Говорить правильно и хорошо – это значит, устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах, особенно детям с ОВЗ. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы, а в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы (юрист, учитель, политик, социальный работник и мн. др.). В последние годы наблюдается растущее пренебрежение к соблюдению культуры речи в практике общения людей, как на бытовом уровне, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также в деятельности средств массовой информации. Увлечение некоторых авторов и ораторов неформальной лексикой, вольное обращение с литературными и грамматическими нормами языка, а также банальные орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи - всё это беспокоит общественность и побуждает к необходимости вести работу по исправлению нежелательной тенденции в использовании и развитии родного языка. Помочь всякому, готовящемуся выступать публично, призвана РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Воспитательная цель риторики очевидна – приобщение дошкольника с ОВЗ к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательно – образовательное и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи. Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике.
В настоящее время наблюдается тенденция к возрождению риторики в дошкольную программу. Выходит ежегодно огромное количество литературы. Это привело к тому, что появились и программы по этому направлению.
Современное образование стоит перед проблемой выбора программы и учебника, а также подготовки специалистов, способных реализовывать данное направление в работе с детьми. Именно в этом заключается значимость и актуальность, выбранной нами проблемы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТА 1.1. РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИМетодика обучения речи как наука, имеющая свои закономерности, возникнув в трудах дореволюционных русских методистов 40–60–ых годов, оформилась лишь во второй половине ХХ века.
Поиск генетических корней целенаправленного развития речи закономерно привёл исследователей к праматери методики развития речи - риторике. Несмотря на ведущиеся дискуссии о соотношении риторики и культуры речи (точки зрения многочисленны: от признания риторики высшим уровнем культуры речи - до подчеркивания их антиномической сущности, разумно принять положение: риторики не существует без речевой культуры, но они не равноценны по отношению друг к другу.
Колыбелью риторики была софистика, стремящаяся убедить кого угодно в чём угодно. А в средневековой культуре риторикой было отсутствие украшений на фоне всеобщего увлечения ею, т.е. речь лаконичная, точная, подчёркивающая нормативную кодифицированность.
Античная риторика занималась организацией судебного, политического и эпидейктического (оценочного) красноречия. Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику. Платон, подчеркивая необходимость высокой этики оратора, замечает: «Искусство красноречия, не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту?» Аристотель, также неустанно выделяя нравственную основу риторики, говорит: «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Значит, не собственно убеждение в чем – либо, а поиск способов убеждения составит компетенцию риторики, приучающей человека, прежде всего к речевому мышлению в психологически воздействующих и эстетически организованных формах.
Человека встречают и провожают по речи. Сократ был и уродливым, и даже злым, но его уважали сильные и власть имущие. Иван Грозный остался в памяти россиян великим правителем потому, что являл везде, в том числе на площади перед народом, образцы убеждающего монолога.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. Общеизвестно, что уже в Древней Греции в школах, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике.
РИТОРИКА (от греческого “ритор “- оратор) одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25000 лет, если принять за точку отсчета V – IV в. в. до н.э. - период расцвета риторики в Древней Греции.
Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не случайно “ сама риторика… зарождается в недрах различных цивилизаций “ Риторика возникла как наука об искусной, умелой, ясной речи – устной, прежде всего. Цицерон писал: “… сами правила явились как свод наблюдений за приёмами, которыми красноречивые люди ранее пользовались бессознательно. Но красноречие, стало быть, возникло из науки, а наука из красноречия “ Из этого высказывания ясно не только, как возникла риторика, но и то, что древние осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.
В античные времена ораторскому искусству обучали, прежде всего, как умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как комплекс дисциплин, включающий в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового общения.
У этой науки есть и другие названия: «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство устного публичного выступления», «элоквенция». Они не совпадают полностью - есть тонкие различия, о которых в своей работе мы упоминать не будем.
Главным понятием риторики является оратор (от латинского ORARE - говорить) - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать). Оратор и аудитория взаимодействуют друг с другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.
Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М. А. Михайличенко, являются: логическая культура, языковая культура, психолого – педагогическая культура, культура общения и техника речи.
Формирование этих качеств и составляет ПРЕДМЕТ риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, “ ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться.
Риторика в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи. Формы существования риторических структур сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое. В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России. Знаменательно появление в России в XVII – XIX в. в. большого количества учебников по риторике (красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т.д.). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 – 1619 гг., последняя - 1923 г. Д. Н. Овсянико - Куликовского.
Первым учебником риторики на русском языке было “ Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия “ (1743 г.) М. В. Ломоносова. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно – славянском языке. В этом труде говорится, что “риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению.
Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова (И. С. Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С.Никольский, Е. Кари и др.). Небезынтересно отметить, что в 1877 году вышла “ Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый “. В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно – ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян ( Феоктист Мочильский ), в пользу молодых девиц (К. Глинка), для учащихся в российских духовных училищах (А. Никольский), военное красноречие (Я. В. Толмачёв ) и др.
Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности (где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы), а затем (конец XIX – начало XX вв.) культурой речи (где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая.
Возрождение риторики началось в середине ХХ века. Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.
Разрабатываются критерии невербальной (несловесной) риторики характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики (науки о восприятии), семиотики (науки о способах означивания и характерах знаков), психологии, физиологии, а также дидактики.
Сейчас в активе риторики труды Барта и в целом нериторической группы “ Мю “, опубликованные на русском языке в сборнике “ Общая риторика “(1986) , работы Лотмана, Б. А. Успенского, в известной мере продолженные коммуникативно–лингвистические исследования Бахтина. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов “ Об ораторском искусстве “, 1967 г. - сборник “ Мастерство устной речи “, в 1978 г. появилось издание “Античные риторики», включившие работы Аристотеля, Деметрия, Дионисия Галикарнасского и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала “ Риторика “, издаваемом с 1995 года.
1.2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕКак нами уже было упомянуто ранее, в настоящее время риторика все чаще стала вводиться в программу не только специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею заинтересовались и общеобразовательные школы и даже детские сады (что, на наш взгляд, более важно). Возникает вопрос: может быть, следует восстановить ту риторику, которая существовала в XVIII – XIX вв., переиздать лучшие учебники, и тем самым проблема будет решена? Нет. Это не было бы удачно найденным выходом, хотя, безусловно, переиздать популярные в своё время риторики И. С. Рижского, А. С. Никольского, А. Ф. Мерзлякова, Н. Ф. Кошанского, М. Сперанского было бы очень полезно.
Дело в том, что все эти учебники также безнадёжно устарели, как и учебники грамматики того же периода, несмотря на то, что и в тех, и в других есть много ценного.
Повышенный интерес к риторике неминуемо нашёл отклик во многих издательствах. К сожалению, далеко не всю литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для детей с ОВЗ. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда авторы пускаются в столь туманные рассуждения, что читатель не всегда уверен в том, что сам автор до конца понимает, о чём он говорит. На наш взгляд, первейшим критерием в подборе методической литературы должна быть ясность изложения мысли и простота в понимании не только самим автором, но и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие.
Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали следующие:
Н. А. Михайличенко. Риторика. Н. Н. Кохтев. Риторика Л.А. Баландина. Риторика для малышей. О. М. Ельцова Риторика для дошкольников. Немного расскажем о содержании этих учебников, после чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для работы в детском саду.
Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА
Это пособие представляет собой краткий конспект лекций по основам риторики, дополненный вопросами для самопроверки, практическими заданиями и упражнениями, которые, по мнению автора, должны помочь учащимся выработать и закрепить необходимые навыки и умения. Пособие является учебно – методическим; предназначено для старших классов (8 – 11) гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. Оно состоит из следующих частей:
Введение; VI разделов; Заключение; Упражнения; Краткий словарь трудных слов; Список рекомендуемой литературы; Литература по проблемам риторики; Список словарей.
Немного поподробнее о каждом из пунктов.
Во введении говорится о проблемах правильной речи в современное время. Риторика определяется как особая наука о законах “ изобретения, расположения и выражения мыслей в речи “.
Автор также упоминает определение риторики, данное Платоном (“ Искусство управлять умами “), подводя, таким образом, к другому названию риторики - ораторское искусство. Судя по всему, данное учебное пособие только с этой точки зрения и будет рассматривать риторику.
Далее автор ставит ряд вопросов:
Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь её на свою сторону? Какую речь считать наиболее действенной? В чём секреты убедительности устного публичного выступления? Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?
По всей вероятности, эти вопросы можно считать в данном пособии установочными.
Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА
Цель автора пособия - возрождение риторики в школе. Основное внимание здесь уделено самой известной области риторики - ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, мастерству публичной речи. Помимо теоретических сведений о предмете, в пособии содержатся задания на анализ фрагментов выступлений известных ораторов, в качестве примера прилагаются образцы подробного анализа, а так же даны задания на внимание и понимание публичных речей и составление собственных по их образцу. На многие задания в конце пособия можно найти ответ - проверить себя.
Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются теоретические сведения, затем даются практические упражнения, правильность выполнения которых учащиеся могут проверить самостоятельно. Рядом с упражнениями, содержащими в пособии ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его же можно найти и рядом с ответами.
Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных, писателей, юристов, политиков, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым рисунком, что позволяет их легко находить в тексте.
Дополнительное чтение изобилует большим количеством рубрик, к числу которых относятся следующие:
“Из “сравнительных жизнеописаний “Плутарха“(приводятся выдержки, посвящённые ораторам: Демосфену и Цицерону); “Документы, связанные с опубликованием учебников по риторике М. В. Ломоносова “; “Пословицы, посвящённые речи “; “Из воспоминаний о публичных выступлениях “.
Материал для дополнительного чтения выделен специальными линейками.
В начале каждой главы автор обозначает проблемы, которые учащиеся должны вскрыть в процессе ознакомления и дальнейшего обсуждения материала. Каждая проблема может быть выделена в тему отдельного урока (по усмотрению преподавателя).
Л.А. Баландина. Риторика для малышей.
Данная книга представляет собой методическое пособие по обучению дошкольников риторике, а также ее можно использовать для занятий с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидностью. В ней раскрываются основные направления работы и даются методические рекомендации по приобщению детей к элементам, основам ораторского искусства в контексте развития выразительной речи.
Достоинством книги является подробное описание игр-занятий по обучению дошкольников 5-7 лет риторике, тематический план на год, а также конкретно подобранный (методический и литературный) материал. При подборе материалов использованы многочисленные источники, учебно-методическая литература.
Методическое пособие предназначено для воспитателей, старших воспитателей, руководителей дошкольных образовательных учреждений как алгоритм создания системы работы методической службы по разработке программно - методического обеспечения образовательного процесса. Оно также может явиться пропедевтическим курсом начального школьного риторического образования.
О. М. Ельцова. Риторика для дошкольников.
В данной книге раскрываются основные направления работы по обучению детей риторике, главной целью книги является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях. Предложенные занятия очень помогут социализации детям с любыми нарушениями.
Автор позволяет познакомить с нормами русского литературного языка, развить качество голоса; дикцию, темп речи, дыхание, сформировывать умение излагать свои мысли последовательно, уметь убеждать, отстаивать свою точку зрения.
Основной подход, рекомендованный автором, в обучении риторике – личностно – ориентированный, т.е. учитывающий специфические особенности развития детей данной возрастной группы и психофизические особенности каждого ребенка.
Весь материал, подобранный в книге, позволяет целенаправленно развивать культуру речевого общения и творческие способности у старших дошкольников.
1.3. ЗНАЧЕНИЕ РИТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА С ОВЗ.
Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей с ОВЗ эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека в мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. « Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М.Теплов.
Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Коммуникативные ситуации позволяют ребенку с ОВЗ решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому общими целями предлагаемой работы являются:
- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;
-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);
- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.
- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;
- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.
Глава 2. СИСТЕМА РАБОТЫ 2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ РИТОРИКЕВ процессе ознакомления с программами по риторике, мы заинтересовались новым теоретическим и практическим курсом риторики для развития навыков межличностного взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками. Особую ценность, на наш взгляд, представляет продуманный и развернутый план игр-занятий, упражнений, которые могут быть использованы в повседневном общении для развития «языка» чувств, словесного творчества, образной речи, приобщения ребенка-дошкольника с ОВЗ к основам ораторского искусства (риторике).
В ходе исследования мы поставили перед собой следующую гипотезу: если вести систематический курс риторики в группы ДОУ, то это значительно повысит уровень речевого развития детей с ОВЗ, культуру их речи и поведения, определит способность сознательно отбирать речевой материал, как для публичного выступления разных жанров, так и для других видов общения.
Объектом исследования является речевая деятельность детей с ОВЗ на занятиях риторики.
Предмет исследования – благоприятные условия для формирования риторических умений детей.
Исходя из выше сказанного, мы поставили перед собой цель – создание речевых ситуаций с использованием заданий по риторике различного типа в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии.
Для решения данной цели выделила следующие задачи:
- совершенствовать нравственный аспект речевого поведения дошкольников с ОВЗ;
- обогатить и расширить речевой этикет детей, используемый в разных ситуациях общения;
- развивать качество голоса (тембр, силу, высоту, дикцию, темп речи, дыхание);
- развивать навыки вербального и невербального общения (мимика, жесты, телодвижения)
- воспитывать культуру слушания;
- развивать связную речь.
Новизна опыта
Изучив литературу по обучению детей с ОВЗ и инвалидностью риторике, мы разработали цикл игр – занятий по обучению риторике, с включением, отобранных словесно-дидактических игр, отобрали словесно-дидактические игры и упражнения для развития риторических умений, адаптировали их для детей своей группы, систематизировали в соответствии с поставленными задачами; составили перспективное планирование по развитию риторических умений для детей с ОВЗ дошкольного возраста с примерным содержанием, также составили картотеку чистоговорок, скороговорок, физминуток для развития качеств речи, для развития поведенческого характера разработали цикл этюдов на развитие различных эмоций.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧОбучение детей с нарушениями риторике мы осуществляли, как в совместной деятельности, так и в ходе специальных занятий, которые проводили в непринужденной, ненавязчивой форме, без временных рамок. Воспитатель сам мог вызвать активность детей, а мог подключиться к уже возникшей деятельности, направляя ее изнутри, как равный партнер.
В основе методики обучения риторике лежит обучение детей различным видам рассказывания (описание предметов, рассказывание по картине, пересказ, рассказывание из опыта, творческое рассказывание). Все эти виды реализуются на основе определенной наглядности: предмет, картина, художественный текст, и т. д., поэтому необходимо данное методическое обеспечение.
Для удобства в группе находится картотека словесно – дидактических игр, а также представлен в большом разнообразии материал для театрализованной деятельности (см. приложение).
Организация и проведение занятий по риторике в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка будет эффективным при выполнении следующих условий:
- единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
- насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
-постепенность и последовательность ознакомления детей с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
2.3. ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ.
Все содержание работы по развитию риторических умений мы распределили по четырем БЛОКАМ:
Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей).
Речевой этикет в разных ситуациях общения.
Развитие вербального и невербального средств общения.
Культура слушания.
Все подобранные нами игры-занятия и речевой материал, включенные в каждый из этих блоков, предлагаются детям постепенно по мере усвоения предыдущего материала, содержание многих игр основывается на содержании предыдущих игр, т. е. присутствует вариативность и усложнение одного и того же вида игр. Реализация содержания блоков происходит во взаимосвязи одного блока с другим в соответствии с перспективным планированием.
1 БЛОК
Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей).
Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей с ОВЗ, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности и т. д.
Развитие коммуникативных умений:
- формирование качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность);
- формирование умения слушать и слышать собеседника;
- овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний);
- овладение приемами стабилизации поведения.
Развитие у дошкольников коммуникативных способностей мы организуем поэтапно.
1. Мотивация общения. Лозунг : «Я ХОЧУ!» ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. На этом этапе мы организуем работу таким образом, чтобы у детей вызвать желание вступать в контакт с окружающими людьми.
Для этого нами широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.
Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию.
2. Знакомство с коммуникативными навыками. Лозунг: «Я ЗНАЮ!» КАК ОБЩАТЬСЯ СДРУГИМИ. Здесь организуется работа по обучению нормам и правилам, которые следует знать при общении с окружающими.
Для этого мы использовали работу в парах, где дети могут защищать свою точку зрения, она помогает взаимопониманию, развивает самостоятельность в высказываниях, а также в работе в парах вместе с родителями. Также использовали в работе по формированию коммуникативных навыков различные игры и упражнения, которые показывают, что умение находить взаимопонимание в любой ситуации, развивают ассоциативную память. Очень часто на данном этапе включали разыгрывание этюдов (основной метод на занятиях по обучению риторике), которые обеспечивают развитие выразительных движений, помогают познанию принятых в обществе правил и соответственно на них реагировать. В свою очередь, выразительные движения, учат детей сочетать движения и речь, что помогает раскрепощению дошкольников.
3.Уровень овладения коммуникативными навыками. Лозунг: «Я УМЕЮ!» ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. Здесь происходит развитие умения организовывать общение: оно включает умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации.
Чтобы более успешно развивать данные умения, в своей работе мы широко использовали метод наглядности (сюжетные картинки, опорные схемы, пиктограммы, фотографии, картины художников), которые способствуют обогащению эмоциональной сферы, помогают установлению последовательности изложения сюжета или предмета. Также включали различные речевые разминки, где развивается техника речи, дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, различать индивидуальные особенности других детей и людей. Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.
2. БЛОК
Речевой этикет.
Развитие речевого этикета в себя включает:
- овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);
- формирование в речи знаков доброжелательности;
- формирование осознания тональности общения;
- осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.
Например:
а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся;
б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;
в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить;
г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна;
д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.
Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов:
- чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;
- использование особых ритуалов (приветствие и прощание), которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;
- участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;
- свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;
- этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;
-видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.
И, конечно, на развитие умений по данному этапу, мы использовали выше перечисленные методы и приемы.
3. БЛОК.
Вербальное и невербальное общение
Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя:
- осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;
- умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;
- снижение импульсивных эмоциональных реакций.
Например:
1) этюды на выражение различных эмоций;
2) мимика и пантомимика;
3) выразительные движения;
4) тренинги мышечного расслабления.
Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.
Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке:
5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;
6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением.
4.БЛОК
Культура слушания
Под культурой слушания предполагается:
- умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым);
- замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;
- радоваться успехам товарищей;
- терпеливо выслушивать говорящего;
- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.
Этот блок он самый сложный и включает в себя все выше перечисленные умения, поэтому в работу по развитию культуры слушания мы включали следующие методы, приемы и средства.
Данные приемы, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и на первое место здесь выступают эмоциональные процессы, воображение.
Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды;
- импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
- анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях;
- свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа;
- лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ;
- чтение художественных произведений;
- беседы, сочинение историй;
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
- пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация коммуникативной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
- выбор детьми диалогов по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
- проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений
Огромную роль в осмыслении материала помогают занятия, которые могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересные события и др.), а затем по моделям (что является главным в нашем учреждении, т. к. мы работаем по программе «Развитие»).
Огромную роль может сыграть отношение педагога. Взрослый должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.
Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- в заключение различными способами вызывать у детей радость (модель занятия смотри в приложение).
Структура обучения дошкольников риторике.
2.4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Для определения эффективности организованной нами работы мы использовали несколько методик.
1. Наиболее достоверным диагностическим методом можно считать наблюдение за тем, как ребенок ведет себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда много незнакомых людей в группе. Психологи заметили, что дети, имеющие проблемы в межличностном общении, боятся смотреть в глаза собеседнику, часто имеют такие привычки, как грызение ногтей, порой болезненно реагируют на слова окружающих.
В ходе наблюдения за детьми группы в течении двух лет, можно сделать выводы, что дети стали более раскрепощенными, смелыми, легко идущими на контакт. В ходе наблюдения мы также выяснили, что повысился уровень социально- коммуникативных умений свободного общения детей друг с другом, использование в речи «вежливых» слов, т. е. уровень речевого этикета и самое главное восприятие ребёнком собеседника, т.е. культура слушания.
2. Для определения уровня коммуникативных способностей детей, культуры слушания и речевого этикета, умения ребёнка себя контролировать в разных ситуациях, находит нужные слова в общении с собеседником, нами была использована следующая методика:
Тест на развитость самоконтроля (Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.)
Цель: описать предметные картинки и предложить правильные варианты разрешения проблем.
В результате проведения данной методики мы получили следующие результаты:
Диаграмма 1. Развитие самоконтроля.
Вывод: Таким образом, игры – занятия по риторике способствуют повышению уровня самоконтроля, развития коммуникативных способностей детей с ОВЗ. В результате проведения данных игр повысилось качество общения детей, т. е. дети стали, терпеливо относиться друг другу, находясь в разных ситуациях, могут контролировать себя, меньше испытывают трудности в общении (с 30 % до 16% снизился низкий уровень и 43% до 61% поднялся высокий уровень).
3. В занятиях по риторике основное внимание уделяется языку выразительных движений, освоению приемов парного взаимодействия (общения), стремлению к образному перевоплощению. Для определения уровня развития вербального и невербального общения мы использовали педагогическую диагностику по программе «Развитие» Л. А.Венгера Умение перевоплощения детей в образ.
Цель: определить уровень перевоплощения детей в образ, качества голоса, уровень развития невербального и вербального общения.
Диаграмма 2. Умение перевоплощения детей в образ.
Вывод: По данной диаграмме видно, что уровень перевоплощения детей в предложенный образ имеет положительную динамику, идёт снижение низкого уровня /с 35% до 22% /, и рост с 26% до 39% высокого уровня.
В результате проведенной нами работы у детей с ОВЗ значительно обогатился активный словарь, повысился уровень коммуникативных способностей, дети в достаточной мере могут общаться и взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками. Дошкольники стали более раскрепощенными, легче перевоплощаются в различные образы, способны действовать самостоятельно, многие легко ориентируются не только на свои интересы, но и на интересы других. Используют в зависимости от ситуации в своей речи простой речевой этикет (просьба, приглашение, прощание, совет). Практически сформировалось умение слушать и слышать собеседника.
Эти дети по всем параметрам обследования имеют высокий уровень, они очень активны, общительны, могут организовать любую игру и привлечь в нее детей.
В будущем планируется продолжение работы с детьми с ОВЗ по выбранному нами направлению: подбор практического материала в соответствии с взрослением детей группы, составление перспективного планирования по включению занятий по риторике в воспитательно – образовательный процесс, распространение опыта работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведённое нами исследование подтвердило успешность речевого развития детей, в которое была введена риторика.
Дети с нарушениями в развитии чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Практически у всех детей преодолён страх публичного выступления, они более активны и раскованы, чем дети , где риторика не вводилась.
Сам эксперимент проводился в течении 2 – х лет. Можно отметить, что дети, где была введена риторика, более раскованы, уверенны в себе и легче идут на контакт. В них сильнее чувство коллектива, что не мешает им и осознавать себя личностями. Специфика предмета их располагает к отсутствию страха перед оппонентом или просто собеседником, что, естественно, накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Занятия не совсем обычны, это позволяет детям окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно, раскрепощённости. Воспитатель и родитель здесь является лишь помощником, идущим рядом, помогающим прийти к верному решению самим ребенком, а это, естественно, влияет на интерес к предмету лишь положительно. Красочность и живость предмета увлекает детей в мир, где можно побыть, кем угодно без страха получить за это плохую отметку. Дети учатся излагать свои мысли, они учатся говорить - а какой ещё предмет может позволить им это делать? Разве что литература, но и там говорят лишь немногие. А риторика заставляет говорить всех.
Мы считаем, что предмет риторика должен вводиться в образовательные учреждения разного уровня. Каждый культурный человек должен уметь говорить хорошо и уметь говорить правильно, поэтому предмет риторика обязан вводиться в дошкольную программу и, особенно в программу общеобразовательных школ в рамках инклюзивного образования , ведь потенциал страны составляют все слои населения без исключения. Наше будущее и будущее наших детей зависит только от нас, а в первую очередь - от педагогов.