ГЕРМАНИЯ НА СТЫКЕ XV-XVI ВЕКОВ: ЭПОХА, ЛИТЕРАТУРА, ЯЗЫК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЕРМАНИЯ НА СТЫКЕ XV-XVI ВЕКОВ: ЭПОХА, ЛИТЕРАТУРА, ЯЗЫК

Батинькина А.А. 1, Суслова Л.В. 1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стремление изучать исторические условия в Германии и развитие немецкого языка через творчество немецких гуманистов, ученых, политиков и деятелей церкви отчетливо прослеживается в современной науке. Особенно своевременны проблемы антропологически ориентированной истории для исследования литературы Германии и языка на стыке Средневековья и Нового времени. Дополнительную актуальность рассматриваемой теме придает проблема переходного периода в истории Германии на стыке XV и начала XVI веков, характеризующегося экономическим подъемом благодаря расцвету городской жизни, развитию торговли и мануфактур, налаживанию буржуазных отношений внутри феодального общества. В больших городах наблюдается рост цеховой промышленности, а, следовательно, и торговли, а также развитие горного дела. На юге Германии формируются центры торгового и финансового капиталов. Но Германия продолжает отставать в своем развитии от стран Запада – Италии, Нидерландов и Франции.

В XVI веке начинают заметно обостряться социальные противоречия между крупными князьями и низшим дворянством, внутри городов усиливается борьба между богатым патрициатом и цеховыми ремесленниками, внутри цехов возникают конфликты между мастерами и подмастерьями. Возникают оппозиционные движения, возглавляемые сельскими и городскими священниками, выходцами из рядов бюргерства и плебейства, направленные против общественного строя и его идеологической опоры – официальной церкви. Крепостное крестьянство остается предметом эксплуатации всех имущих классов, что вызывает большое количество восстаний, способствует обострению социальной борьбы, апогеем которых стала Великая крестьянская война 1524 – 1525 годов.

На фоне представленных событий в Германии формируется новая ценностная основа - гуманизм. Интерес германских гуманистов, в отличие от европейских, ставящих своим идеалом всестороннее развитие человека, вызывают работы латинских и греческих классиков, раскрывающие новый мир античности. Гуманисты в Германии активно изучают вопросы богословия, в которое вносят критическое свободомыслие и новые способы филологической и исторической интерпретации текста «священных книг», таким образом, подрывая догматические основы церковного вероучения.

Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и другие города юга Германии стали главными центрами немецкого гуманизма. Учителями гуманистов Германии были итальянцы, и впоследствии паломничество в Италию к источникам гуманистической культуры и науки оставалось обязательным для передового интеллектуального человека эпохи Возрождения.

В Германии на стыке XV-XVI веков непрерывно росло число университетов, что положительно сказывалось на развитии гуманизма. Благодаря старанию гуманистов, в университетах появлялись кафедры поэтики и риторики, изучались латинские и греческие классики. Работы итальянских и латинских авторов активно переводились на немецкий язык. Важную роль в развитии гуманизма играли разного рода учебные общества и кружки, которые возникали в крупных центрах гуманистической образованности.

Немецкие гуманисты писали в основном на латинском языке. В этом предпочтении латинского языка народному заметен не только характерный для той эпохи культ древности, но также обособленность интеллектуальных интересов гуманистов от жизни и духовных потребностей широких масс.

Новая латинская литература была ориентирована преимущественно на латинскую поэзию итальянских гуманистов. Возникли сатирические и поучительные жанры, высмеивающие пороки общества, широкое распространение получили также оды, элегии, эпиграммы, комедии, памфлеты и пародии. Гуманисты Германии зачитывались древнеримским сатириком Лукианом и внимательно изучали Библию и творчество отцов церкви.

Одним из ярких немецких гуманистов был поэт, прозаик и ученый, сын крестьянина-бедняка, профессор Тюбингенского университета Генрих Бебель (1472 – 1518). Он получил славу благодаря двум своим работам: сатирической поэме «Триумф Венеры» и «Сборнику очень веселых фацеций», то есть сборнику анекдотов, в котором высмеивал всех и вся. Он также занимался переводом на латинский язык немецких пословиц и поговорок.

Виллибальд Пиркхеймер (1470 – 1530), патриций и меценат, работал в разнообразных жанрах, переводил труды великих греческих мыслителей на латынь, писал лирические и сатирические стихи.

Прославленный ученый того времени Иоганн Рейхлин (1455 – 1522) в 1511создал памфлет «Глазное зерцало», направленное против церковных фанатиков. Он боролся за уважение к культуре и свободу мысли.

В 1514 г. Рейхлин выпустил книгу «Письма знаменитых людей». В ней он привел подлинные письма знаменитостей, разделяющих его взгляды.

Широкую известность получило так называемое «Дело Рёйхлина». Католическая церковь начала добиваться уничтожения еврейских религиозных книг, а Рёйхлин говорил о значении этих книг в развитии человеческой мысли, он призывал к защите прав евреев исповедовать свою веру. Началось преследование Рёйхлина. В полемику были вовлечены все образованные круги Германии, которые разделились на два лагеря – сторонников Рёйхлина и «темных людей» (так называли малограмотных людей). Был издан сборник «Письма темных людей» (1515-1517), который стал очень популярным изданием. Он написан анонимными авторами от имени вымышленных врагов Рёйхлина. Для их стиля характерна полуграмотная латынь, неуместные цитаты из Священного писания, слепая ненависть к науке и культуре. Например: «Николай Люминтор шлет столько поклонов магистру Ортуину Грацию, сколько в продолжение года родится блох и комаров». «Письма темных людей» - книга вымышленных писем, написанных якобы обскурантами духовному вождю противников Рейхлина магистру Ортуину Грацию. Среди «темных людей» нет знаменитостей: это все люди мелкие, захолустные, невежественные. Книга – образец тотальной сатиры, и больше всего в ней достается псевдоученым и церковникам. Предположительно сборник был написан Эрфуртским кружком молодых гуманистов, среди которых был Ульрих фон Гуттен.

Ульрих фон Гуттен – самая яркая фигура немецкого Возрождения (1488 – 1523). Он происходил из странной обедневшей рыцарской семьи, однако к титулам относился с презрением. Не захотел делать удачную карьеру и вел странническую жизнь: слушал курсы в нескольких университетах Германии, изучал юриспруденцию в Италии, занимался литературным трудом. Он был страстным борцом за идею единой немецкой нации. Главным врагом Германии Ульрих считал папу римского и боролся с ним своими средствами – публицистическими и художественными. Самые известные его произведения созданы в форме диалога сначала на латинском языке, которые позже он перевел на немецкий. Он выступает за активное употребление немецкого языка в литературе.

Кроме гуманизма важную роль в литературной жизни Германии сыграли так называемы «народные книги». Многие из таких книг имели очень долгую историю, выходящую за пределы немецкоязычных стран.

Народные книги «Маргелона», «Фортунат», «Эйленшипигель» - явления альтернативной культуры, не противостоящей ученой, гуманистической, существующее параллельно.

На закате гуманизма творил базельский гуманист Себастиан Брант (1457 – 1521), написавший на немецком языке сатирико-дидактическую поэму «Корабль дураков» (1494), которая в последствии принесла ему мировую славу и бессмертие. На большом корабле автор собрал 111 дураков, отправляющихся в Наррагонию (страну глупости), которые не достигли своей цели, так как кораблем управляли тоже дураки. Парад дураков возглавляет мнимый ученый, едва знающий несколько латинских слов и набивающий дом книгами, дабы прослыть эрудитом. За ним следуют всяческие дураки и карикатуры на глупость. В Германии этого времени литература о дураках пользовалась необычайной популярностью. Само понятие глупости имело двойное значение. Под видом осмеяния глупости обличались социальные пороки, а также маска глупца подчеркивала ум и достоинство простого человека. В своем произведении Брант обличает жадность купцов, махинации попов с реликвиями, царящий повсюду обман, торговлю должностями, распутство. Каждому из героев автор читает проповедь, включая в нее примеры из библии и античных авторов.

В XVI в. литература о дураках стала особой ветвью немецкой сатиры, одной из известных книг является «Заклятие дураков» (1512) Томаса Мурнера (1475 – 1537), о котором Лессинг писал: «Кто хочет познакомиться с нравами того времени, кто хочет изучить немецкий язык во всей его полноте, тому я советую внимательно читать мурнеровские творения».

Мартин Лютер, поэт, публицист, мыслитель, человек, перевернувший Европу, создавший если не новую религию, то уж точно новую церковь, собственно, и носящую его имя - лютеранская, или протестантская, был автором многих песен, которые остались в мировой литературе.

Перевод Лютером Библии на немецкий язык породил литературный язык Реформации.

В то же время сложился и развился гений самого, вероятно, великого немца эпохи Возрождения - Альбрехта Дюрера. Художник и мыслитель, в литературе он оставил не так много, прежде всего «Четыре книги о пропорциях», однако влияние его на всю немецкую культуру, да что немецкую - европейскую, мировую - совершенно уникально.

В XVI в. возникает жанр прозаического бюргерского романа, еще очень близкий народным книгам. Это дидактичные, а временами остроумные полуприключенческие, полувоспитательные книги, например, романы «О Фортунате и его кошельке» (1509), «Золотая нить» (1557) Иорга Викрама, народный роман «Шильдбюргеры».

Ганс Сакс (1494 – 1576), самый яркий бюргерский поэт, родился в Нюрнберге в семье портного, был учеником сапожника затем странствующим подмастерьем. Вернувшись в Нюрнберг, он стал зажиточным сапожником и занялся сочинительством. Он посвятил родному городу «Похвальное слово», здесь он описывает с восхищением улицы и площади, церкви и мосты, восхищается трудолюбием ремесленников и др. До сих пор на любительских сценах ставятся его комические пьесы (фастнахтшпиль). Сакс развил искусство мейстерзинга, прежде всего за счет расширения круга его тем, обычно не выходящих за пределы религиозных. Лучшим в творчестве Сакса считаются и на самом деле являются его шванки, такие как «Портной с флагом», «Святой Петр и коза», «Сатана не пускает в ад ландскнехтов» и пр. Большую известность имели и его комедии, в частности «Извлечение дураков», в которой рассказывается о забавном врачевании занемогшего глупца, распухшего от всевозможных пороков. Ярким, народным, простецким языком, в немалой степени взятом позже на вооружение Гете при сочинении «Фауста», написаны все лучшие произведения Сакса.

Итак, в период Средневековья человек как индивидуальная личность в Германии не играл никакой роли. На стыке XV-XVI веков в менталитете жителей Германии происходят изменения, человек начинает осознавать свою ценность, ценность своего труда и творчества. Представления о человеке немецких писателей, ученых, политиков и деятелей церкви соответствовали гуманистических идеалам, их взгляды представляли собой социально активного и образованного человека, обладающего чувством собственного достоинства, постоянно расширяющего свои познания и стремящегося передать их ученикам. Для создания более полного представления об исторической эпохе необходимо обращаться к исследованию литературы и языка, так как они всегда выражают владеющие человечеством идеи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Виртуальный художественно-исторический музей [Электронный ресурс] – http://smallbay.ru/

  2. Википедия Свободная Энциклопедия [Электронный ресурс] – https://ru.wikipedia.org/

  3. Литература Средних веков и Возрождения [Электронный ресурс] – http://svr-lit.niv.ru/

  4. Библиотекарь Точка Ру [Электронный ресурс] – http://www.bibliotekar.ru/index.htm

  5. Grandars. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] – http://www.grandars.ru/

Просмотров работы: 877