ОБОБЩЕНИЕ – КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ДЕКОРАТИВНОСТИ В ИСКУССТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБОБЩЕНИЕ – КАК ВЕДУЩИЙ ПРИНЦИП ДЕКОРАТИВНОСТИ В ИСКУССТВЕ

Громова Д.М. 1, Ершова Л.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в искусствоведении по-разному трактуется понятие «декоративность». Некоторые авторы, рассматривая декоративность, связывают это понятие с необходимой стороной реалистического искусства, другие - как путь художественного обобщения, который выражается в абстрактных формах. Как известно, обобщение представляет собой, одной стороны, мысленное объединение сходных по каким-либо признакам, качествам объектов и явлений действительности. За основу любого обобщения могут браться различные признаки сходных предметов. Обобщение составляет необходимую основу наших представлений и понятий об объективной действительности. Ориентация человека в окружающем мире происходит в системе предельно обобщенных представлений и знаний о мире. В ходе проведенного исследования установлено, что обобщение ведет к упорядочиванию понятий и приведению их к простой, упрощенной структуре. Обобщение в изобразительном искусстве – основа мыслительной деятельности, состоящая в отборе, выделении, фиксации такого материала, который, по мнению художника, лучше всего выражает его художественную идею. С другой стороны, художественное обобщение – это, принцип, способ необходимого образного преобразования отражаемой художником действительности. (Арнхейм). Обобщение как художественный принцип был известен еще в древности. В искусстве древнего мира(в архитектурных постройках, в росписи стен, в скульптуре даже в быту) декоративно – прикладное искусство имело преимущественно сакральное значение, подчиненное канонам, правилам, выведенным на основе обобщения. Но во всех видах искусства прослеживается уважение к природе и глубокий философский смысл. В изобразительном искусстве Нового и Новейшего времени обобщение также является важнейшей стороной творческого процесса и проявляется в отборе характерного среди множества деталей. Художник передает в своем изображении только некоторые из множества граней предметного мира или природных явлений, то есть те, которые, по его мнению, лучше всего характеризуют изображаемое. В основе обобщения в процессе изображения лежит аналитико-синтетический подход, который позволяет увидеть в изображаемом предмете его основу – «большую» форму. Аналитический разбор формы предмета на простые составляющие позволяет не только понять и правильно изобразить реальный объект действительности, но и создать в дальнейшем выразительный декоративный образ путем сознательного отбора главного и характерного в объекте. Обобщенное видение натуры широко используемое в декоративном творчестве, в первую очередь, оперирует образами памяти, воображения. Обобщенные характеристики объекта легче и прочнее «записываются» в память и легче всего при каждой новой встрече с этим объектом воспроизводятся в сознании. Это происходит потому, что информация, хранящаяся в памяти, имеет определенную структуру. Наша память сохраняет наиболее значимые объекты и явления, которые имеют обобщенные, упрощенные знания о конкретных объектах. Вот почему для лучшего сохранения предмета в памяти не обязательно воспринимать все его части, а достаточно его обобщенной характеристики. Если память воскрешает некогда воспринятые нами образы действительности почти без изменений, то воображение создает из воспринятого новые образы. Воображение выполняет одну из важных функций в творчестве, так как любой объект окружающей действительности может быть переработан при наличии фантазии, воображения и способности подметить существенное и характерное для данного объекта. Формирование образа воображения всегда происходит с опорой на образы памяти, полученные в процессе изучения натуры, и составляет основу прежнего опыта человека (Л.С. Выготский). Творческое воображение – это умение человека трансформировать объекты реальности, насыщенной множеством деталей, обобщить в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Все основные формы творческого преобразования действительности в процессе изобразительной деятельности находятся в прямой зависимости от умения человека оперировать образами восприятия. В зависимости от характера этих образов, которыми оперирует воображение, выделяют конкретное и абстрактное воображение. Конкретное воображение оперирует образами «единичными, вещными, обремененными множеством деталей (С.Л. Рубинштейн). Абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщенности – схемами, символами. В процессе познания окружающей действительности человек не только созерцает, но и изменяет мир, преобразует его с помощью воображения, поэтому основной функцией воображения является преобразование окружающей действительности. Особой формой обобщения, упрощения объектов действительности с учетом временных и пространственных характеристик является стилизация, сущность которой заключается в упрощении форм и цвета, пропорций, объемов и пространства и т.д. Степень обобщения, декоративности в разных видах искусства различна в станковых видах искусства- живописи, графике, архитектуре, скульптуре – она мало заметна, декоративно-прикладном, абстрактном - ярко выражена. Таким образом, обобщенное видение натуры проходит через все процессы познавательной деятельности художника (восприятие, мышление, память, воображение) и проявляется в любом виде творчества, выявляя наиболее характерные особенности изображаемого объекта, и создает полноценный художественный образ в процессе натурного или декоративного творчества.
Просмотров работы: 552