В литературном творчестве древних германцев выделяют несколько пластов: скандинавская эпическая поэзия, англосаксонская эпическая поэзия, эпическая поэзия континентальных германцев.
Эпическая поэзия в целом возникла в результате народного творчества, в течении многих веков существовала в устной форме, передаваясь полупрофессиональными исполнителями, но на данный момент поэзия сохранилась в книжной форме только на Западе. В хронике западноевропейского эпоса имеется два главных периода: эпос феодальной эры (средне- и верхненемецкий, французский, испанский) и эпос эпохи деления родового устройства (ирландский, скандинавский, англосаксонский, древненемецкий). В эпосе времени деления родового строя остаётся взаимодействие с обычаями устного народного творчества первобытно-общинного союза, с богатырскими баснями о «первопредках», то есть культурных героях. В скандинавском эпосе распад первобытных взаимоотношений преподносится как разрушение единства. Для данного время свойственны короткие песнопения и сказания, автором и сказителем которых был обычно дружинный вокалист (скоп).
Скандинавская эпическая поэзия представлена античными рассказами древних германцев.Античные рассказы древних германцев по большей части знакомы обычно из скандинавских монументов, оставшихся почти только в Исландии, поэтому скандинавский эпос – начало всей литературы германских жителей. Скандинавский народ не состоял в тесной связи с Римом и не принимал участие в Великом переселении народов. А готы и западные немцы в 4-6 веках переживали времена воинского народовластия, падение патриархально-родовых взаимоотношений и возникновение первой феодальной государственности. Это был особенный "героический век", оказавшийся эпическим временем в эпосе германского народа. Важные имена и явления, отмечавшиеся в старинных песнях древних германцев, включая скандинавов, связаны в основном с данным временем. В Скандинавии падение первобытного порядка и возникновение государства происходили в 9-10 веках. Особенно твердо остатки потомственного порядка заметны в Исландии, так как там не было царской власти и вплоть до добавления к Норвегии в 13 веке настоящим типом управления, вопреки факту большого общественного разделения, был тинг, а именно древнескандинавское и древнегерманское правительственное собрание, состоящее из свободных мужчин страны или области. Христианизация Исландии была поздней, более того еще два века (до 12 века) православие сосуществовало с языческой верой. Благодаря этому в Исландии возникли особенно хорошие условия для хранения старинных народно-эпических обычаев, притом не только героического, но и мифического эпоса. Самые древние (по содержанию, образу и показанному в них убеждению) творения древнескандинавской литературы дошли до нас в форме написанного от руки сборника на бумаге под названием «Королевский кодекс» ("Codex Regius"). Судя по палеографическим данным, он был написан в Исландии в 13 веке. В связи с этим появилось более широкое понятие эддической поэзии как своего рода стилевого эффекта, в отличие от житейских сказаний и стихотворений давних поэтов – скальдов. Вопреки другим воздействиям, эддическая поэзия предшествует древнескандинавской литературе. Песни «Старшей Эдды» обычно принято разделять на мифологические и героические. Далеко не все мифические песни описательны. Их персонажи – прежде всего три аса (основная группа богов в германо-скандинавской мифологии): Один, Тор и Локи. Один – старейшина, глава скандинавского храма, бог магии (он имеет определенные шаманские качества), бог благоразумия, военного искусства, «хозяин» Вальхаллы. Тор – бог-громовник. В отличие от умного и опасного Одина, Top –воин-силач, снабженный огромным молотом. Локи, в отличие от них обоих, являлся скверным вариантом мифологического интеллигентного героя, озорником-плутом (трикстер). Повествовательных мифических песен в «Старшей Эдде» две: «Песнь о Хюмире» и «Песнь о Трюме». «Песнь о Хюмире» носит признаки стилистической силы придворной поэзии скальдов (множество переносных иносказаний-кеннингов, более точный расчет слогов, натянутый странный синтаксический склад). В «Песне о Трюме», напротив, определены жанровые направления, проводящие к балладе (поток совпадений, зачаток созвучия при ошибке аллитерации), да и само ее содержание знакомо в балладной переработке. На равных условиях с эддической литературой, народно-эпической письменностью античная Скандинавия показана также исландскими житейскими сказаниями, которые являются более поздним событием в истории эпоса. Идеализирующего гиперболизма и художественной возвышенности в прозаических сказаниях значительно меньше, чем в эддической поэзии, но зато в них с огромным искусством показаны обиход и социальное существование Исландии.
Англосаксонская (древнеанглийская) народно-эпическая письменность возникла во времена покорения Англии германскими народами англов, саксов, ютов и фризов. Христианизация англосаксов произошла значительно раньше и была намного более глубокой, чем в Скандинавии. Народно-эпический «языческий» обычай, существовавший в словесной форме, обрабатывался в форме рукописных сочинений служителями церкви или людьми, получившими духовное образование. Англосаксонская литература содержит редчайшие примеры общехристианского эпоса на библейские темы, возникшего на древнеанглийском говоре аллитерационным стихотворением. Главнейшим памятником англосаксонского героического эпоса является величественная история о Беовульфе (главный герой англосаксонской эпической поэмы, действие которой происходит в Скандинавии до переселения англов в Британию), появившаяся в рукописи 10 веке. Она восходит к дохристианской героической фольклорно-эпической традиции, о чем свидетельствуют метрика, стиль, сюжет и образы. Аллитерационный стих «Беовульфа» чрезвычайно близок аллитерационному стиху скандинавской и древненемецкой народно-эпической поэзии. С точки зрения жанровой природы «Беовульф» представляет собой образец большой эпической формы. Кроме «Беовульфа», сохранились фрагменты эпической песни «Битва при Фитбурге», сложившейся на основе исторического предания, и «Вальдере» - условное название двух фрагментов на древнем языке, содержащих отрывки из утраченной героической поэмы, которые были обнаружены в 1860 году библиотекарем Датской королевской библиотеки. Главный герой – Вальтер Аквитанский, один из популярных героев эпических поэм у германцев.
Из многочисленных источников можно многое узнать об эпической поэзии континентальных германцев, например из работ Цезаря и Тацита, латинских сочинений средневековых историков германских племен: Иордана, Григория Турского, Павла Диакона, Видукинда, Саксона Грамматика, а также из некоторых сочинений скандинавской и англосаксонской литературы. Это свидетельствует о том, что уже в начале развития народа у континентальных германцев было богатое эпическое литературное творчество. Период Великого переселения народов стал значимым периодом в истории древнегерманского эпоса. В эту эпоху в устной форме начали появляться те истории, которые позднее составили основной сюжетный фонд в германской поэзии. Тацит, например, говорил о том, что «до сих пор еще поют у варварских племен» об Арминии, герцоге херусков, давшем отпор Вару в Тевтобургском лесу. У германцев уже в период их появления и становления имелись как мифологические, так и исторические произведения. Единственный действительный текст немецкой эпической песни, который частично сохранился в записи около 800 г. на внутренней стороне переплета богословской книги из Фульдского монастыря, это – «Песнь о Хильдебранде», написанная аллитерационным стихом с небогатым применением эпических параллелизмов. Ее можно считать образцом краткой эпической песни, где основное место составляет диалог, напоминающий «Песнь о Вёлунде» из «Эдды». Тексты древненемецких эпических произведений почти не дошли до нас. Древненемецкая письменность с самого своего возникновения, а именно с восьмого века, использовалась исключительно клерикальной литературой, старинные сказания и песни продолжали бытовать в устной форме.
Итак, литературное творчество является той сферой культуры, в которой складываются ценностные ориентиры социума. Изучение литературного творчества и языка народа дает возможность говорить о национальной самобытности и судить о культурной преемственности духовных ценностей. Изучение литературного творчества и языка древних германцев актуально и с той точки зрения, что мифы всегда являлись специфическим выразителем этнической психологии и этнонациональных ценностей. К тому же приоритете в изучении культуры и языка древних германцев принадлежит главным образом историкам и этнографам, поэтому повышенную степень актуальности получает литературоведческое изучение духовной культуры этого народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Википедия Свободная Энциклопедия [Электронный ресурс] – https://ru.wikipedia.org/
2. Крепак Е.М., Сотникова А.Л. Введение в германскую филологию [Электронный ресурс] – http://vved-v-germ-phil.cvsw.ru/