В данной статье рассматривается одна сторона очерченной проблемы – восполнение пробела в изучении конституционных обязанностей граждан Российской Федерации. Такое исследование должно быть, на наш взгляд, в первую очередь направлено на выявление, описание и анализ механизма функционирования конституционных обязанностей граждан Российской Федерации как некого целостного объекта. Указанный объект является сложным, представляющим собой систему (т.к. не каждый объект является системой). По этой причине целесообразнее рассматривать объект как систему.
Системное исследование конституционных обязанностей граждан Российской Федерации позволит дать оценку уровню эффективности реализации ими своих главных функций, раскрыть причины слабой эффективности функционирования объекта, а также установить пути увеличения упомянутой эффективности.
Для начала разъясним, что необходимо понимать под системой. Литература, посвященная системным исследованиям, дает более шестидесяти определений понятия «система». Единого, общепризнанного определения системы не сформировано.
Исходя из возникшего положения, можно выдвинуть данное определение: система – это упорядоченная совокупность элементов, характеризующуюся функциональной целостностью, наличием внутренних и внешних связей, а также единством цели[1]. Указанное определение в наибольшей степени дает ответ выделенной цели системного исследования такого правового явления, как конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
Теперь уже имея представление о понятии «система» можно приступить к ее анализу. При этом нужно иметь в виду, что для изучения системы необходимо ее облегчить с удержанием главных свойств, то есть создать модель. Нужно отметить, что необходимо определять границы самой системы, как некой идеи, и ее теоретическую модель, делавшая систему общедоступной для исследования.
Построению модели и дальнейшему анализу системы должно предшествовать определение основных функций системы, в соответствии с которыми и производится установление структуры. По нашему мнению, основной функцией системы конституционных обязанностей граждан Российской Федерации является участие в процессе достижения и поддержания устойчивого правопорядка, внесение своего «вклада» в урегулирование наиболее важных общественных отношений. В соответствии с приведенным утверждением можно выявить структуру системы[2]. Но для этого необходимо определиться с понятием «структура».
Под структурой понимается упорядоченная совокупность функциональных элементов системы и сеть связей (отношений) между этими элементами. На деле, структуру системы можно определить как совокупность компонентов и внутренних связей системы. Именно наличием внутренних связей между компонентами структура системы отличается от состава системы[3].
В свою очередь компоненты системы (т.е. ее состав) можно подразделить на подсистемы и элементы системы.
Подсистемы – это компоненты системы, сами являющиеся системами более низкого порядка по отношению к исследуемой системе.
Предлагаемая нами модель системы конституционных обязанностей граждан Российской Федерации состоит из двух подсистем и составляющих их элементов. Первая подсистема: конституционные обязанности, возлагаемые на всех граждан Российской Федерации. Вторая подсистема: конституционные обязанности, возлагаемые на отдельные категории граждан Российской Федерации.
В свою очередь, структура указанных подсистем представляет собой определенную совокупность компонентов (которыми в данном случае выступают элементы изучаемой системы) и сеть связей между этими компонентами.
Элемент – предел возможного в данной задаче членения объекта; минимальная единица, способная к относительно самостоятельному осуществлению определенной функции в рамках системы.
Важно отметить, что элемент выступает далее неделимым компонентом системы только тогда, когда дальнейшее его членение приведет к потере смысла, то есть выведет в другую систему[4].
В представляемой модели системы элементом выступает определенная конституционная обязанность гражданина Российской Федерации. Нет необходимости дальнейшего выделения такого элемента на компоненты из-за того, что он предстает минимальной единицей, которая выполняет конкретную функцию (участие в правовом регулировании общественного отношения) в рамках системы конституционных обязанностей граждан Российской Федерации.
Таким образом, элементами первой подсистемы являются обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы; обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; обязанность сохранять природу и окружающую среду; обязанность платить законно установленные налоги и сборы и т.д.
Элементами второй подсистемы выступают: заботиться о детях и осуществлять их воспитание; обязанность детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях; обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования; обязанность защищать Отечество и т.д.
В совокупности элементы первой и второй подсистемы представляют собой элементы исследуемой системы конституционных обязанностей граждан Российской Федерации. Часть компонентов подсистем совпадает с обязанностями граждан Российской Федерации, закрепленными в действующей Конституции РФ, однако составы подсистем ими не исчерпываются. Это связано с тем, что элементный состав системы обязанностей граждан РФ не является достаточным для реализации стоящих перед ней задач.
Даже те обязанности, которые регламентируются Конституцией РФ, расположены таким образом, что их вынуждены искать. Можно предположить, что это так же влияет на эффективность реализации обязанностей граждан РФ.
При выявлении структуры системы необходимо обращать внимание не только на многокомпонентный состав системы, но еще и на наличие существенных связей (отношений) между компонентами, которые обеспечивают функционирование системы и ее основных свойств.
Нужно отметить, что система связана со своими подсистемами (в нашей модели: конституционные обязанности, возлагаемые на всех граждан Российской Федерации; конституционные обязанности, возлагаемые на отдельные категории граждан Российской Федерации), а подсистемы связаны между собой и с входящими в их состав элементами. Поэтому при построении модели системы необходимо учесть все компоненты и связи между ними, так как они обеспечивают эффективное функционирование всей системы.
После анализа ее структуры, необходимо выявление ее связей (отношений) с внешней средой. Под внешней средой здесь понимается широкий спектр общественных отношений во всем их многообразии. Определенного рода общественные отношения могут вызвать необходимость изменения структуры системы для наиболее эффективного функционирования. В то же время и сама система постоянно участвует в урегулировании уже существующих общественных отношений, то есть влияет на среду. Выявление таких связей (отношений) системы и внешней среды позволит определить состояние системы на текущий момент, а также прогнозировать ее развитие в будущем[5].
Значение подобного анализа в том, что он позволит проникнуть в суть такого правового явления, как конституционная обязанность, установить значение и роль каждой такой обязанности в обеспечении достижения целей системы в целом, а также оценить эффективность функционирования системы на современном этапе и выработать пути повышения указанной активности.
Список литературы
1.Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем [Текст] / А.И.Уемов. –М.,1978.
2.Миротин, Л.Б. Системный анализ в логистике [Текст] : учебник / Л.Б. Миротин, Ы.Э.Ташбаев. – М., 2004.
3.Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход [Текст] / И.В.Блауберг. – М., 1997.
4.Жариков, О.Н. Системный подход к управлению [Текст] : учеб. пособие для вузов / О.Н. Жариков, В.И. Королевская, С.Н.Хохлов; под ред. В.А. Персианова. – М., 2001.
5.Панов, А.П. Конституционные обязанности: системно-структурный подход [Электронный ресурс] /А.П.Панов. – Электрон.текстовые дан.- Саратов, 2015.-Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.