов в основной и контрольной группе пациентов позволяет сделать вывод, что совместное использование лечебного костюма "Адели" и иппотерапии в комплексной реабилитации инвалидов существенно повышает эффективность и качество восстановительного процесса. Происходит значительное улучшение моторной, психической, речевой функций, улучшается работа внутренних органов. Развивается познавательная сфера ребенка в условиях природной среды, эмоциональный фон существенно сдвигается в положительную сторону. Занятия на "открытом воздухе" при различных природных условиях способствуют закаливанию организма.
Лечебная верховая езда во всем ее многообразии является подготовительным этапом к следующей, более высокой ступени физического, психического и нравственного развития детей-инвалидов. Конный спорт для инвалидов - мощное средство социальной реабилитации. Сама возможность участия в тренировках и конноспортивных состязаниях уже является положительным итогом занятий и появлением новых перспектив для всадника-инвалида.
За период 2009 - 2014 гг. инвалидным конным спортом занимались 77 детей, что составляет всего 7% от общего числа детей, получивших курс иппотерапии. Столь малая численность обусловлена несколькими факторами:
инвалидный конный спорт - очень сложный технический вид спорта;
заниматься ИКС можно не раньше, чем с 12лет;
занятий спортом требуют определенного уровня здоровья и базовой
физической подготовки;
подготовка и выступление на соревнованиях предусматривает
определенные материальные затраты;
занятия конным спортом требуют придельной концентрации физических сил, терпения и воли не только самого ребенка, но и родителей спортсмена (особенно на начальном этапе подготовки).
В настоящее время в центре «Росток» ИКС занимаются 16 спортсменов-инвалидов с 13 до 23 лет включительно. Все спортсмены-инвалиды, в соответствии с Международной классификацией, разделены на 4 уровня в зависимости от степени тяжести патологий. Первый уровень - наиболее тяжелые патологии, в основном колясочники, четвертый – наименее тяжелые патологии. В соответствии с этими уровнями, трудность езды также варьируются:
на первом уровне-шаг;
второй уровень - шаг, рысь;
третий и четвертый уровни - шаг, рысь, галоп.
Занятия спортсменов ИКС проходят круглогодично. В зимний период для поддержания спортивной формы молодые люди занимаются в тренажерном зале. На занятиях используются упражнения, направленные на снижение повышенного тонуса, создание мышечного корсета, улучшения баланса и координации движения, разработки контрактур.
Известно, что быстрое лихорадочное дыхание рефлекторно повышает и без того повышенный тонус мускулатуры детей, поэтому особое внимание мы уделяем дыхательным упражнениям, умению расслабляться.
В подготовке спортсменов - инвалидов одной из форм подготовки являются теоретические занятия. Так как традиционно занятия проводились в форме лекций, бесед, у ребенка снижалась мотивация, исчезал интерес, была изменена форма проведения теоретических занятий, с использованием новых технических возможностей (интерактивная доска, учебный компьютерный класс).В игровой форме моделируется маршрут, даются материалы по истории конного спорта, о характере, привычках лошадей, правилах ухода и тренинга. Развиваются навыки самостоятельной работы и самоорганизации. Во время занятий заметно повышается способность детей-инвалидов к обучению, усвоению новых навыков и сведений. Все это является необходимым базовым фоном для выполнения дальнейших упражнений непосредственно на лошади в практических условиях.
Большим мотивационным фактором в тяжелых тренировках является подготовка и непосредственное участие детей и молодых инвалидов в конноспортивных соревнованиях.
Спортсмены центра «Росток» - неоднократные призеры и чемпионы краевых соревнований по инвалидному конному спорту (ИКС).
В 2013 году команда центра «Росток» представляла Забайкальский край на I Международном Байкальском фестивале конного спорта инвалидов в г. Иркутске. Представители команды заняли два первых и 7- третьих мест по программе Паралимпийских игр. Для многих ребят участие в соревнованиях стало первым опытом поездки за пределы Читы, а самое ценное- возможность общения со спортсменами из других городов и стран.
В 2014 году команда центра представляла Забайкальский край вОткрытом Чемпионате Сибирского Федерального Округа по адаптивному конному спорту. Результат - 10 медалей разного достоинства (4 золотых, 4 серебряных, 2 бронзовых).
В 2015 году команда центра «Росток» приняла участие во втором Международном Байкальском фестивале конного спорта инвалидов, итогом выступления стали 7 медалей разного достоинства. в фестивале приняли участия дети - инвалиды и молодые инвалиды из 12 регионов России, Монголии, Латвии.
Участие в конных соревнованиях дает возможность инвалидам ощутить свою ценность, повысить самооценку, почувствовать уверенность в своих силах, и не смотря на проблемы со здоровьем, получить образование, работать и найти свое место в жизни. Но самое важное, что такие соревнования формируют уверенность в своих силах и желание совершенствоваться.
Литература
Климова В.К., Посохов А.В, Лукьянов Н.А. Теоретические основы использования иппотерапии в процессе физической реабилитации. - Белгород: ИЦП «Политерра». - 2008. - 75 с.
Кожевникова В.Т. Современные технологии в комплексной физической реабилитации больных с церебральным параличом. - М.: ПБОЮЛ «Т.М. Андреева», 2005. - 238 с.
Коротков К.Г. Принципы анализа ГРВ биоэлектрографии. - СПб.: Реноме, 2007. - 286 с.
Максимова М.В. Иппотерапия как средство коррекции психического развития умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста: дис ... канд. пед. Наук. - МПГУ, 2005.- 187 c.
Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды: пер. с нем. - М.: Московский Конноспортивный клуб инвалидов, 2000. - 102с.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / С.Т. Кохан. А.В. Патеюк, В.Л. Антонов и др. // Чита: ЗабГУ, 2016. – 280 с.
Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / С.Т. Кохан, Ю.Ю. Шурыгина, А.В. Патеюк, Е.М. Кривошеева и др. // Чита: ЗабГУ, 2016. – 241 с.