ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОЙ РОСПИСИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ СЕВЕРНОЙ РОСПИСИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Народные промыслы развиваются в нашей стране, уходя корнями в глубокое прошлое, в то время, когда мастера веками из поколения в поколение передавали свое мастерство, язык образов, а вместе с ним тайное знание мира. По словам известного исследователя В.М. Василенко в народном декоративно-прикладном искусстве «всегда наиболее свободно и непосредственно отражались глубинные народные представления о прекрасном как эстетическом и даже этическом выражении важнейших законов и норм жизни» [3]. Народное искусство помогает сохранить живую взаимосвязь между сменяющимися поколениями. Появившийся в конце XIX – начале ХХ века интерес к народному декоративно-прикладному искусству способствовал началу изучения северодвинских росписей. Наметившееся движение поддержали исследователи-искусствоведы, начавшие организовывать специальные экспедиции на Русский Север. Опираясь на ранние работы, посвященным северодвинским росписям, и имея лишь некоторые представления о местоположении промысла, экспедиция Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника выехала в 1959 году на Северную Двину. Основной целью было найти центры и районы бытования северодвинской росписи. По словам О.В. Кругловой, экспедиции удалось внести полную ясность в общепринятый, очень расплывчатый термин «роспись северодвинского типа», установить, что она делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи, и нанести на карту географические границы районов их бытования и центры производства [6]. В состав экспедиции входили зав.отделом народного искусства Загорского музея искусствовед О.В. Круглова и сотрудник загорской газеты журналист Е.И. Комова. Экспедиция обследовала по течению Северной Двины четыре района – Красноборский, Черевковский, Верхнетоемский и Виноградовский. В дальнейшем по маршруту и карте экспедиции Загорского музея работали экспедиции Государственного Исторического музея и многие другие.

По словам Ю.А. Арбата, Загорской экспедиции удалось не только познакомиться с пермогорской росписью, но найти центр росписи совершенно другого характера: «на белом или золотом фоне изображался торжественный парный выезд. Эти мастера жили уже не в Мокрой Едоме и не в Драковановой Кулиге, а значительно ниже по Северной Двине, возле устья речки Нижняя Тойма» [2].

Опираясь на исследования О.В. Кругловой, Ю.А. Арбат также изучал народные промыслы Русского Севера. В своей книге «Путешествие за красотой» говорит, что «когда я ехал в Пермогорье, то знал уже, что попаду в Нижнюю Тойму, — статья О. В. Кругловой служила мне путеводителем» [2].

В ходе своей поездки на Северную Двину Ю. Арбат расспрашивал местных жителей, нет ли у кого из соседей таких же расписных предметов. Интересно замечание Клавдии Дмитриевны Жигаловой из деревни Погорелово (Пермогорье), которая называя несколько фамилий, где сохранились донца от прялок, говорила: «Бывало, что и санки валялись, все краской изукрашенные, и туеса с узорами, да приезжала из Москвы одна учёна — все в музей увезла»[2]. По словам Ю. Арбата, речь явно шла о Кругловой. Ведь именно под ее руководством экспедиция 1959 года собрала богатый материал и обширный круг предметов народной росписи Русского Севера.

Благодаря «путешествию за красотой» Ю. Арбата, можно узнать из первых уст процесс изготовления северодвинских прялок. В частности, автор приводит цитату одного из мастеров в Нижней Тойме: «Сколько лет я прясницы ладил! А их непросто делать. Ходишь-ходишь по лесу-то, надо ить найти дереву удобную. Лопасть прясницы — из ствола, стало быть, ствол должен быть ровный, а копыло, или, по-нашему, по-деревенскому, подгузник, это на чем молодка сидит, когда прядет, из того же дерева, да только из корня. С весны в лес идешь, еще земля не просохла, всё ищешь складные лесины для мастерства, а потом обрубишь ветки и на своем горбу в деревню тащишь»[2].

В конце XX в., когда проводились экспедиции, роспись прялок находилась в упадке. «Прясницы не нужны, так она их не расписывает, а носки да рукавички вяжет. Красивые!» – так говорила жительница в Борке про Пелагею Матвеевну Амосову, мастера борецкой росписи [2].

Сегодня в Русском музее собрана богатая коллекция прялок и изделий из дерева. Экспозиция представляет уникальную коллекцию прялок XIX-XX веков из северных областей России и Поволжья – главных районов, где прялки на протяжении веков сохраняли свою древнюю конструкцию (стоячок и донце или донце с гребнем). Отдельное место отведено сверодвинским изделиям.

Изучение и сохранение художественных традиций северной росписи в конце прошлого столетия дают основу для научной деятельности и в настоящее время. Интерес к промыслу Северной Двины не угас до сих пор. В школьную программу по изобразительному искусству, благодаря группе архангельских учителей (Л.А. Изместьева, Т.Е. Лаврова, Н.С. Козлова, Л.А. Пузенкова и др.) под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.Я. Шпикаловой включены различные виды северодвинских росписей. В настоящее время наиболее широко в учебно-методических пособиях для детей дошкольного и школьного возраста представлены пермогорская и мезенская росписи. Таким образом, есть возможность прививать детям с ранних лет любовь к декоративно-прикладному искусству и возрождать прекрасные промыслы Русского Севера, обогащая нашу культуру художественными традициями народного искусства.

Литература

  1. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву. – М.: Изобразит. искусство, 1970. – 199 с. : ил.

  2. Арбат Ю. А. Путешествие за красотой. М,- Искусство, 1966

  3. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. М., «Искусство». 1977.

  4. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. Пособие / Под. ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.: ил.

  5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 5 – 8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. – М.: Просвещение, 2012. – 157 с.

  6. Круглова О. В. Народная роспись северной Двины. – М., 1974.5

Просмотров работы: 619