ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Предупреждение и преодоление сложного характера поведенческих нарушений требует тщательно проработанной и организованной системы социальных воздействий:

Первый уровень рассматриваемой нами системы - психолого-педагогическая помощь, которая отличается выраженной гуманистической направленностью (на основе принципов конфиденциальности, добровольности, личной заинтересованности, принятия человеком ответственности за собственную жизнь, взаимного доверия, поддержки, уважения личности, индивидуальности) и играет в ней связующую роль.

У данного уровня имеется два направления:

1. Превенция (предупреждение, профилактика)

2. Интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).

Превенция отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации (общегосударственный, правовой, общественный, экономический, медико-санитарный, педагогический, социально-психологический. Комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность, которые очень важны в работе с активно формирующимися личностями – условия успешной профилактической работы.

Можно выделить следующие задачи профилактической деятельности (которые стоят перед специалистами ГУСО ЖКЦСОН «Радуга» Забайкальского края):

1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие, формирование позитивного отношения к окружающему миру, желания вести здоровый образ жизни.

2. Формирование мотивации на социально- поддерживающее поведение (важно научить людей такому поведению, т.к. каждому необходима возможность поделиться радостью, печалью, ощутить поддержку в нашем современном мире, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизировать их ресурсы для поиска поддержки в случае необходимости). Те, чьи сети социальной поддержки сформированы (семья, друзья, значимые другие), легче справляются с трудностями и проблемами и более эффективно преодолевают стрессы.

3) Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий. Те, кто эффективно используют поведенческие стратегии, имеет социально-поддерживающее окружение и успешно использует копинг-ресурсы, оказываются более защищенным перед лицом стрессовых факторов, вероятность проявления многих видов девиаций уменьшается (к примеру, агрессивность, употребление химических веществ, суицидальное поведение и др.).

4) Формирование знаний и навыков в области противодействия различным видам девиантного поведения у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование человека о действии и последствиях девиантного поведения в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптивных форм поведения помогают сформировать у него образ жизни, способствующий сохранению здоровья.

5) Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них желание, мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.

6) Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные – это работа с лицами, у которых девиантное поведение уже сформировано. Но прежде чем этот процесс становления дойдет до необходимой стации завершенности, человек проходит длинный путь от осознания своих подлинных чувств, преодоления психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения дезадаптивных форм поведения на более адаптивные. Для этого необходимо понимание, что девиация мешает нормальному функционированию в жизни, ведёт к разрушению и уничтожению, но для начало необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые личность выстраивает для ухода от решения проблем, осознать свои поведенческие проявления и захотеть изменить их на более адекватные.

7) Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых (каждый должен при необходимости получить помощь окружения, в случаях, когда его нет, необходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку, расширять обучение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения).

8) Поощрение стремления подростков к изменению дезадаптивных форм поведения и минимизация вреда от такого поведения – это работа с теми, у кого отклоняющееся поведение приобрело устойчивые формы, усилия в таком случае необходимо направить на формирование у человека желания уменьшить и прекратить различные проявления этого поведения.

Следует выделить формы психопрофилактической работы, многие из которых используются на практике специалистами ГУСО ЖКЦСОН «Радуга» Забайкальского края [1-3].

Первая форма - организация социальной среды, в основе которой лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Специалисты путем воздействия на социальные факторы, стараются предотвратить нежелательное поведение (воздействие может быть направлено на общество или группы через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению, объектом такого воздействия зачастую становится семья, школы Железнодорожного района г. Читы, определённые классы, конкретные личности).

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, профилактические мероприятия и социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость, не забывая о значении СМИ. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественный уровень, как например, интернет-марафон «Доверься! Скажи, о чем молчишь!» в 2016 г., посвященный «Телефону доверия» при участии популярных в молодежной среде звезд.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответс­твующую работу. В условиях нашего города пока данный вид работы труднореализуем.

Вторая форма профилактической работы – информирование, которое является более традиционным направлением и реализуется в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видеофильмов. Попытка воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений – суть подхода, в которм используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность, с запугивающими фактами, в том числе представляющая негативные последствия употребления наркотиков, с описанием драматических судьб девиантов, их личностной деградации. Данный метод увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения, так как информирование не снижает уровень девиаций, а иногда и, напротив, стимулирует усиление интереса к девиациям при раннем знакомстве, что зачастую бывает и при несвоевременной подаче информации. Так, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции. Отказ от преобладания запугивающей информации и дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам может стать толчком в развитии перспективы данного подхода.

Третья форма профилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам, которое преимущественно реализуется в различных групповых тренингах. В настоящее время распространены такие формы как:

  1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию, в ходе которого изменяются установки на девиантное поведение, фор­мируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д.

  2. Тренинг аффективно-ценностного обучения, который основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями (подростков, для предупреждения данной проблемы, обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом, при этом формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).

  3. Тренинг формирования жизненных навыков (наиболее важных социальных умений личности – умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях; способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы; навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации [2].

Данные формы работы с подростками представляются наиболее перспективными.

Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению, где работа связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения (например, аддикция играет важную роль в личностной динамике, т.к. повышается самооценка или интеграция в референтную среду, т.е. предполагается, что люди используют ПАВ, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее). Альтернативными формами активности могут выступать: познавательные моменты (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма – организация здорового образа жизни, исходящая из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом, и предполагающая здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

Шестая форма – активизация личностных ресурсов, через активные занятия спортом, творческое самовыражение подростков, участие в труппах общения и личностного роста. Всё это обеспечивает активность, здоровье и устойчивость к внешним негативным воздействиям.

Седьмая форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения, которая используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения, и направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий (к примеру, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению).

В различных видах профилактической работы могут использоваться схожие формы и методы.

Считается, что риск формирований девиаций оказывается реальным практически для любого ребенка или подростка. Поэтому программы профилактики ориентированы на все группы детей вне зависимости от возраста и принадлежности к определенной социальной группе. Такие программы должны формировать у несовершеннолетних навыки противостояния давлению, обеспечивающие формирование личностной устойчивости в отношении всей суммы факторов риска девиантного поведения; носить опережающий характер, по срокам предшествовать возникновению реальной возможности приобретения первого опыта девиантного поведения несовершеннолетнего; при организации профилактики должны быть выдержаны условия безопасности обучения: спокойная, эмоционально благоприятная атмосфера обучения, в которой успешно формируются социально приемлемые модели поведения, они отрабатываются во взаимодействии со сверстниками и другими значимыми лицами для создания профилактических программ необходимо четко представлять принципы, на которых строится профилактическая работа в государственном масштабе:

  • Принцип системности

  • Принцип стратегической целостности

  • Принцип многоаспектности

  • Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности

  • Принцип континуальности

  • Принцип солидарности (межвед.)

  • Принцип легитимности

  • Принцип полимодальности и максимальной дифференциации

Категории превентивных программ:

1. Личностно-центрированные превентивные программы, где происходит воздействие на определенные личностные характеристики (ресурсы).

2. Средо-центрированные ПП, где происходит воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества и т.д.

Оценивая опыт работы, можно с уверенностью утверждать, что одновременное воздействие и на среду и на личность имеет наибольший эффект.

Мультикомпонентные программы учитывают индивидуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общественные и т.д.). Мультикопонентный подход является наиболее перспективным, поскольку установлено, что эффективность программы прямо пропорциональна количеству включенных в нее компонентов: чем больше компонентов входит в программу, тем она более надежна и универсальна.

Эффективная профилактика должна включать в себя комплекс разнонаправленных программ, которые, сочетаясь в социально-педагогическом процессе, позволят решать самые разнообразные проблемы в условиях образовательных учреждений. Одним из важнейших условий реализации этих программ должна быть тонкая дифференциация детей в группы для организации профилактической работы, а также наличие в учреждении службы сопровождения, включающей необходимое количество специалистов [3-5].

Об оценке эффективности профилактических программ можно говорить очень конкретно. Существует три ее уровня. Во-первых, каждый возрастной курс любой программы включает тесты, проводимые до начала и после проведения всего цикла занятий. Обычно содержание тестов сводится к оценке измене­ния знаний детей. Во-вторых, если программой ох­ватываются все возрастные группы школы и ведется длительное обучение, например, в течение года, то возможна оценка более масштабных результатов профилактических программ. Она состоит в анализе динамики факторов риска и антириска у детей. Как правило, дети начинают лучше учиться, меньше прогуливают занятия, чаще делятся своими проблемами со взрослыми. Психологический климат в школе заметно улучшается: дети меньше оби­жают друг друга, дерутся. Параметрами оценки могут быть различные социометрические показатели, пове­денческие характеристики: агрессивность, конфликтность, девиации поведения и др. [5].

Список литературы:

1) Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А Беличева.– М.: «Пульс», 2013. – 250 с.

2) Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. – Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Г. О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л. Н. Корчагина, Н.Л. Морозова, Н.В. Тупарева // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 84–91.

3) Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Ака­демия», 2012. – 365 с..

4) Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе / С.А, Кулаков. – СПб.: Речь, 2012. – 287 с.

5) Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2013. – 115 с.

6) Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2011. – 289 с.

Просмотров работы: 1361