ПРЕДПОСЫЛКИ ОТРАЖЕНИЯ СВОЕОБРАЗИЯ ИДЕЙ ЭПОХИ В НЕМЕЦКОМ ИСКУССТВЕ РОМАНСКОГО СТИЛЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРЕДПОСЫЛКИ ОТРАЖЕНИЯ СВОЕОБРАЗИЯ ИДЕЙ ЭПОХИ В НЕМЕЦКОМ ИСКУССТВЕ РОМАНСКОГО СТИЛЯ

Тищенко И.Я. 1, Суслова Л.В. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы работы обусловлена важностью вопроса о взаимосвязи различных видов интеллектуальной и творческой деятельности человека, которая способствует устранению раздробленности и помогает в создании нового синтетического языка в разных сферах культуры, искусства и науки. Для эпохи романтизма характерны многочисленные идеи, вызванные изменениями в мировоззрении и социальной жизни, появление многочисленных теоретических течений, обострение социальных противоречий и кризис идей Просвещения, становление исторического мышления и появление чувства сопричастности к мировому целому. Все это нашло свое отражение в искусстве Германии того времени.

Примером архитектуры дороманского стиля является Капелла Карла Великого. К сожалению, в VI-VIII веке скульптура и монументальная живопись развития не получили. В сохранившейся резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством древности. Резные фигуры приземистые и большеголовые. Чаще всего изображали зверей и птиц.

Романский стиль – художественный стиль, преобладающий на западе Европы в XI-XII веках. Период романского художественного стиля является одним из важнейших периодов развития искусства средневековья. Особое его развитие проявилось в зодчестве. Важное значение отводилось архитектуре крепостей: замкам, монастырям, церквям. В этот период храм-крепость и замок-крепость становятся основными постройками. Чаще всего они располагались на возвышенной местности.

Понятие «романское искусство» было внедрено в XIX веке историографами для сохранения многих основных черт в римском архитектурном стиле: бочковидные и полукруглые своды, выступы, узоры с листьями.

Романский стиль имел успех первого стиля, распространившегося на территории католической Европы. Данное искусство оказалось под мощным воздействием Византии, что особо отразилось в живописи.

Для сооружений присуще совмещение четких линий и лаконичность внешнего обрамления. Постройки нередко идеально вписывались в основной пейзаж, вот почему они выглядели преимущественно прочными и основательными. Массивная стена с узким проемом окна и ступенчатый углубленный портал усиливали эффект. Стена так же имела функцию оборонительного назначения.

Главным элементом строения монастырей или замков является башня «Донжон». Рядом с ней располагаются все строения, скомпонованные из обычных форм геометрии: куба, призмы, цилиндра.

Рассмотрим характеристики построек в романском стиле:

Раннехристианская базилика отличается продольным разграничением зон, благодаря чему увеличивался хор и восточная алтарная часть в храме. Высота в храме так же увеличивалась. В крупных храмах каменные своды заменяли кессонный (кассетный) потолок. Увесистый свод так же требовал наличия мощных стен и колонн.

Полуциркульная арка являлась основным мотивом в интерьере.

Наиболее известные архитектурные памятники, построенные в романском стиле: Лимбургский собор, Лаахское аббатство, церковь святого Якоба в Регенбурге.

Скульптура и рельеф получили большую популярность, распространяясь примерно с 1100 года.

Следы языческого верования людей, потребность в устрашении врагов возродили грандиозный монументально-декоративный комплекс романского собора, выполненного в рельефах и в основном расписанного красками.

Плоскостная орнаментально-декоративная резьба варваров, предшествовавшая скульптуре романского стиля, уже содержала в себе мотивы человеческих фигур.

Подобно романской живописи, скульптура подчинялась форме и ритму архитектуры. Чаще всего её использовали во внешних оформлениях соборов. Рельеф обычно располагался на западных фасадах.

Художники, не стремившиеся к созданию иллюзии реальности жизни, создавали рисунки на религиозную тему. Основная задача заключалась в создании символических образов вселенной в её величии.

Иерархичный план о мироздании строился на противостоянии неба и ада, добра и зла.

Рельеф стал включать в себя композицию из человеческих фигур разных размеров, с причудливым видом, пропорцией и изгибами. Их трактовали не как самостоятельные ценности, а как фрагмент величественного общего- сложного плетения орнамента, воплощавшего весь мир.

В сцене обычно переплетались множество событий разных времен. Однако при этих условиях романская скульптура оставалась островыразительной и четко передавала сюжет ситуации, экспрессию, жесты и позы. Христос был центральным образом романских скульптур в тимпане. Он сближался обличием и темпераментом с ликом Бога-отца. Так же был страшным судьей вселенной, возвещавшим народу суровый и непреклонный вердикт.

В рельефе разрабатывалась композиция противостояния добра и зла, выражавшаяся в иносказательных обличиях сражения добродетелей и порока. В каменной скульптуре часто совмещались христианские легенды, притчи, жутчайшие изображение апокалипсиса, сцена «Страшного суда» и мифологические образы древнего народного поверья.

Скульптуры в романском стиле архаичные, приземистые и неуклюжие, но искусное моделирование объема, безыскусственные жесты и мимика придают им особую выразительность. Наивный реализм исполнений и развитое повествовательное начало нередко сочетаются в религиозных сюжетах романских скульптур. В романской пластике можно встретить сочетания возвышенности и повседневности.

В миниатюре рельефа наблюдается деформация пропорций фигуры в увеличениях частей тела, выражавших жесты или духовный мир героя, в такой же зависимости размера фигуры от её идеологической важности. Главные детали выполняли в большом размере, второстепенные – в меньшем. Единство и ясность объема, лаконичная геометрия профиля архитектуры – всё это требовало от скульптуры полного повиновения. В результате этого, в рельефе фигура человека подверглась более существенному изменению, чем в живописи. В тимпанах, например, полукруглый верхний контур авторитетно подчинил фигуры, заставил их извиваться.

Из-за распространения ереси в скульптуре, стали проникать нерелигиозные мотивы, где доминирующими героями были простые крестьяне, мастера кузнечного дела. Особым интересом стали сцены из средневековой истории. Особый интерес вызывали изображения народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, фантастические лица с гримасами имели острую выразительность. Романское искусство не наделило человеческий образ благородством и красотой, но открыло новые грани действительности – чудовищные и безобразные образы.

Статуй романское искусство почти не создало. Если они и были, то предназначались для интерьера храма и не имели связи с архитектурой. Делали скульптуры не только из камня, но и из других материалов: металла или дерева в небольших размерах. Их предназначение имело служебный характер – пульт для книги, подсвечник.

Вера в нечистую силу так же нашла отражение в романском стиле. Черти стали олицетворением зла, их изображение приобрело фантастический и отталкивающий облик. Зачастую это было отдаленно напоминающее человека волосатое существо с оскаленной мордой зверя и когтистыми лапами. Искусство дороманского Запада, как и византийское не знало облика черта. В византийских и каролингских произведениях сатана предстает в виде падшего ангела, отличавшегося от небесных сил наготой или темным окрасом тела, или в виде связанного пленника.

Итак, в IX-XII веках архитектура была важнейшим видом искусства. Так как церковь приобретала все большее значение в жизни общества, особенно усилилось церковное строительство. Изначально строились базилики, чтобы в них могли собираться верующие. Это простые продолговатые строения, в одной стороне которых находятся вход с преддверием – атриум, а в противоположной – полукруглая ниша. Постепенно базилики начали украшать арками и куполом. Эта архитектура получила название романской (от слова Рим – Rom).

Европа в то время жила раздроблено, в ней возникали новые народы, французы на западе, немцы на востоке, итальянцы на юге, но во всех странах шло формирование романского стиля.

Всюду шло строительство церквей. Церковь похожа на замок: мощные каменные стены, крестообразные в плане, обязательный признак романского стиля – вид в центр храма открывается через большую арку (или арки). Арка – это ле6йтмотив романского стиля, она повторяется в очертании сводов и окнах. Храм, как правило, имеет апсиду (т.е. алтарь) в восточной части, хор в западной части и крипту (подземелье для захоронений).

Церковь внутри наполнена светом, хотя окна небольшие. Ощущение грандиозности создается за счет перепадов высоты, она различна в разных частях храма.

Впервые появляются бронзовые барельефы на сюжеты Ветхого и Нового заветов (скульптурное изображение на плоскости, части которого выступают над ней не более чем на половину своего объема). Их появление связано с деятельностью епископа и художника Бернварда.

Таким образом, при обращении к памятникам зодчества, архитектуры и художественной культуры в целом можно передать пространственную картину, сложившуюся в Германии в эпоху романтизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Словари и энциклопедии. Академик [Электронный ресурс] – http://dic.academic.ru/

  2. Википедия Свободная Энциклопедия [Электронный ресурс] – https://ru.wikipedia.org/

Просмотров работы: 458