Сказочник П.П. Ершов увидел Тобольск подростком, когда родители привезли его и старшего брата Николая учиться в Тобольскую гимназию, где директором был И.П. Менделеев, отец знаменитого учёного Д.И. Менделеева. Именно этот город будет притягивать его как магнит, когда будущий автор уедет в северную столицу, и поэтому создание сказки «Конёк-Горбунок», наполненной деталями жизни и быта сибиряков, станет для Петра Ершова своего рода возвращением в страну детства. Вот некоторые из реалий нашего города и края, отразившихся в сказке:
«Град-столица», как и бывшая столица Сибири Тобольск, окружена деревнями и крестьянскими полями («столица та была недалече от села»);
в сказке «Конёк-Горбунок» нет намёка на крепостное право: крестьяне продают выращенную пшеницу («братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу») и деньги тратят на свои нужды;
и, в то же время, сибирские крестьяне были «государственными», то есть принадлежали российскому царствующему дому, платили оброк («а оброк давать должны»). Ими распоряжались царские чиновники («а исправники дерут»), именно поэтому сатира сказка П. Ершова направлена против царя и его слуг;
герой сказки Иванушка и его Конёк легко передвигаются на огромные расстояния («вёрст сто тысяч отмахал и нигде не отдыхал»), в этом тоже угадываются просторы Сибири;
в Тобольске сказочник виделся и говорил с теми, кто побывал в Центральной Азии, Тибете, Индии, Ирландии; сам много ездил и много видел благодаря служебным поездкам отца;
в первой части сказки, в сцене базара, отразились впечатления, полученные П.Ершовым в Тобольске. Гостиный двор в Тобольске привлекал купцов («гостей») с Востока и Запада: «Гости денежки считают Да надсмотрщикам мигают…»;
Сцена конного торга, описание чудо-коней: «Молодые, вороные, Вьются гривы золотые…» Удивительных коней юный Петя Ершов мог видеть на конных торгах в Петропавловске и Омске, где его отец служил исправником;
представленная картина «земского суда» в царстве Чудо-юдо Рыбы –кит тоже основана на детских впечатлениях автора сказки: через отца, круг знакомых он был хорошо знаком с волокитой судопроизводства и сумел об этом точно и реалистично рассказать;
В конце сказки Иван, крестьянский сын, становится царем, и в этом слышится отзвук восстания Пугачева, память о котором в 20 –е годы 19 века годы была еще свежа в Прииртышье. В планы Пугачева входил захват Тобольска и земель вокруг него;
реальные истоки имеет описание рыбного царства вместе с Чудо-юдо Рыбой – кит (таких китов находили на берегу Карского моря), а нельма, осетры, караси и ерши – обитатели сибирских рек;
язык сказки полон диалектизмов («малахай»), прибауток и потешек («как севодни я достал у соседа чудо-книжку»), песен и сказок, мифов («сусёдка» -домовой), услышанных поэтом в Сибири.
Таким образом, литературная сказка П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», с одной стороны, созвучна услышанным в детстве народным сказкам, но подлинными истоками являются непосредственные жизненные впечатления автора- сибиряка.
Литература
1. Утков В.Г. Рожденный в недрах непогоды.–М.: Русскiй Мiръ, 2014.- 479с.
2. Ершов П.П. Сочинения. –М.: Русскiй Мiръ, 2014.- 165с.
3. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – [электронный ресурс.] – режим доступа: https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3195451