Питерцева А.Д.
1, Ершова Л.В.
1
1Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
Произведения живописцев прошлых лет, чьи картины известны из далекого прошлого практически каждому человеку считаются эталоном, примером классического искусства. Но время не стоит на месте, и современный человек не ограничен в способах творческого самовыражения. В последние десятилетия в изобразительном искусстве появилось множество новых технологий, материалов приемов, совершенно отличающееся от классической школы изобразительного искусства и которые было бы недальновидным не замечать при разработке содержания современного образовательного процесса в школе по ИЗО [1,2]. Актуальность заявленной темы заключается не только в том, что благодаря новым технологиям художник тяготеет к оригинальности и тем самым привлекает к себе интерес публики, но, и это, наверное, главное побуждает будущих художников и зрителей обнаружить в себе задатки, нестандартно мыслить, быть в постоянном поиске. Цель нашей статьи рассмотреть некоторые современные материалы и технологии создания художественных произведений. В ходе исследования выявлено, что в наше время художники используют весьма оригинальные изобразительные средства и нетрадиционные материалы в своей творческой деятельности. Вот , к примеру, липецкий художник Вадим Зарицкий. Его музой, как это ни парадоксально, стали бабочки. В работах этого художника застыли мимолетные сюжеты природы, созданные не красками и не карандашами, а разноцветными крылышками бобочек. Необычность материала вызывает неоднозначное чувство, но для своих работ художник не убил ни одной бабочки, он использует крылья только умерших своей смертью насекомых. С детства, еще в начальной школе он заметил красоту бабочек, стал их собирать и делать гербарий. Много лет спустя, оказавшись на воинской службе на Дальнем Востоке, на острове Русском, где обнаружил, сказочное разнообразие крылатых красавиц, буйство цвета и красок, он вновь увлекся коллекционированием бабочек. За редкими экземплярами Вадим Зарицкий ежегодно ездит с учеными в экспедиции на Алтай, в Сибирь, Якутию, Вьетнам, ЮАР, на остров Борнео. Он и сам оказался редким самородком. Рисованию его никто не учил. Выходит, что природная одаренность и цепкая наблюдательность, богатый опыт цветовосприятия, действительно способны к творческому толчку. Крылышки бабочек разнообразных оттенков имитируют природную зелень, кору дерева, небесную синеву, передают объем, тени и блики. Ему поддаются разные жанры : пейзаж, портрет, натюрморт. У зрителя ни на секунду не возникает ощущения неприятия материала или китча. Такие работы воздушны, трепетны и очаровательны.
Совсем другое искусство у китайской художницы Рэн Вонг. Она создает инсталляции, издали напоминающие картины. В действительности эти композиции сконструированы с использованием уникальной техники - пуговицы нужного размера и цвета нанизываются на тысяч иголок и ниток и закрепляются на вертикальной поверхности, на различных расстояниях. Инсталляции представляют собой плоскорельефные композиции на самые разные темы: например, изображение Будды, Девы Марии, птиц и цветущих деревьев и д.р. Большую роль в восприятии этих инсталляций выполняет особым образом установленное освещение. Игра света и теней, падающих от множества выступающих элементов создают неповторимое впечатление. Сдержанные и лаконичные по сюжету они побуждают зрителя задуматься о бесконечных существующих связях и коммуникациях мира, пробуждают чувство медитативного покоя и самоанализа.
Британская художница Клер Морган создает необычные инсталляции, которые зыстывают прямо в воздухе. С одной стороны, нет необычности в материалах которыми пользуется мастер: сухие растения, зерна, насекомые, чучела животных и свежие фрукты. Они давно осваиваются художниками и мастерами декоративно-прикладного искусства. С другой стороны, удивляет технология создания композиций с их помощью. Тысячи деталей инсталляции с ювелирной точностью закрепляются на тонкой леске. В результате получаются воздушные скульптуры, которые Клер Морган посвящает Земле и всему живому на ней обитающему. Огромные, но легкие и хрупкие природные структуры несут в себе мистическое сочетание смерти, увядания и постоянства жизни, а также хаоса и контроля [3 ].
Список литературы
-
Ершова Л.В.Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: Теория и практика: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2006
-
Ершова Л.В.Научные принципы разработки содержания этнохудожественного образования // Наука и школа. 2008. № 1. С. 3-4.
-
http://www.bugaga.ru/interesting/1146717022-vozdushnye-installyacii-kler-morgan.html#ixzz4UtZ8Lvga. (дата обращения 05.01. 2017)