СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ БЕРЕМЕННЫМИ, СОХРАНЯЮЩИМИ БЕРЕМЕННОСТЬ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ БЕРЕМЕННЫМИ, СОХРАНЯЮЩИМИ БЕРЕМЕННОСТЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как показывает анализ деятельности социальных служб в современной России насущной остается проблема несовершеннолетнего материнства. Несмотря на довольно эффективную работу персонала социальных учреждений с несовершеннолетними матерями и их родителями, можно наблюдать рост количества несовершеннолетних беременных, состоящих на учете в различных социальных структурах. Очевидно, что сам рост формируется не за счет слабой работы психологов и социальных работников, а создается факторами инфантильного отношения к жизни, девиантного поведения девочек подростков, их негативного социального окружения и в первую очередь их семей [1, 2]. Если раньше считалось, что ранняя беременность удел детей из асоциальных семей, то в настоящее время мы массово имеем несовершеннолетних беременных уже и в благополучных семьях. Конечно, это объяснимо многими внесемейными социальными факторами современного существования, но очевидно, что семья играет немаловажную роль в предотвращении ранних беременностей. Проблема ранней беременности обусловлена, прежде всего, нарушением детско-родительских отношений, нежеланием и неспособностью родителей привносить вклад в культуру полового воспитания детей. Таким образом, мы можем разделить несовершеннолетних беременных на две группы [3, 5]. Первая: принадлежащих к выходцам из асоциальных семей, где забота о собственных детях, а так же их воспитание является абстрактным явлением в силу сознательного отстранения родителей от воспитания. Семьи данных несовершеннолетних характеризует низкая степень социальной адаптации ее членов, высокая распространенность поведенческих расстройств и алкоголизма у родителей, низкий образовательный и культурный уровень членов семьи, наличие насилия в семье, а также жилищных и материальных затруднений [1, 6, 7]. Вторая: принадлежащих к выходцам из благополучных семей, где родители больше ориентированы на удовлетворении своих чад материальными ресурсами, нежели морально-этическим воспитанием. Так же к этой группе необходимо отнести девочек из неполных семей, где родители не справляются в одиночку с выполнением всех семейных функций возложенных на родителя и в условиях современной жизни отдают дань заработку денег, не успевая при этом выполнять воспитательную роль в семье.

В результате жизнедеятельности таких разных семей дети оказываются в сходных условиях, когда родительский, прежде всего, воспитательный потенциал снижен до минимального уровня. Педагогическая запущенность детей отражает несформировавшиеся общественные социально-культурные нормы и ценности, неспособность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия, отсутствие контрацептивной грамотности. Следствием данных поведенческих аспектов девочек-подростков, все чаще, становится ранняя беременность. В целом работа специалистов с семьями несовершеннолетних беременных и матерей ведется достаточно эффективно. В ходе их взаимодействия нормализуется психологический фон семей, при помощи специалистов решаются социальные проблемы и пр. Однако остается контингент с нерешенными проблемами, где семьи имеют очень сложные внутрисемейные взаимоотношения, социальные и психологические проблемы. Бесспорным является, что в подобных семьях работу нужно вести не только с родителями несовершеннолетних беременных и несовершеннолетних мам, а уже с самими девочками, поскольку сама семья, самостоятельно справится с подобными проблемами, уже не способна.

Психологическая и экономическая зависимость юных беременных от родителей, социокультурные стереотипы в обществе относительно ранней беременности, отсутствие образования, ограничение дальнейших перспектив порождают у них стрессы и фрустрацию. Психологическая неготовность к беременности, скомканное представление будущего делает женщину-подростка уязвимой, зачастую ее одолевают мысли о том, что она одна в этом мире с подобной проблемой, появляются комплексы неполноценности, особенно когда ее родители сами не могут смириться с беременностью, не поддерживают ее и постоянно указывают на развратность дочери.

Очевидно, что если в момент беременности оставить девушку один на один со своими проблемами, не развернуть ситуацию в позитивное русло, то страх перед будущим в течение беременности будет сохраняться и накапливаться, последует приращение ненависти к будущему ребенку, к которому в дальнейшем последует соответствующее отношение. Кроме того, несформированность материнского отношения к ребенку вследствие отсутствия самостоятельного опыта длительной заботы и ответственности, опасна отказом от ребенка после его рождения.

Таким образом, необходимо усилить внимание на поиске дополнительных путей внесемейной социализации беременных несовершеннолетних, которая позволит осознать и принять роль матери, выработать взрослую жизненную позицию, сформировать зрелые суждения и ответственность. С этой целью требуется внедрять совершенствование социального обслуживания семей и детей, формировать оптимальную социальную инфраструктуру, обеспечивающую адресность, полноту и доступность предоставляемых населению социальной помощи и услуг.

В настоящее время существует ряд коммерческих курсов подготовки будущих родителей, ориентированные в большинстве своем, на медицинские аспекты, будущее успешное материнство. Такие курсы учитывают интересы состоявшихся людей из благополучных семей. В свою очередь нас интересует прототип подобных курсов для специфической категории людей, которые имеют отличительной особенностью: несовершеннолетний возраст, деформированное воспитание и зачастую неблагополучную родительскую семью, и низкие материальные ресурсы. Таким образом, при создании подобных курсов для несовершеннолетних беременных девочек необходимо учитывать все эти специфические особенности. В данном контексте перечисленные выше качества социальной помощи, учитывающие особенности контингента, может быть достигнуто при помощи командной работы специалистов, осуществляющих клубную работу по сопровождению несовершеннолетних беременных при социальных службах. Данное направление психосоциальной работы направлено на средний блок в цепи детство - беременность - материнство.

Создание клубов предполагает комплексную систему мер, направленную на помощь этой весьма уязвимой категории беременных женщин, комплексное сопровождение семьи с учетом возрастных особенностей личности несовершеннолетней матери. Основной целью деятельности клубов является социализация несовершеннолетней беременной, ее адаптация к новому социальному статусу матери. Долгосрочной целью клубной работы является создание системы поддержки жизнеобеспечения несовершеннолетних матерей.

Рационально структурную принадлежность клуба отнести к социальным учреждениям, поскольку основная цель клуба несет социализаторскую направленность.

Наиболее эффективным видится присоединение клубов к службам осуществляющих профессиональное сопровождение семьи (службы социальной помощи населению, социально-педагогические центры с реабилитационной функцией).

В клубе объединятся несовершеннолетние беременные со схожими проблемами, где на них не будут смотреть как на изгоев общества с девиантным поведением. В данной группе, с однородными психоэмоциональным особенностям, легче создать атмосферу взаимного доверия, чувства внутренней свободы и раскованности, что позволит более эффективно формировать установки правильного поведения. Одновременное влияние высококвалифицированных специалистов в проблемной области будет исполнять роль воспитательного потенциала. Такие специалисты умело создадут образ поведения будущих мам, помогут повысить собственную самооценку девочек [4, 8].

Для достижения поставленной цели в задачи клубов входит: создание условий для оптимального выхода из кризисной жизненной ситуации; обеспечение оказания комплексной помощи несовершеннолетней; осуществление координации межведомственного взаимодействия в преодолении кризисной жизненной ситуации.

Принципы работы клубов: учет возрастных и личностных особенностей женщины-подростка; полное бесплатное обслуживание; привлечение специалистов из различных областей; возможность получения конфиденциальной помощи.

Целевая группа: несовершеннолетние беременные женщины в возрасте от 15 до 18 лет. Целесообразно создавать группы несовершеннолетних по принципу разделения на группу девочек из асоциальных семей и группу девочек из благополучных и неполных семей, в связи с необходимостью подбора программ, отвечающих потребностям специфических особенностей выделенных категорий. То есть, для проведения занятий формируются группы (по 6-8 человек, но не более 10 человек) с учетом психоэмоционального фона и статуса пациенток. В группе необходимо небольшое количество человек, поскольку нужно соблюдать эффект малой социальной группы, присущий семье.

Особо важен механизм выявления несовершеннолетних беременных и направления их в клуб. Значимым является и фактор скорейшего, по срокам беременности, направления девочек в клуб, ведь чем большее время беременности пройдет под надзором специалистов, тем больше шансов на успешную социализацию несовершеннолетней.

С этой целью необходимо, прежде всего, задействовать структуры связанные с учетом семей, где имеются несовершеннолетние беременные, очевидно, что ими являются социальные службы сопровождения семей. Целесообразно усилить деятельность самих социальных служб выявления таких семей через межведомственную взаимосвязь с учебными и медицинскими учреждениями.

Обеспеченность посещения несовершеннолетними клубных занятий необходимо реализовать через взаимодействие сотрудников социальных служб и родителей подростка. В каждом конкретном случае необходимо задействовать механизмы убеждения родителей, в необходимости посещения их ребенком клуба, исходя из социального статуса семьи беременной девочки, жизненных мотиваций, индивидуальных особенностей и пр. Для семей с несовершеннолетними беременными, сотрудничающих с государством по социальному контракту, необходимо определять пункт с обязательствами посещения клуба подростком.

Основными практическими задачами клубов являются:

- формирование у несовершеннолетней того чего у нее своевременно не сформировала семья: социальных норм и ценностей, психологических установок, позволяющих ей в дальнейшем успешно функционировать в обществе;

- обретение духовной зрелости, волевых и эмоционально-интеллектуальных качеств;

- развитие и укрепление чувства материнства, ответственного отношения к родительству;

- психологическая подготовка к родам, выработка сознательного отношения несовершеннолетней к беременности, восприятию родов как нормального физиологического процесса;

- снижение уровня тревожности, создание в сознании несовершеннолетней общей благоприятной эмоциональной установки;

- содействие в сохранении и профилактике собственного здоровья и, как следствие, здоровья малыша;

- комплексное решение проблем несовершеннолетней на основе межведомственного подхода.

Для достижения оптимальных результатов деятельность клуба необходимо осуществляется в 4 этапа.

1 этап — диагностика несовершеннолетних с целью выявления круга проблем и определения видов помощи психолога, социального работника и прочих специалистов; формирование групп.

2 этап — создание условий в группе, формируя установки у несовершеннолетних, беспрепятственности слаженной групповой работы.

3 этап – проведение клубной работы с несовершеннолетними, соответствующей основным практическим задачам клуба.

4 этап – диагностика несовершеннолетней и принятие решения о дальнейшем сопровождении или снятии с учета.

Принципиально важно оговаривать с посетительницами клуба, что в последующем времени несовершеннолетняя мама может и вправе обратиться за разовыми консультациями в индивидуальном порядке, что обеспечит профилактику срывов. В сложных случаях, при необходимости более длительных консультаций, обеспечить, при помощи межведомственного взаимодействия, связь с необходимым специалистом.

Для реализации основной цели и решения всех задач клуба необходимо осуществить следующие мероприятия:

- Разработать положение о деятельности клуба сопровождения несовершеннолетних матерей во время беременности.

- Выделить специализированное помещение для организации занятий с несовершеннолетними беременными, оснастить его.

- Организовать набор специалистов с высшим профильным образованием и опытом работы в соответствии с выбранными для работы программами. Работа клуба строится на привлечении специалистов из различных областей в зависимости от выбора программы клубом (психологи, юристы, социальные работники, педагоги, специалисты обучения домашнему предпринимательству и т.п.).

- Разработать процесс системы планирования работы, ведения документации и отчетности.

Подбор программ клуба для несовершеннолетних беременных должны состоять из тренингов, бесед, игровой терапии, обучающих программ и пр. Элементы программы ориентируются на:

а) Психолого-педагогические вопросы. В данном контексте целесообразно уделять особое внимание: преодолению педагогической запущенности; межличностным, внутрисемейным и гендерным отношениям; проблематике семейных конфликтов; контрацептивной грамотности; особенностям возрастного и индивидуального развития детей; методике семейного воспитания; выбору профессии и жизненному самоопределению и др.

б) Социально-правовые вопросы. Для взрослого самостоятельного человека крайне важно ориентироваться в правовых вопросах, для принятия важных взвешенных решений. Таким образом, в программе необходимо уделять внимание жилищному, семейно-брачному, трудовому, гражданскому, пенсионному законодательству, а так же правам детей и женщин.

в) Обучение самообеспечению, развитию семейного предпринимательства, надомным промыслам, обучению рациональной трате семейного бюджета. Поскольку несовершеннолетние девушки представляют беременность чаще как ограничение жизнедеятельности, они ориентированы в основном на поддержку материального обеспечения (продукты питания, деньги). Это создает опасность формирования у несовершеннолетних мам иждивенческого настроя. Поэтому задача специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов вести работу и по воспитанию у несовершеннолетних девушек самостоятельности, ориентации на собственные силы. Девушки должны ориентироваться на самопомощь, на актуализацию собственных ресурсов. Важно, показать человеку, вступающему во взрослую жизнь, возможности самостоятельного заработка пусть незначительных, но собственных денег. Здесь возможны различные варианты домашнего творчества, такие, например, как популярный в настоящее время декупаж (декорирование изделий) и пр.

Известно, что групповые занятия белее эффективны для получения максимальных результатов [4, 8] В клубной работе с несовершеннолетними беременными они помогают оказать своевременную помощь и содействие, в решении социальных и психолого-педагогических проблем юных мам, предупреждающие девиантное материнство и социальное сиротство. В результате достижения цели клубной работы в выигрышном положении окажутся как сами несовершеннолетние матери, так и общество в целом.

Список литературы:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. Вузов./ Г.С. Абрамова — 8-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2012 2.

2. Артюнина, Г. П. Основы социальной медицины: Учеб. Пособие для студ. Вузов./ Г. П. Артюнина – М.: Дашков и К, 2009. 3. Баранов, А. А Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян. – М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2006.

3. Бодяжина, В. И., Акушерство: учеб. Пособие. /В. И. Бодяжина, 6. И.С. Семенченко – Изд. 6-е. –. /Ростов Н/Д: Феникс, 2009.

4. Кори Д. Теория и практика группового консультирования/Пер. с англ. Е. Рачковой. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. -640 с. (Серия "Искусство консультирования»).

5. Гуркин. Ю. А. Детская подростковая гинекология / Ю. А. Гуркин - Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2009

6. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие / С.Т. Кохан. А.В. Патеюк, В.Л. Антонов и др. // Чита: ЗабГУ, 2016. – 280 с.

7. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / С.Т. Кохан, Ю.Ю. Шурыгина, А.В. Патеюк, Е.М. Кривошеева и др. // Чита: ЗабГУ, 2016. – 241 с.

8. Элитариум (www.elitarium.ru) Групповые эффекты и методы повышения эффективности совместной работы [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2016/11/11/gruppovye_jeffekty.html.

Просмотров работы: 4705