Функция человеческой руки уникальна и универсальна. В.А. Сухомлинский, М. Монтессори в своих исследованиях указывали, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее и талантливее. Именно движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться [39, 52].
Данная проблема нашла свое отражение в нормативных документах. В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования от 23 ноября 2009 года № 655 имеется положения, что «3.3.9. Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей … через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)...» [34], что в свою очередь продуктивно влияет на развитие мелкой моторики руки.
Предпосылки для становления многих психических процессов, а также влияние движений рук и тела на функции высшей нервной деятельности рассмотрены в работах В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтес, П.Н. Анохин, И.М. Сеченов [3,8,42,45,46,65].
Исследования Ю.И. Дауленскене, В.И. Лубовского, Е.М. Мастюковой, М.С. Певзнер [18,43,47,62], показывают, что кисть руки с анатомической точки зрения занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга. Следовательно, имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот [3,8,45]. В связи с этим они предполагают о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие центральной нервной системы всех психических процессов ребёнка, так как мелкая моторика рук взаимодействует с высшими свойствами сознания: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Это свидетельствует о необходимости развития мелкой моторики рук как одного из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе и развитию творческих способностей.
Однако Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, К.С. Лебединская[12,30,41,44,69] считают, что нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов задержки психического развития детей дошкольного возраста. Они отмечают, что движения пальцев рук у детей данной категории некоординированы, их точность и темп нарушены. Это позволило нам убедиться в важности развития высших психических функций детей, которые напрямую зависят от состояния мелкой моторики.
М.М. Кольцова в своей работе[35] доказала, что связь интеллектуального и речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Поэтому работа над их развитием является одновременно и работой по формированию у детей различных перцептивных действий и, некоторых сенсорных способностей к продуктивным видам деятельности, где руки ребенка являются основным инструментом, и уровень умения зависит от владения собственными руками. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на интеллектуальное развитие являются «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [7]. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна и для подготовки руки к письму. С этой целью могут быть использованы разнообразные виды пластического творчества: объемная и рельефная лепка, пластилинография, бумагопластика, тестопластика, папье-маше.
Из всего выше изложенного можно определить проблему, которая наблюдается в следующем: отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания; затрудняет манипуляции различными мелкими предметами; сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Несовершенство мелкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем становится серьезным препятствием и в овладении желаемой профессией. Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной деятельности по развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом, одной из которых может быть пластическое творчество, как наиболее интересная и доступная деятельность для данной категории детей.
Сегодня теоретики и практики отмечают, что особое значение в творческом процессе имеет усвоение детьми разнообразного художественно-изобразительного опыта, в том числе и пластического. Занятия лепкой является не только увлекательным, но и полезным занятием для дошкольников. В лепке ребёнок имеет дело с действительной формой предмета, он осязает её своими руками со всех сторон. Чем большее количество анализаторов принимает участие в обследовании, тем впечатление становится более подробным и чётким.
Занимаясь лепкой, ребёнок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, умение координировать движение рук, очень активно развиваются мелкая моторика пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребёнок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные умения.
Таким образом, организация процесса пластической деятельности, а именно подбор занятий, их чередование, планирование индивидуальной работы – всё это должно быть направленно на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Программа ДОУ по направлению «Художественное творчество» предлагает решение следующих задач.
Образовательные задачи:
обогащать знания детей о свойствах, выразительных возможностях различных пластических материалов;
закреплять и совершенствовать умение целенаправленно подбирать пластические материалы для реализации своего замысла;
совершенствовать умение координировать движения рук и глаз в процессе лепки;
повышать уровень владения различными приемами лепки;
закреплять умение работать в разных видах лепки;
совершенствовать умение создавать рельефный образ в пластике, передавая его содержание, форму, характер;
продолжать учить особенностям создания изображения в технике пластилинографии;
продолжать учить составлять целостный пластический образ, используя разные способы лепки, комбинировать их в зависимости от характера и содержания работы;
Развивающие задачи:
продолжать формировать чувство формы, пластики объемов, пространства;
развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;
мелкую моторику пальцев рук, в процессе выполнения мелкой пластики;
Воспитательные задачи:
стимулировать интерес к лепке и пластическому творчеству;
воспитывать аккуратность при работе с пластическими материалами и инструментами;
продолжать формировать умение выполнять определенные действия по словесной инструкции;
продолжать воспитывать личностные качества (усидчивость, терпеливость, настойчивость, целеустремленность, творческую инициативность, активность, дружелюбие);
воспитывать эстетическое отношение к произведениям скульптуры, процессу и результатам творчества (своего и других детей);
В старшем возрасте дети более самостоятельны и активны в процессе лепки, более независимы и свободны в изобразительном плане, у них накоплен определенный опыт, позволяющий создавать любые образы. В этом случае важно научить детей планировать свою работу, концентрировать внимание на реализации замысла.
В начале творческого поиска необходимо с детьми оговорить цель работы, ее возможные варианты, разобрать, какие техники и способы лепки более всего подходят для ее выполнения. Это позволяет создать определенный эмоциональный настрой на занятии. Когда дети находятся в творческой атмосфере, многие педагогические аспекты решать гораздо проще. Такие методы, как показ, объяснение, повторение, используются фрагментарно. Главное – поощрять инициативу детей в их стремлении сделать образ индивидуальным.
Перед тем как приступить к лепке, дети рассматривают предметы, схемы, картинки, фигурки, скульптуру малой формы (статуэтки), которые относятся к теме конкретного занятия. Можно использовать игры с фигурками, игрушками, которые предстоит вылепить. Но игра не всегда дает возможности планомерно обследовать предмет. Поэтому целесообразно наравне с игрой проводить тщательное обследование, способствующее уточнению силуэта, общей пластики предмета (объекта). Для изобразительной деятельности в лепке нужно развивать у детей зрительное восприятие окружающего на основе приобретенных знаний и опыта.
С целью многостороннего обзора демонстрируемых фигурок (объектов) желательно иметь специальный скульптурный столик – подставку с поворотным кругом. В возрасте 5-6 лет дети в состоянии самостоятельно проанализировать строение, форму предметов. Поэтому, знакомя с предметами, лучше предложить дошкольникам самим дать характеристику объектам изучения. Только в случаях затруднения педагог может направить детей косвенными вопросами, собственными размышлениями.
Косвенное руководство – основной прием в обучении дошкольников лепке. Для педагога важно понять замысел ребенка и помочь ему реализовать его, предоставляя различные варианты изображения.
В старшем дошкольном возрасте дети уже умеют на глаз определять, сколько потребуется пластического материала для основной части, для деталей. В связи с этим поделки получаются пропорциональными, соразмерными. Наравне с реалистичными образами дошкольники могут создавать стилизованные и абстрактные, выразительность которых зависит от степени развития личностных качеств, изобразительных умений. Так, образ Бабы-яги, Царевны-лягушки собирательный, но в сознании каждого ребенка они имеют свои отличительные черты. Поэтому при общей типизации образа необходимо учить детей абстрагироваться от изобразительных шаблонов, чтобы стилизовать тот или иной знакомый образ, объект, персонаж.
Значительное отличие детской лепки в старшем дошкольном возрасте – способность передать динамику образа. Конечно, динамический образ создается детьми и в младших группах, но его характер более прост по своей форме и сути.
Индивидуальная работа в данной группе приобретает особое значение на занятиях по изобразительной деятельности. Фронтальный показ способов лепки используется ограниченно, так как все внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей.
Результаты деятельности анализируются в процессе творчества детей. В конце занятия обсуждаются только основные направления работы дошкольников, ее цель, особенности и характер созданных образов. В основном дети сами дают оценку изделиям. Важно приучать детей оформлять свои работы, поэтому организация выставок может стать одной из форм коллективных мероприятий.
Для занятий с дошкольниками применяются три вида лепки: лепка отдельных предметов, сюжетная, декоративная.
Лепка отдельных предметов.
Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями – изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.
Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного. При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками.
На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы.
Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней группы – уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы – видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки [3, с. 25].
Сюжетная лепка.
Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе.
В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько.
Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп [6, с. 86].
Декоративная лепка.
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с неродным прикладным искусством, разными его видами, в там числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.
Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.
Декоративная лепка учит детей работать творчески: предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка и в процессе работы следовать ему, решать условно форму предмета и роспись. Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников и др. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.
Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание – изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения.
Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.
В подготовительной группе дошкольники должны уметь пользоваться всеми вышеприведенными способами, а также способом кругового налета, который заключается в постепенном примазывании колец ко дну сосуда. В этой же группе детям можно показать способ выбирания глины из целой формы, пользуясь стекой-петлей.
Таким образом, лучше всего чередовать на занятиях виды лепки между собой. Это поможет разнообразить творчество, и дети будут с нетерпением ждать новых занятий.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях − на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы: систематичность проведения игр и упражнений. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным [19, с. 320].
Таким образом, развитие мелкой моторики следует начинать в раннем возрасте и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.
К шестому году жизни начался процесс окостенения кисти руки, окрепли мелкие и крупные мышцы рук, и благодаря этому появилась возможность для более точных и сложных действий с глиной или пластилином. Произошли перемены и в психике: более устойчивым стало внимание, улучшилась память. У детей появляется умение сначала представить себе предмет, а потом его лепить. Движения детей во время лепки стали более точными, так как повысился зрительный контроль за действиями пальцев, дети накопили известный опыт лепки, их изделия стали разнообразнее как по содержанию, так и по способу изображения. Вместе с тем дети старших групп, создавая предмет, мало работают над уточнением формы. Объяснить это можно тем, что для них важно наличие частей предмета и чисто внешние признаки его формы. Углубления, которые остаются при оттягивании мелких деталей на поверхности отдельных частей, дети не исправляют. Не стремясь к тщательности изображения формы, оставшееся от занятия время дети употребляют на лепку других предметов. [9]
Обучение лепке в старших группах направляется на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение. Повышаются требования к техническим умениям: вводится пластический способ – лепка из целого куска, уделяется внимание обработке поверхности посуды. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы. [9]
При обучении лепке детей старших групп педагог применяет многие методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами. С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней. На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Педагог должен проводить с детьми наблюдения за живыми объектами, читать художественную литературу и рассматривать иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а делали это с расчетом на последующее изображение.
Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Следует поощрять интересные композиционные решения. В процессе занятия педагог следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция. Вопросами и советами педагог направляет детей на правильное интересное решение темы. [7]
Начиная со старших групп занятия декоративной лепкой занимают вполне определенное место в системе занятий по изобразительной деятельности. Для работы с детьми данной группы можно использовать художественно выполненную посуду, декоративные пластины, дымковские, каргопольские, филимоновские глиняные игрушки. Изобразительная деятельность детей подготовительного к школе возраста значительно совершенствуется. Прежде всего, более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнить сложные детали, используя налепы и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе. Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных игрушек. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах. Фигурки, выполненные народными мастерами, – это прекрасное средство воспитания художественного вкуса, развития представления и фантазии у детей.
Основные задачи декоративной лепки – научить детей видеть красоту предметов народного искусства, воспитать любовь к нему и умение отличать один промысел от другого, использовать в своей работе декоративные элементы для обогащения лепного образа, а также переносить это умение на предметы недекоративного характера. [11]
Обучение лепке в старших группах направляется на то, чтобы научить детей выявлять во время изображения основной характер формы, пропорции, строение предмета, наиболее характерные детали и движение. Повышаются требования к техническим умениям: вводится пластический способ – лепка из целого куска, уделяется внимание обработке поверхности посуды. Обучение способам и средствам лепки идет постепенно и должно привести к более точному изображению формы, которую дети учатся обрабатывать разными способами. Дети учатся зрительному и мускульному восприятию формы предмета, используют в лепке различные выразительные средства, а также овладевают изобразительными и техническими приемами. Дети 6 лет, как правило, пользуются многими способами изображения, но основным должен являться пластический способ – лепка из целого куска. [9] Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овоида, цилиндра), дети самостоятельно определяют исходную форму для лепки предметов.
В процессе занятий лепкой происходит умственное развитие детей. Успешное овладение лепкой требует осуществления сенсорного воспитания и содействует сенсорному развитию детей. [5] Так же осуществляется трудовое, нравственное, эстетическое воспитание и развитие художественного творчества детей. Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности и использоваться эффективная методика.
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности − мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Для того, чтобы выполнение движений мелких мышц стало для ребенка увлекательной игрой, через занятия лепкой, можно использовать разнообразные средства и приемы: лепка из соленого теста, пластилина, глины, пластика, теплого воска, папье-маше и песка, снега и др.
Следовательно, если в процессе лепки использовать различные методы и приёмы обучения, то развитие мелкой моторики рук у дошкольников будет проходить более успешно.
Литература:
Алексахин, Н.Н. Учимся лепить и расписывать [Текст] /Н.Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 23-27.
Алексахин, Н.Н. Волшебная глина: Методика преподавания лепки в детском кружке: Учебное пособие [Текст] / Н.Н. Алексахин. – М.: Агар, 2012. – 47 с.
Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард. − М.: Академия, 2011. – с. 224.
Богатеева З.А. Занятия лепки в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2009. – с. 224.
Брыкина, Е.П. Лепка. Альбом иллюстрированный (раздаточный) для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.П. Брыкина. – М.: АСТ, 2012. – 24 с.
Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2014.
Волкова, А.А. Лепка в детском саду [Текст] /А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 11/12. – С. 33-37.
Волкова, А.А. Лепка в подготовительной группе [Текст] / А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 15-24.
Волкова, А.А. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию [Текст] / А.А. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 7. – С. 18-26.
Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / В.С. Горичева, М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 192 с.
Гусарова, И.Л. Лепка в детском саду: Лекция для студентов заочников дошкольных факультетов педагогических институтов [Текст] /И.Л. Гусарова. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 86 с.
Давыдова, Л. Первые уроки лепки [Текст] /Л. Давыдова // Семья и школа. – 2011. – № 4.