В данной работе мы рассмотрели теоретические аспекты эстетического воспитания. В работе было рассмотрено понятие и критерии эстетического воспитания, декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания, методы и формы эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Т.Г.Козакова, А.Н.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина и другие авторы считают эстетическое воспитание важной составляющей всестороннего развития личности. Все они показывали необходимость эстетического воспитания с ранних лет. Основу эстетического воспитания составляют его основные критерии: эстетический идеал, художественный вкус, умение любоваться красотой, художественно-эстетическое творчество. Эстетическое воспитание способствует развитию мышления, внимания, воображения, познавательного интереса.
С.В.Погодина, Т.С.Комарова считали, что на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления детей, развивается творчество. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.
Н.М.Сокольникова, Л.В.Косогорова, Л.В.Неретина, С.В.Погодина в своих работах раскрыли важность декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка. Они указывали на единство практической, обрядовой, эстетической и воспитательной функций декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства доступен и понятен детям.
В работе подробно раскрыты методы и формы ознакомления дошкольников как с декоративно-прикладным искусством, так и с искусством вообще. Эти методы помогут выстроить работу по эстетическому воспитанию младших школьников.
На основе анализа средств и факторов эстетического и художественного воспитания личности учащегося, таких как трудовая деятельность человека, бытовая среда жизни, эстетическая сторона межличностных отношений, искусство, были определены особенности художественно-эстетического воспитания старших дошкольников, выражающиеся в органическом сочетании художественного образования как процесса освоения совокупности знаний, мировоззренческих установок в области теории и истории искусства и художественной практики; в единстве эмоционального и рационального в восприятии; в умении понять идейное содержание произведения в единстве с его художественными особенностями.
С учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста было разработано календарно-тематическое планирование и серия занятий по эстетическому воспитанию средствами произведений декоративно-прикладного искусства.
Практическая реализация дидактического материала потребовала разработки системы методического обеспечения по развитию художественно-эстетического воспитания обучаемых, которая реализовалась в следующих видах педагогической деятельности: в планировании, организации, проведении занятий; разработке дидактических материалов, содержащих и отражающих национально-региональный компонент; соответствии материала интересам, вкусам, потребностям школьников; обеспечении межпредметных связей; интеграции дошкольного и семейного воспитания в процессе приобщения подрастающего поколения к национальной культуре.
Система методической работы по художественно-эстетическому воспитанию старших дошкольников включала такие направления, как последовательная отработка умений анализировать произведения декоративно-прикладного искусства и создавать свои рисунки, использование разнообразных форм организации занятий; разработка специальных заданий, способствующих повышению уровня художественно-эстетической воспитанности обучаемых; применение компьютерных технологий; интеграция учебных и внеклассных форм работы.
В ходе исследования нами был разработан календарно-тематический план занятий по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
№ п/п |
Название темы |
Кол-во занятий |
1 |
Народное искусство |
4 |
2 |
«Дымковская народная игрушка. Птичка» |
4 |
3 |
«Дымковская народная игрушка. Лошадка» |
4 |
4 |
«Дымковская народная игрушка. Уточка» |
|
5 |
«Чудо филимоновских свистулек» |
4 |
6 |
«Каргопольские игрушки» |
4 |
7 |
«Знакомтесь, русская матрешка» |
4 |
8 |
«Богородская резная игрушка» |
4 |
9 |
«Жостовский букет» |
4 |
10 |
«Веселый Городец» |
4 |
11 |
«Сине-голубое чудо Гжели» |
4 |
12 |
«Золотая Хохлома» |
4 |
13 |
«Красота вологодских кружев» |
4 |
14 |
«Плат узорный» |
4 |
15 |
«Русский народный костюм» |
4 |
16 |
Народные промыслы родного края |
4 |
В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. В России воспитание детей осуществляется в условиях политического и экономического кризиса. Нравственная беспредельщина, царящая в СМИ, приводит к упадку духовных и иных человеческих ценностей. Данные трагичные обстоятельства определяют важнейшую задачу – духовного и нравственного возрождения культуры России. В создавшихся условиях чрезвычайно важно возобновить как художественные традиции, так и восстановить преемственность поколений, вновь создать крепкие связи между трудовыми и социально-культурными отношениями. |
ИТОГО |
64 |
Разработаны занятия по изучению народного декоративно-прикладного искусства.
Приведем примеры фрагментов занятий
Занятие 1
Тема: «Дымковская народная игрушка. Птичка»
Цель: способствовать эстетическому воспитанию дошкольников и младших школьников; воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, обобщить знание о дымковской игрушке; создать коллекцию дымковских игрушек, изучить технологию лепки дымковской игрушке – птичке.
Задачи: учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о народном творчестве; вызвать интерес к дымковской игрушке; познакомить с историей возникновения дымковской игрушки; научить превращать глину в объёмную форму игрушки; научить лепить дымковскую птичку; развивать художественный вкус, творческое воображение; воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории; потребность в создании своими руками художественно-творческих работ, а также бережное отношение к традициям народа.
Оборудование: образец глиняной игрушки птички; альбом «Дымковская игрушка»; презентация «Дымковская игрушка»; дымковские игрушки.
Материалы и инструменты: подкладные доски, глина, стеки, стакан с водичкой, салфетки бумажные и матерчатые.
План
Организационный момент.
Постановка цели.
Чтение стихотворения.
Беседа об игрушках.
Рассказ истории о возникновении дымковской игрушки. Показ презентации.
Чтение стихотворения о дымковской игрушке. Истоки дымковской игрушки.
Технология изготовления игрушки.
Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки.
Подведение итога урока, выставка работ, анализ работ.
Ход занятия
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Ребята, у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные и деревянные игрушки. Ребята, ведь раньше у детей не было таких игрушек, и родители делали игрушки сами, своими руками. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из них – дымковскими глиняными игрушками.
Наше национальное русское декоративное искусство исстари славится своими традициями. А как же зарождались народные промыслы на Руси? Почему стали развиваться народные промыслы? Что бы мы хотели узнать об этом? Выполняя творческую работу, мы ответим на все вопросы и узнаем много полезного и интересного.
Для народного быта всегда было характерно соревнование, у кого искуснее сшита рубаха, тоньше соткан сарафан, хочешь прослыть добрым женихом – руби дом, не только прочно, но и ладно, не жалей сил на резьбу. Секрет любого мастерства – это, прежде всего терпение и трудолюбие. А ведь настоящее мастерство не всем удается.
Стихи о дымковской игрушке
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив,
Смотрит свысока вокруг,
Птица важная индюк.
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поёт.
Истоки дымковской игрушки
Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу Вятки своё селение, Дымковскую слободу (близ города Кирова). По утрам слобода подернута легким туманом, как бы дымком. Возможно, что и название Дымково слобода получила из-за этого.
После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.
В глубокой древности, когда под Вяткой в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружеских войска, много воинов погибло.
С тех пор каждую весну справляли тризну по погибшим. Позже ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гулянье – свистунью.
Для производства Дымковской игрушки используется местная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Её собирают весной после половодья на реке Вятке и смешивают с чистым речным песком, чтобы при обжиге не трескалась. Подготовка глины к работе не простое дело: её рубят лопатой, несколько раз переворачивают, заливают водой. Снова перелопачивают, раньше месили ногами. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают основную форму нужной игрушки. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Яркая, сверкающая позолотой, она невольно заставляет любоваться своим нарядом. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой. А на некоторых из них можно было даже воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Кроме того, свистульки очень часто использовались в ансамбле, то есть в сочетании с различными музыкальными инструментами: пастушьими рожками, свирелью, жалейками. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».
Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.
Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.
Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинные,
А лепили там из глины,
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
У этого оленя золотые рога.Через горные отроги,Через крыши деревень,Краснорогий, желторогий,
Мчится глиняный олень
Краше всех индюк.
Вот индюк нарядный.
Весь такой он ладный.
У большого индюка.
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост,
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок.
Да алеет гребешок.
Технология изготовления игрушки
Фигурки лепят по частям, следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки игрушку обжигают.
– Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма).
Самостоятельная работа. Лепка дымковской игрушки
– Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы. Перед вами лежит материал для изготовления игрушки (глина). И вы будете пробовать лепить народную игрушку-птичку.
Подведение итога, выставка работ, анализ работ
Ожидаемые результаты:коллекция дымковских игрушек, сделанных своими руками с приглашением родителей на выставку-ярмарку, оценка творчества детей.
Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в старшем дошкольном возрасте, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Список использованнойлитературы
Агапитова Ю.П. Методическая разработка занятия изобразительного искусства «Душа человека и ее отражение в искусстве» / Ю.П. Агапитова // Фестиваль 1-е сентября, № 4, 2004.
Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание, 2008. - № 3. – с. 23-27.
Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя в школе. Дис…канд. / В.Т.Кальянова / – М, 2007. – С.4-6.
Кременцова, О.В. Об эстетической сущности педагогической деятельности / О.В.Кременцова // Советская педагогика, 2007. – №6. – С. 102-106