Существует несколько форм домашнего обучения:
Анскулинг (пер. англ. «без школы») – полный отказ родителей от какого-либо взаимодействия со школой в процессе обучения ребенка, а также от школьной программы. Нет никаких гарантий, что ребенок получит знания в объеме общеобразовательной программы (что является его законодательно защищенный правом), поэтому анскулинг запрещен во многих странах мира, в том числе и в России [2].
Домашнее обучение по медицинским показаниям – если ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья, оформляется соответствующее медицинское заключение, и к ребенку на дом приходят преподаватели по всем предметам школьной программы (кроме физкультуры), обучение ведется в полном соответствии с общей школьной программой.
Семейное обучение – уроки проводят родители или родственники, самостоятельно выбирая материалы и расписание учебы ребенка. От анскулинга данный вид обучения отличается тем, что ребенок остается официально прикрепленным к школе, проходит ежегодную аттестацию и сдает экзамены, таким образом контролируется соответствие объема знаний ребенка требованиям школьной программы. В конце обучения ребенок сдает выпускные экзамены и получает такой же аттестат о среднем общем образовании, как и дети, посещавшие школу [3].
Экстернат – пропуск одного или нескольких классов обучения с условием сдачи экзамена по материалу, осваиваемому в этих классах.
Дистанционное обучение – обучение преподавателями с помощью Интернета. Допускается в случаях проживания ребенка в отдаленных и труднодоступных районах с тяжелыми природными условиями и без образовательной инфраструктуры.
Семейное обучение часто выбирается, когда родителям по работе приходится часто переезжать из одного места в другое. Ребенок не в состоянии каждый год или несколько раз в год менять коллектив сверстников и привыкать к новым учителям, страдает успеваемость и психическое состояние ребенка. Поэтому переход на семейное обучение при условии, что родители обладают необходимыми знаниями и навыками представляется разумным выходом. Также семейное обучение желательно, если у ребенка есть серьезные увлечения, такие как, например, профессиональные занятия спортом или музыкой, отнимающие много времени и требующие частых отъездов на соревнования и конкурсы в другие города или страны. Другой причиной выбора семейного обучения являются религиозные или идеологические соображения родителей, согласно которым они не могут допустить обучение своего ребенка в общеобразовательной школе. Наиболее популярной причиной является значительное опережение ребенком своих сверстников в умственном развитии, благодаря чему ребенок скучает на уроках и теряет мотивацию к учебе.
Итак, наиболее значительными плюсами домашнего образования являются:
- защита от психологического, физического и сексуального насилия со стороны сверстников и преподавателей. В связи с участившимися сообщениями об избиениях, групповых изнасилованиях и доведении до самоубийства детей школьного возраста их одноклассникам и другими школьниками, а также о жестоком обращении или домогательствах со стороны преподавателей этот пункт становится все более важным.
- при семейном обучении или обучении приглашенными преподавателями (не из школы) ребенок может жить согласно своим биологическим часам. На самом деле это очень важно. «Совы», которых большинство, очень тяжело переносят ранний подъем и необходимость активной деятельности утром, лучше всего их когнитивные способности раскрываются в вечерние часы. В большинстве школ дети учатся в первую смену, но даже если параллель учится во вторую смену, это обязательно для всех, ребенок не может выбрать, в какую смену учиться, ориентируясь на свои биологические ритмы.
- высокая степень защиты от нарушений осанки и зрения. Если ребенок имеет возможность в любой момент обучения сесть, встать, лечь, как ему удобно, отвлечься, сделать несколько физических упражнений, это поможет избежать перенапряжения мышц, искривления позвоночника или снижения остроты зрения.
- для хорошо успевающего ребенка домашнее (семейное или с приглашенными преподавателями) обучение это возможность пройти школьную программу за менее, чем 10 лет, а также углубленно изучать области знаний, вызывающие наибольший интерес ребенка, а также не предусмотренные школьной программой (такие как редкие языки, искусство, архитектура и т.п.).
- семейное обучение это уникальная возможность вырастить человека «вне системы», дать ребенку возможность сформировать собственные моральные, этические и религиозные воззрения с минимальным посторонним влиянием. Отчасти этот же пункт можно отнести к минусам, так как слишком сильно отличающемуся ребенку трудно будет в дальнейшем влиться во взрослое общество, однако как показывает практика, дети, способные мыслить самостоятельно и не поддаваться влиянию коллектива в моральных вопросах, в любом случае становятся «белыми воронами», но, обучаясь дома, испытывают гораздо меньший психологический прессинг и не подвергаются травле за свои взгляды и убеждения. Однозначно лучшим вариантом домашнее обучение будет в том случае, если в школе ребенку с большой вероятностью будут привиты токсичные и ксенофобские установки о неравной ценности различных групп людей и допустимости насилия в отношении «наименее ценных» (разумеется, в случае, если родители сами не разделяют эти убеждения).
- сохраняется тесный контакт родителей и детей, дети больше (и дольше) уважают родителей, так как видят их компетентность и эрудированность.
Несомненно, в домашнем обучении есть и отрицательные стороны. Некоторые из них связаны с трудностью реализации такого типа обучения – ведь для этого одному из родителей либо другому родственнику, взявшему на себя эту обязанность, придется отказаться от работы и почти полностью посвятить свое время обучению и воспитанию ребенка. Этот фактор сам по себе ограничивает число семей, которым доступна такая альтернатива школьному обучению – это могут позволить себе только те семьи, в которых доход одного работающего родителя будет достаточным для обеспечения материального благополучия всей семьи. Вторым ограничением является высокий уровень требований, которым должен соответствовать родитель или родственник-преподаватель – начиная с уверенного владения всем объемом знаний по школьной программе среднего общего образования и заканчивая педагогическим талантом, необходимым для того, чтобы обеспечить успешное усвоение знаний ребенком.
Для семей, удовлетворяющих всем этим требованиям и способных дать ребенку хорошее домашнее образование, некоторые риски все-таки неизбежны.
Прежде всего, ребенок, находящийся на домашнем обучении будет лишен того объема общения, в том числе и конфликтного, с другими детьми, который будет стандартным для его сверстников. Обеспечить социализацию в детском коллективе ребенку абсолютно необходимо для того, чтобы он вырос человеком, способным работать и нормально функционировать в обществе, поэтому родители, которые выбирают домашнее обучение, как правило, все-таки водят ребенка в различные кружки, секции и школы искусств, но там дети проводят намного меньше времени, чем обычно в общеобразовательной школе. Это накладывает определенный отпечаток на личность ребенка, он может вырасти более ранимым и неподготовленным к жизненным трудностям, неспособным отражать агрессию и отстаивать свои интересы во взрослой жизни [4].
Обучаясь вне коллектива, ребенок также лишается опыта публичных выступлений, академической конкуренции, опыта командной работы и возможности развить навыки самопрезентации, которые крайне необходимы в университете и на работе для успешного продвижения по карьерной лестнице. Этот недостаток домашнего обучения может быть скомпенсирован, если ребенок занимается спортом, музыкой или иным искусством на достаточно серьезном уровне, участвует в соревнованиях, конкурсах и школьных олимпиадах.
У ребенка не будет большого пласта воспоминаний о значимых событиях, объединяющих всех, кто учился в школе – о первом звонке, первой учительнице, школьных буднях, последнем звонке, выпускном, экзаменах, контрольных, прогулах и списываниях. Во взрослом возрасте эти воспоминания служат источником ностальгии и частой темой для разговоров, помогают завязывать знакомства с новыми людьми. Собственно, сам факт обучения в школе и наличия школьных друзей и приятелей уже дает человеку множество связей, которые могут оказаться полезными в будущем, способствовать карьерному росту, выручить в трудной жизненной ситуации.
В плане физического здоровья домашнее обучение кроме упомянутых выше плюсов, дает и минусы – если ребенок будет мало контактировать со сверстниками, он вряд ли будет часто болеть заразными детскими заболеваниями, которые при нетяжелом течении укрепляют иммунитет.
Третья группа недостатков домашнего образования связана с ситуацией в семье и личностью обучающего родителя или родственника. При слишком авторитарном семейном преподавателе ребенок лишается возможности даже сформировать свое собственное мнение, так как не будет видеть никаких иных вариантов. Сам факт домашнего обучения также может не быть свободным выбором ребенка, а быть навязан родителями. Другая опасность – вырастить слишком эгоцентричного и избалованного ребенка, привыкшего, что весь мир крутится лишь вокруг него, не умеющего находить компромиссы, делиться с другими и сопереживать [5].
Роль преподавателей и администрации школы заключается не только в оказании ребенку образовательных услуг, но и в осуществлении некоторого контроля за состоянием ребенка. Правом на домашнее обучение могут воспользоваться не только те родители, которые искренне желают дать ребенку образование лучшего качества, чем в школе, и уберечь его от рисков, связанных с посещением школы, но и асоциальные семьи, в которых осуществляется насилие над ребенком. Если бы этот ребенок ходил в школу, с большой вероятностью учителя заметили бы признаки явного неблагополучия ребенка и обратились в полицию или органы опеки для проведения проверки его семьи. В случае оформленного домашнего обучения у ребенка гораздо меньше шансов получить помощь извне, если он подвергается насилию дома.
Таким образом, в домашнем обучении есть как положительные, так и отрицательные стороны. Его нельзя ни рекомендовать, ни порицать, не разобравшись в каждом конкретном случае, когда перед семьей встает такой выбор. Решение должно приниматься исходя из возможностей родителей, особенностей характера ребенка, состояния его здоровья, качества образования и уровня безопасности, который может обеспечить доступная школа, и иных значимых обстоятельств.
Список использованной литературы
Агранович М. Кто не хочет в школу? // Российская газета. 2012. Выпуск № 5751 (78). – URL: https://rg.ru/2012/04/10/obuchenie.html (дата обращения 12.12.2016).
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 15.12.2016).
Вайнер М.Э. Анализ международного и российского опыта по проблеме семейного образования и воспитания // Вестник Российской международной академии туризма. 2014. Выпуск № 1(10). – С. 98-105.
Колесникова И.А. Культура непрерывного образования: к обоснованию понятия // Непрерывное образование: XXI век. Научный электронный журнал. 2014. Выпуск №1(5). – С. 1-21.
Радугина О. А. Образовательная культура общества как целостный социальный феномен // Философия и общество. 2011. Выпуск № 1 (61). – С. 130-141.