ОСОБЕННОСТИ МАСТЕР – КЛАССОВ КАК ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ МАСТЕР – КЛАССОВ КАК ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мастеркласс это интерактивное занятие в форме передачи автором концептуального и практического умения.

Одним из ведущих принципов проведения мастерклассов является наглядность.

Мастер класс в индустрии красоты служит не только для передачи опыта мастеров, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях. Как в сервисной деятельности, так и при обучении парикмахерскому делу мастер класс одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

Мастеркласс отличается от традиционного практического занятия тем, что в ходе его проведения ведущий специалист не только рассказывает, но и детально показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

Основные преимущества занятия в форме мастер класса это эффективное в плане формирования знаний, умений и навыков у целевой аудитории сочетание короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Цель данной публикации:рассмотреть нестандартную форму обучения будущих работников сферы социально-культурного сервиса - мастер – класс на примере создания повседневной прически.

Цель мастеркласса: передача участникам личного профессионального опыта, авторских разработок в сфере творческой деятельности профессионала, проводящего мастер – класс.

Общие задачи мастер класса:

– создание условий для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала участников;

– повышения профессионального мастерства и квалификации участников;

– внедрение новых технологий в практику, в том числе сервиса.

Конкретные задачи мастер класса – технологические и методические – определяет его тематика. Все поставленные на мастер – классе задачи должны быть выполнены. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.

После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, автором формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. В индустрии красоты это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных образов. Например, «Технология самостоятельного выполнения простой причёски в домашних условиях».Можно провести серию мастер – классов с использованием принципиально разных технологий и материалов, объединенных изготовлением различных видов изделия определенного типа. Например, серия «Дизайн современных причёсок в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления причёсок с элементами кос, локонов, жгутов и т.д. Для решения всех поставленных мастером задач важно разработать четкий план проведения мастер – классов, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

Форма проведения мастер – класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги или студенты) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам). По формам мастер – класс в условиях вуза может быть проведен:

– с преподавателями и для них без участия обучающихся;

– с группой обучающихся или с отдельными учащимися для педагогов;

– для обучающихся определенного направления подготовки с целью формирования некоторых знаний, умения и навыков, которые возможно использовать в сфере будущей профессиональной деятельности.

Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности (например, вышивка, причёска, роспись по ткани). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. От них зависит выбор темы, выбор целевой аудитории (новички, профессионалы, смешанная аудитория) и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер – класса.

План мастер – класса.

Вступление. Проводящий мастер – класс преподаватель знакомит слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Проходит регистрация участников.

Теоретическая часть мастер – класса включает в себя технологическую и методическую (в случае если мастер-класс проводится для педагогов) части.

Технологическая часть. Демонстрация изделий (образов) либо элементов изделий (образов), изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини – выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями. Например, различные виды дизайнерских изделий, выполненных с применением освещаемых в мастер – классе технологических приемов.В ходе теоретической части мастер-класса проводится ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним. Далее - пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия (образа) или его элементов. Автор показывает слушателям технологический прием на заготовке или представляет компьютерную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия (образца).

Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с участниками. В том числе:

  • мастер – класс выполняется с учетом требований выполнения техники безопасности;

  • требования к помещению, где проводится мастер – класс;

  • хронометраж занятия: сколько времени в среднем занимает изготовление изделия (образа) по данной технологии, на сколько занятий определенной длительности оно рассчитано.

Практическая часть. Участники под руководством педагога – мастера из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части мастер – класса.

Инструментами и материалами слушателей, как правило, обеспечивает проводящий мастер – класс педагог. В отдельных случаях можно заранее оговорить с участниками мастер – класса самообеспечение материалом в необходимом количестве.

В рамках настоящего исследования был подготовлен и проведен мастер-класс на тему: «Создание образа в домашних условиях: укладка и макияж». Автором мастер-класса являлась один из авторов публикации –магистрантка Елизавета Юрьевна Артюшкина - парикмахер – универсал пятого разряда со стажем работы в сфере индустрии красоты пять лет, выпускница Международной Академии парикмахерского искусства SaintLouis. Важно, что автор очень любит свою профессию и данную сферу деятельности.

Участники: преподавателиУрФУ, студентки-бакалавры направления 43.03.01 «Сервис», профиль «Социально-культурный сервис», и магистрантки направления 43.04.01 «Сервис», магистерская программа «Сервис в индустрии спорта», всего десять человек.

Цель мастер – класса: раскрыть возможности и творческие способности обучающихся, научить выполнять несложные укладки, макияж в домашних условиях.

Задачи:

- познакомить участников с различными приёмами укладок, плетений;

- продемонстрировать приёмы выполнения причесок с элементами плетения кос;

- содействовать формированию вкуса и навыков вежливого обращения с клиентами.

Материалы и оборудование:

- инструменты парикмахера: пульверизатор, расчёска для пробора, щётка для начёса, туннельная расчёска, пояс мастера, плойка, утюг для волос, термоковрик для электроприборов.

- укладочные средства: лак, пена для волос, воск для волос.

- косметика, кисти для макияжа.

Продолжительность проведения мастер – класса 45 минут.

Автор в ходе мастер-класса будет находиться на трибуне, перед аудиторией.

Перед началом мастер-класса участники должны заполнить регистрационные формы, в конце мастер-класса участники смогут задать интересующие вопросы, а также заполнят анкету участника.

Сценарий мастер-класса включал:

1.Вступительное слово педагога о востребованности выполнения несложного образа в домашних условиях;

2. Ознакомление присутствующих с оборудованием и материалами для работы на данном занятии с предупреждением о мерах безопасности при работе с электроприборами и лаком для волос;

3. Приглашение клиенток и подбор причесок для их типов лица;

4. Выполнение причесок и их демонстрация.На первой модели автор демонстрирует технику создания прикорневого объёма для волос; на второй модели - несложной укладки, с локонами от лица и разделением на восемь секций; на третьей модели - выполнение объемных кос, как в свободном, так и забранном виде.

Все подобранные автором простые образы пригодятся для применения и использования в повседневной жизни, помогут выглядеть ухоженно, а также не заставят потратить много времени на сборы.

Наблюдения в ходе мастер-класса показали, что участницы были в хорошем настроении и с удовольствием воспринимали информацию, активно задавали интересующие вопросы. Участницы охотно согласились быть моделями и были довольны новыми подобранными образами.

В конце мастер класса все участники заполнили анкеты. При оценке организации и проведения мастер – класса участники поставили следующие показатели. Организация, презентационные материалы, подбор моделей, вступительное слово педагога, показ техники работы педагогом, ответы педагога на вопросы, руководство педагогом работой все участники поставили наивысшие баллы.Большинство участников примут к сведению озвученные нюансы на мастер – классе.У большинства участников появились новые свежие идеи для выполнения новых образов.

Таким образом, благодаря проведению мастер – класса были выполнены следующие задачи:

  1. у участниц развит интерес к улучшению своей внешности, воображения и видения своего образа.

  2. участницы ознакомлены с приёмами выполнения несложных действий с волосами, техниками объёмного плетения и прикорневого объёма.

  3. участницы научились выполнять несложные образы на каждый день.

Литература

  1. Гутыря Л.Г. Парикмахерское мастерство – Москва:АСТ; Харьков: Фолио; Владимир: ВКТ, 2011.–478 с.

  2. Кленова Н.В., Абдухакимова С. А. Организация мастер–классов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждении 2010. - № 1.

  3. Константинов А.В. Технология парикмахерских услуг. – Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1978.

  4. Кулешкова О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ: учебник для нач. проф. образования. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 144 с.

  5. Нечитайлова Е.В. Технология мастер – класса в системе совершенствования педагогического мастерства учителя// Серия «Советы учителю»;выпуск 11. - Ростов–на–Дону: 2003, 39с.

  6. Проблемы изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы// Методист 2005. - № 2.

  7. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно–методическое пособие. – Москва: АПК и ППРО, 2006.

  8. Плотникова И.Ю., Черниченко Т.А. Технология парикмахерских работ: учебник для нач. проф. образования. – Москва: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.

  9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник. –Москва: Просвещение, 1980. – 239 с.

  10. Русских Г.А. Структура мастер – класса // Методист. – 2002. - № 2.

  11. Русских Г.А. Практическое использование методики мастер – класса в работе учителя наук естественного цикла //Народное образование», 200. - №3.

  12. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – Москва: НИИ школьных технологий, 2005.

  13. Сиденко А. С. Как создать авторскую педагогическую разработку? // Народное образование, 1998, № 7–8.

Просмотров работы: 799