ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме.

В данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты эстетического воспитания. В работе было рассмотрено понятие и критерии эстетического воспитания, декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания, методы и формы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Т.Г.Козакова, А.Н.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина и другие авторы считают эстетическое воспитание важной составляющей всестороннего развития личности. Все они показывали необходимость эстетического воспитания с ранних лет. Основу эстетического воспитания составляют его основные критерии: эстетический идеал, художественный вкус, умение любоваться красотой, художественно-эстетическое творчество. Эстетическое воспитание способствует развитию мышления, внимания, воображения, познавательного интереса.

С.В.Погодина, Т.С.Комарова считали, что на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления детей, развивается творчество. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.

Н.М.Сокольникова, Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина, С.В.Погодина в своих работах раскрыли важность декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка. Они указывали на единство практической, обрядовой, эстетической и воспитательной функций декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства доступен и понятен детям.

В работе подробно раскрыты методы и формы ознакомления дошкольников как с декоративно-прикладным искусством, так и с искусством вообще. Эти методы помогут выстроить работу по эстетическому воспитанию младших школьников.

На основе анализа средств и факторов эстетического и художественного воспитания личности учащегося, таких как трудовая деятельность человека, бытовая среда жизни, эстетическая сторона межличностных отношений, искусство, были определены особенности художественно-эстетического воспитания старших дошкольников, выражающиеся в органическом сочетании художественного образования как процесса освоения совокупности знаний, мировоззренческих установок в области теории и истории искусства и художественной практики; в единстве эмоционального и рационального в восприятии; в умении понять идейное содержание произведения в единстве с его художественными особенностями.

С учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста было разработано календарно-тематическое планирование и серия занятий по эстетическому воспитанию средствами произведений декоративно-прикладного искусства.

Практическая реализация дидактического материала потребовала разработки системы методического обеспечения по развитию художественно-эстетического воспитания обучаемых, которая реализовалась в следующих видах педагогической деятельности: в планировании, организации, проведении занятий; разработке дидактических материалов, содержащих и отражающих национально-региональный компонент; соответствии материала интересам, вкусам, потребностям школьников; обеспечении межпредметных связей; интеграции дошкольного и семейного воспитания в процессе приобщения подрастающего поколения к национальной культуре.

Система методической работы по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников включала такие направления, как последовательная отработка умений анализировать произведения декоративно-прикладного искусства и создавать свои рисунки, использование разнообразных форм организации занятий; разработка специальных заданий, способствующих повышению уровня художественно-эстетической воспитанности обучаемых; применение компьютерных технологий; интеграция учебных и внеклассных форм работы.

В ходе исследования нами был разработан календарно-тематический план занятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.

№ п/п

Название темы

Кол-во занятий

1

Народное искусство

4

2

«Дымковская народная игрушка. Птичка»

4

3

«Дымковская народная игрушка. Лошадка»

4

4

«Дымковская народная игрушка. Уточка»

 

5

«Чудо

филимоновских

свистулек»

4

6

«Каргопольские

игрушки»

4

7

«Знакомтесь, русская матрешка»

4

8

«Богородская резная игрушка»

4

9

«Жостовский букет»

4

10

«Веселый Городец»

4

11

«Сине-голубое чудо Гжели»

4

12

«Золотая Хохлома»

4

13

«Красота вологодских кружев»

4

14

«Плат узорный»

4

15

«Русский народный костюм»

4

16

Народные промыслы родного края

4

В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями.

ИТОГО

64

Разработаны занятия по изучению народного декоративно-прикладного искусства.

Приведем примеры фрагментов занятий

Занятие 1

Тема: «Дымковская народная игрушка. Птичка»

Цель: способствовать эстетическому воспитанию дошкольников и младших школьников; воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке; создать коллекцию дымковских игрушек, изучить технологию лепки дымковской игрушке – птичке.

Задачи: учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о народном творчестве; вызвать интерес к дымковской игрушке; познакомить с историей возникновения дымковской игрушки; научить превращать глину в объёмную форму игрушки; научить лепить дымковскую птичку; развивать художественный вкус, творческое воображение; воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории; потребность в создании своими руками художественно-творческих работ, а также бережное отношение к традициям народа.

Оборудование: образец глиняной игрушки птички; альбом «Дымковская игрушка»; презентация «Дымковская игрушка»; дымковские игрушки.

Материалы и инструменты: подкладные доски, глина, стеки, стакан с водичкой, салфетки бумажные и матерчатые.

План

  •  
    1. Организационный момент.

    2. Постановка цели.

    3. Чтение стихотворения.

    4. Беседа об игрушках.

    5. Рассказ истории о возникновении дымковской игрушки. Показ презентации.

    6. Чтение стихотворения о дымковской игрушке. Истоки дымковской игрушки.

    7. Технология изготовления игрушки.

    8. Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки.

    9. Подведение итога урока, выставка работ, анализ работ.

Ход занятия

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

Ребята, у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. Ребята, ведь раньше у детей не было таких игрушек, и родители делали игрушки сами, своими руками. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками.

Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Выполняя творческую работу, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.

Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.

Стихи о дымковской игрушке

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг,

Птица важная индюк.

Удивительный наряд:

Сидит кокошник горделиво,

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поёт.

Истоки дымковской игрушки

Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу Вятки своё селение, Дымковскую слободу (близ города Кирова). По утрам слобода подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название Дымково слобода получила из-за этого.

После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.

В глубокой древности, когда под Вяткой в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружеских войска, много воинов погибло.

С тех пор каждую весну справляли тризну по погибшим. Позже ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье – свистунью.

Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, несколько раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Яркая, сверкающая позолотой, она невольно заставляет любоваться своим нарядом. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой. А на некоторых из них можно было даже воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Кроме того, свистульки очень часто использовались в ансамбле, то есть в сочетании с различными музыкальными инструментами: пастушьими рожками, свирелью, жалейками. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.

Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.

Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.

Там любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

А лепили там из глины,

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

У этого оленя золотые рога.Через горные отроги,Через крыши деревень,Краснорогий, желторогий,

Мчится глиняный олень

Краше всех индюк.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

У большого индюка.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост,

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

Да алеет гребешок.

Технология изготовления игрушки

Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.

– Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма).

Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки

– Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина). И вы будете пробовать лепить народную игрушку-птичку.

Подведение итога, выставка работ, анализ работ

Ожидаемые результаты:коллекция дымковских игрушек, сделанных своими руками с приглашением родителей на выставку-ярмарку, оценка творчества детей.

Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в старшем дошкольном возрасте, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Список использованнойлитературы

  1. Агапитова Ю.П. Методическая разработка занятия изобразительного искусства «Душа человека и ее отражение в искусстве» / Ю.П. Агапитова // Фестиваль 1-е сентября, № 4, 2004.

  2. Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание, 2008. - № 3. – с. 23-27.

  3. Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис…канд. / В.Т.Кальянова / – М, 2007. – С.4-6.

  4. Кременцова, О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности / О.В.Кременцова // Советская педагогика, 2007. – №6. – С. 102-106

Просмотров работы: 569